Идеологическая принципиальность у индивидуума
«Господь — Един, Господь — Един, Господь — Един!», — эти слова воскликнул наш господин Билял ибн Рабаха, да будет Аллах доволен им, чтобы выразить вошедшую в его душу идею, несмотря на то, что она находилась в полном противоречии с безбожными идеями курайшитов. Именно здесь предстала в полном блеске позиция и стойкость в истине, или, как это принято называть сегодня, идеологическая принципиальность. Да, это и есть сила идеологии, которой характеризуются благоразумные, стойкие, богобоязненные, отважные верующие люди. Но что такое идеология? Как она живёт в индивидууме, группе и государстве?
В арабском языке «идеология» обозначается словом «мабда», означающем пояснение сути жизни, т.е. исходное и конечное положение всего бытия. Другими словами, «мабда» — это всеобъемлющая идея о жизни с вытекающими системами для жизнедеятельности человека. Синонимом слова «мабда» по значению — идеология, которая является всеобъемлющей идеей с вытекающими системами для жизни, другими словами, речь идёт о вероучении — акъыде — и выходящих из неё решениях.
Идеология состоит из всесторонней идеи о Вселенной, человеке и жизни, о том, что предшествовало этой мирской жизни и последует после неё, о связи с того, что предшествовало, с тем, что последует, и метода реализации повесток дня и программы этой идеи, т.е. из метода, посредством которого воплощается в жизнь эта самая всесторонняя идея.
Одним словом, идеология состоит из полной идеи и вытекающей из неё системы. Это исходное положение, отталкиваясь от которого человек начинает свои рассуждения, определяет правильное и ошибочное. По своему происхождению идеология либо выдумывается человеком, либо ниспосылается Создателем самого человека — Всевышним Господом миров. И тут напрашивается вопрос: «Какая идеология является правильной? Которая выдумана несовершенным и нуждающимся умом человека, как социализм, капитализм и т.п., или которая ниспослана Всезнающим Аллахом — Творцом всего сущего?».
Вне всяких сомнений, идеология, разработанная человеческим умом, является несовершенной и неправильной идеологией, поскольку она стала продуктом человеческого разума, который несовершенен и нуждается в другом, кем является Совершенный, Единственный, Бесподобный Творец небес и земли — Всевышний Аллах. Это значит, что идеология, ниспосланная от Создателя всего человечества, является истинной и совершенной, не имеющей никаких изъянов и ошибок.
Поэтому Билял и его побратимы из числа сподвижников, да будет доволен ими Аллах, стали идеалами для подражания и образцами идеологической принципиальности, поскольку они убедились в правильности исламской идеологии и покорились ей навеки. Во всех своих делах они усердствовали во благо этой идеологии. Они жертвовали самым дорогим и самым ценным на её пути. Они положили на алтарь свои жизни, имущества и даже детей.
В имущественном плане праведный Абу Бакр пожертвовал всем своим имуществом, Усман ибн Аффан снарядил при помощи своего имущества огромное войско, Сухайб Абу Яхья отдал всё своё имущество, чтобы снискать довольство Аллаха.
Что касается самопожертвования, то самым ярким примером тому служит Али ибн Абу Талиб, который, будучи совсем юным, рискнул своей жизнью, чтобы спасти Посланника Аллаха ﷺ, когда лёг в чистую постель Пророка Мухаммада ﷺ в осаждённом язычниками доме. Такими же были и остальные сподвижники, которые отдавали свои души ради Ислама, Посланника Аллаха ﷺ и его государства во многих сражениях с врагами Ислама.
Говоря о жертвовании своими детьми, следует отметить, что лучшим примером тому является благочестивая аль-Ханса бинт Амр ас-Сальмийа, которая пожертвовала своими четырьмя сыновьями и произнесла свои известные слова, которые Всевышний Аллах сохранил до Судного дня, чтобы вознаградить эту женщину и её сыновей наилучшим воздаянием. Когда весть о гибели сыновей дошла до их матери аль-Хансы, она сказала: «Хвала Аллаху, который почтил меня их гибелью. Я прошу у моего Господа, чтобы Он собрал нас всех в обители Своей милости». Также примером может быть Икрима ибн Абу Джахль, который отчаянно сражался с противниками Ислама в сражении при Ярмуке, пойдя на верную смерть, и погиб мучеником, разбивая римских легионеров.
Сподвижники, проживающие в Медине — ансары, — жертвовали даже своими жёнами и предоставляли переселившимся в Медину сподвижникам — мухаджирам, — право выбрать одну из них.
الَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ
«…те, которые дали убежище и оказали им помощь» (8:74),
يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ
«…любят переселившихся к ним» (59:09),
وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ
«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:09).
Верно, это героизм и отвага, которые являются прекрасными плодами исламской идеологии, которая проникла в умы и души сподвижников, превратив их в горящий вулкан, сжигающий всё нечестивое на своём пути. Однако как мы сегодня относимся к этой великой идеологии? Похожи ли мы на первых мусульман?
Сегодняшний чиновник ворует, злоупотребляет своими служебными полномочиями, получает взятки и продаёт свою позицию из-за трусости или выгоды. Стоит только измениться политической конъектуре в стране, как он начинает лицемерить, подхалимничать и заискивать перед новыми власть имущими, не имея стойкой позиции в отношении истины. Насколько мы соответствуем словам Всевышнего Аллаха:
مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلاً
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства (или умерли), и такие, которые ещё ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:23)?
Позиция этих верующих мужей была единой, как в радости, так и в горести, в хорошие и плохие времена. Они не меняли своих позиций. Отважный принципиальный мусульманин говорит правду, не боясь ради Аллаха упрёков всякого хулителя, поскольку малодушный и восхваляющий влиятельных людей (обладателей власти) теряет уважение и ценность перед последними. Они смотрят на него, как на инструмент продвижения своих злосчастных проектов. Они эксплуатируют его вместо инструмента, не более. Такой человек является беспринципным и ничтожным приспособленцем, который отбросил Ислам в сторону.
И Всевышний вправе сделать его несчастным на этом свете и в мире Вечном. Ислам запретил мусульманину быть приспособленцем и марионеткой в руках других, как и запретил быть беспринципным и малодушным. Мусульманину не подобает быть подобно перу, которое ветер уносит как и куда пожелает! Политика лавирования, хитрости и приспособления, угодничества, спокойствия и движения по течению запрещены в Исламе и отображают суть лицемерия. Поэтому все доктора, учителя, врачи, военачальники, визири и политики должны иметь идеологическую позицию и быть похожими на сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, да будет доволен ими Аллах.
Народ, желающий развития и успеха, обязан сеять в сознаниях и душах своих детей идею Ислама, которую в своё время сеял Пророк Мухаммад ﷺ в сознаниях и душах своих сподвижников, чтобы мы получили такое поколение, которое будет окружено верой, храбростью, готовностью жертвовать, сознательностью и твёрдой уверенностью в победе Всевышнего Аллаха.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдур-Рахман аль-Амирий — Йемен
25 Зуль-хиджа 1440 г.х.
26.08.2019 г.