23
Сб, нояб

Пренебрежение методом

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Прибегнуть к такой классификации, что Ислам состоит из идеи и метода, нас побудило то, что мусульмане стали игнорировать многие шариатские законы под предлогом того, что в современное время они перестали относиться к числу наших обязанностей.

В своё оправдание они говорят, что якобы Посланник Аллаха ﷺ придерживался этих законов из-за их соответствия тогдашнему положению и обстоятельствам. Они утверждают: если эти законы соответствуют нашим реалиям сегодня, мы примем их, но если они не соответствуют, мы оставим их и примем вместо них другие, которые соответствуют нашим обстоятельствам. На основе этого заблуждения стали появляться мусульмане, которые призывают к изменению исламской системы наказаний под тем предлогом, что она противоречит нынешним реалиям.

Согласно их мнению, больше неприемлемы такие виды наказаний, как порка, побивание камнями и отсечение руки, как это было раньше, под предлогом того, что они являются жестокими законами и что Запад считает их такими же варварскими, как варварство Средневековья. Они говорят, что эти законы Ислама напоминают жителям Запада об их религии, которая угнетала людей несправедливыми законами, и что это будет только отталкивать людей от Ислама. Они не видят ничего плохого в том, чтобы заменить эти виды наказаний тюремным заключением или штрафами. Эта тенденция привела также к появлению среди мусульман тех, кто призывает остановить джихад. Они говорят: поскольку роль джихада заключалась в распространении Ислама, сегодня можно заменить его другими средствами призыва и теми же СМИ.

Они говорят: мы живём в эпоху межкультурного обмена. По их мнению, из-за того, что Ислам имеет твёрдые аргументы и является очевидной истиной, с помощью бумаги, радио и телевидения можно достичь гораздо большего, чем силой меча, перед которым, по их словам, «закрываются сердца» и «появляется ненависть». Ещё одни мусульмане говорят, что необходимо отменить джизью (подушный налог, выплачиваемый неверующими мусульманам в обмен на защиту и безопасность) под предлогом того, что она неприятна на слух и вызывает отвращение. Другие заявляют, что Халифат не является обязательным согласно Исламскому Шариату. Они издают фетвы, которые оправдывают принятие «современных» форм правления, и призывают не ограничиваться «устаревшей» системой Халифата. По их словам, важным является применение исламских законов, а не вид системы, которая их реализует, и они утверждают, что эта система может принимать разные формы.

Подобные утверждения привели к появлению множества предложений относительно того, как работать над созданием Исламского Государства. Мусульмане стали полагать, что возвращение Ислама будет происходить через формирование исламской литературы, строительство мечетей, создание благотворительных ассоциаций, открытие исламских школ наподобие миссионерских школ, призыв к морали, вооружённые действия или деятельность по достижению власти посредством участия в управлении и демократических играх. При всём этом мы наблюдаем пренебрежение методом Посланника Аллаха ﷺ в достижении власти.

Таким образом, сегодня мусульмане неоднозначно принимают шариатские положения, касающиеся идеи, и, следовательно, игнорируют шариатские положения, связанные с методом. Всё это возникло из-за влияния западных идей на мышление мусульман, а также из-за того, что у них не было ясного понимания Ислама с законодательной точки зрения и чёткого понимания его применения.

Это и подтолкнуло нас провести исследование в области идеи и метода, чтобы мусульмане не пренебрегали важными шариатскими законами, связанными с методом, а Ислам был реализован полностью. Игнорирование законов метода является оставлением важной части Ислама, а это считается ослушанием Аллаха, за которое мусульманам придётся отвечать.

Мы сказали, что Ислам состоит из идеи и метода, чтобы внести ясность, облегчить понимание и упростить применение. Ранее мусульмане уже приводили подобные классификации, говоря, что «Ислам — это акыда и системы», вводя в исламскую юриспруденцию такие понятия, как «социальная система», «экономическая система», или законы еды, обрядов поклонения и нравственности. Все законы Ислама имели место ещё при Посланнике Аллаха ﷺ, но именно исламские учёные собрали их и привели в порядок, разбив по главам, чтобы облегчить мусульманам понимание и упростить применение.

Также цель нашего исследования состоит в том, чтобы мусульмане правильно воспринимали незыблемые шариатские положения, имеющие обязательную силу, и не пытались заменить их или отступить от них или пренебрегать ими.

Соответственно, недопустимо заменять шариатские виды наказаний современными наказаниями, систему Халифата — республиканской системой, исламские законы — западными гражданскими законами, а метод Посланника Аллаха ﷺ в установлении правления — логическими идеями и суждениями, независимо от того, какие фетвы издаются в их поддержку.

Если хукм создания Исламского Государства является шариатским, то метод его установления так же является шариатским хукмом. Это означает, что Шариат предоставил подробные доказательства этого метода, потребовал соблюдать его и запретил отступать от него. Этот вопрос аналогичен другим шариатским положениям, связанным с методом.

Читая книги по исламской юриспруденции, видишь, что мусульманские учёные подробно изложили положения о наказаниях, джихаде, правлении и других положениях метода за исключением положений деятельности по созданию Исламского Государства, поскольку они не сталкивались с этим вопросом и не было необходимости рассматривать его. Мусульмане в разные времена исламской истории не нуждались в подобном исследовании, потому что никогда не жили в отсутствии Исламского Государства. Но сегодня мусульмане должны прилагать усилия, чтобы вывести и разъяснить законы метода. В своём исследовании они должны полагаться на шариатские доказательства, а не логические суждения, подверженные влиянию обстоятельств и настроений.

Если метод является шариатским, тогда в нём должно прослеживаться следование шариатским текстам и подражание Посланнику Аллаха ﷺ. В случае следования текстам становится возможным привлечение к отчёту и наставление. Каждое ответственное лицо может привлекаться к отчёту и подвергаться наставлениям так же, как и любой член группы. Этот вопрос не зависит от умозаключений, личных связей или жизненного опыта. Неправильно называть метод деятельности вопросом опыта, скорее, метод должен приниматься только из Шариата.

Кто хочет вести деятельность по созданию Исламского Государства, естественно спрашивает о шариатском методе и подробных доказательствах. Затем он ведёт прения в этих доказательствах, принимает их и призывает к ним. Так каких же шариатских действий следует придерживаться в деятельности по созданию Исламского Государства?

Для того, чтобы узнать шариатский метод, необходимо точно и глубоко понять реальность, в которой сегодня живут мусульмане, чтобы указать на основную причину, с решением которой решится всё, что с ней связано. Это и станет коренным решением. И когда реальность будет понятна, а главная причина известна, можно определить шариатскую цель, которая должна быть достигнута. Этой целью является перемещение людей в требуемую шариатскую реальность. Только после этого вы можете узнать, какие шариатские действия должна выполнять группа. Эти шариатские действия извлекаются из жизни Посланника Аллаха ﷺ, а именно — из того отрезка его жизни, который соответствует нашим дням.

 


Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд