22
Вс, окт

Решение основной проблемы человека 17 ч.

Статьи
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека Часть 17

Пятое: чувство вины

В книгах по психологии пишется, что чувство вины появляется вследствие совершения плохого поступка, будь то вынужденно или добровольно. Это чувство вины оказывает сильное влияние на человека и ему тяжело избавиться от него, поскольку подобные поступки часто противоречат моральным ценностям и религиозным учениям. Данная проблема сильно влияет на жизнь человека из-за возникновения чувства вины при каждом совершении плохого поступка. Это чувство возникает периодически, так что человек не может избавиться от него.

При каких бы обстоятельствах человек ни совершил грех, вынужденно или добровольно, исламская акъыда решила эту проблему. Всевышний Аллах — Прощающий и Милостивый. Он принимает покаяния Своих рабов. Более того, Ислам утверждает, что совершение ошибок — это одно из качеств человека. Имеется много причин, из-за которых человек совершает грех, одна из них — это забывчивость. Всевышний Аллах говорит:

وَلَقَدْ عَهِدْنَا إِلَى آدَمَ مِن قَبْلُ فَنَسِيَ وَلَمْ نَجِدْ لَهُ عَزْمًا

«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твёрдой воли» (20:115).

Забывчивость Адама стала причиной его несправедливого поступка по отношению к себе. Всевышний Аллах говорит:

قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (7:23).

Адам и его супруга признали свою ошибку и покаялись перед Аллахом. Всевышний сообщает нам, что причиной их ослушания были наущения Шайтана:

فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ

«Сатана же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились» (2:36).

Также Всевышний сообщил нам, что Он указал Адаму на покаяние, и тот покаялся перед Ним:

فَتَلَقَّى آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный» (2:37).

Таково отношение Аллаха к людям. Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ لَمْ تُذْنِبُوا لَذَهَبَ اللَّهُ بِكُمْ وَلَجَاءَ بِقَوْمٍ يُذْنِبُونَ فَيَسْتَغْفِرُونَ اللَّهَ فَيَغْفِرُ لَهُمْ

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы вас и создал бы других, которые грешат, а затем просят Аллаха о прощении, и Он бы прощал им» (Муслим). В хадисе-кудси говорится:

يَقُولُ اللهُ تَعَالَى: مَنْ عَمِلَ حَسَنَةً، فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا. وَأَزِيدُ، وَمَنْ عَمِلَ سَيِّئَةً فَجَزَاؤُهَا مِثْلُهَا، أَوْ أَغْفِرُ، وَمَنْ عَمِلَ قُرَابَ الْأَرْضِ خَطِيئَةً، ثُمَّ لَقِيَنِي لَا يُشْرِكُ بِي شَيْئَا جَعَلْتُ لَهُ مِثْلَهَا مَغْفِرَةً، وَمَنْ اِقْتَرَبَ إِلَيَّ شِبْرًا، اِقْتَرَبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا، وَمَنْ اِقْتَرَبَ إِلَيَّ ذِرَاعًا، اِقْتَرَبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا، وَمَنْ أَتَانِي يَمْشِي، أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً

«Всевышний Аллах говорит: «Того, кто совершит одно доброе дело, ждёт десятикратное воздаяние, или Я прибавлю ему ещё. Что же касается совершившего дурное, то воздаянием за это будет нечто столь же дурное, или Я прощу его. Кто встретит Меня, совершив столько грехов, что они покроют собой всю землю, но при этом не поклонявшись наряду со Мной ничему иному, Я встречу его прощением, которое покроет собой все эти грехи. К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, а к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень. К тому, кто направится ко Мне шагом, Я брошусь бегом» (Ахмад, Муслим, Ибн Маджа).

Всевышний Аллах говорит:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный»» (39:53).

Аллах принимает покаяния своих рабов, сожалеющих о содеянном. Возможно, сожаление согрешившего — это то, что некоторые описывают как чувство вины. Если это так, то сожалеть из-за своих грехов необходимо, однако кающийся не должен отчаиваться в милости Аллаха, а грех, за который последовало покаяние и сожаление, не должен влиять на дальнейшие действия человека и мешать приближаться к Аллаху.

В сахих хадисе говорится, что Аллах простил человека, убившего девяносто девять душ. Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Среди тех, кто жил до вас, был человек, убивший девяносто девять душ. Затем он решил раскаяться и стал искать самого знающего человека на земле. Ему указали на одного (по некоторым сообщениям — монаха). Он пришёл к нему и сказал: «Я убил девяносто девять человек, могу ли я раскаяться?». Тот спросил: «После убийства девяноста девяти человек?!». Тогда грешник вытащил свой меч и убил знающего, который стал сотой жертвой. Затем он снова захотел покаяться и стал искать самого знающего человека на земле. Ему указали на одного учёного. Грешник пришёл к нему и спросил: «Я убил сто людей, могу ли я раскаяться?». Учёный ответил: «Кто же может помешать человеку раскаяться? Выйди из своего злосчастного селения и отправляйся в такое-то праведное селение, где живут люди, поклоняющиеся Всевышнему Аллаху. Поклоняйся вместе с ними и не возвращайся на свои земли, ибо там творится зло». Он отправился туда и на полпути его настигла смерть. Ангелы милости и ангелы наказания стали препираться о нём (кто должен забрать его душу). Иблис же сказал: «Я более достоин, чтобы забрать его, поскольку он никогда не ослушался меня». Ангелы милости сказали: «Он пришёл покаявшимся, обратив своё сердце к Всевышнему Аллаху!». Ангелы наказания же сказали: «Поистине, он никогда не совершал ничего благого!». Затем Аллах отправил ангела в образе человека, чтобы он рассудил между ними. Он сказал: «Померьте расстояние, к какому из двух селений он окажется ближе, к тем и относится». Тогда Аллах приказал приблизить одно селение и отдалить другое. Они померили расстояние и оказалось, что грешник ближе к тому селению, куда направлялся. И ангелы милости забрали его душу, а Аллах простил его» (Бухари, Муслим).

В другом сахих хадисе говорится: «Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем радуется человек, у которого в пустыне убежала верблюдица, на которой были его еда и питьё. Он долго искал её, а когда совсем отчаялся — уснул под деревом и, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица стоит возле него, а на ней еда и питьё. Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем обрадовался этот человек возвращению своей верблюдицы» (Бухари).

Остался один вопрос: совершение греха в принуждённом состоянии, а не по своей воле. В таком случае к нему применяется реальность къада и къадар, т.е. это то, что предписал ему Аллах по Своей мудрости. Положение такого человека является положением уверовавшего в къада и къадар — если он проявит терпение к этим трудностям, то ему причитается награда. Он просит у Аллаха блага и защиты от зла. Если он совершал грех не по своей воле, то не должен порицать себя за это, поскольку порицания заслуживают только те действия, которые были совершены по своей воле. Если кто-либо по своей воле совершил действие, противоречащее законам Шариата, тогда он заслуживает порицания, кроме случая, если он раскаялся.

Вера в къада и къадар требует полного повиновения тому, что происходит от него или в отношении него не по собственной воле, если человек не имел возможности избежать этого. И поэтому, в таком случае, он не должен порицать себя.

Также одной из причин совершения греха является неосторожность. Возможно, перед совершением какого-либо действия человек проявит беспечность и не вспомнит правильное понятие об удовлетворении той или иной потребности. Тогда желание возьмёт верх над его разумом, и он совершит грех, не обратив на это должного внимания, пока не станет совсем поздно, когда его станет мучить чувство вины. Разумный человек должен размышлять над каждым действием, которое он намеревается совершить, учитывая последствия этого действия. Он должен смотреть на результат действия, которое он будет совершать, и на результат удовлетворения своей потребности, связывая это со своими жизненными критериями, которыми у мусульманина являются законы Шариата. Необходимо вспоминать шариатский хукм перед совершением каждого действия и руководствоваться им, учитывая цель своей жизни, которая заключается в получении довольства Аллаха.

Размышляя над действиями, которые совершаются согласно Шариату, человек осознаёт, что таким образом он спасётся от наказания в Судный день. Так он станет связывать свои действия с тем, что последует после этой жизни, а также избавится от постоянного беспокойства из-за возникновения вопроса «Зачем?» и, как следствие, избавится от чувства вины.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
16 Джумада аль-уля 1438 г.х.
13.02.2017 г.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS