23
Вт, апр

Уроки из истории Балкан. Ислам — мир и развитие, национализм — упадок и геноцид

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

С именем Аллаха — Милостивого и Милосердного

Несмотря на небольшую площадь Балканского полуострова, этот регион на протяжении всей своей истории был ареной многочисленных конфликтов и войн.

Возможно, что и нет другой такой насыщенной исторической памятью земли, как балканская земля; земля, на которой возвеличивались народы и терпели крах целые империи. Народы, веками проживающие на этих землях, были свидетелями бесконечного кровопролития, многочисленных войн и рабства. И наконец, спустя 600 лет после прихода Ислама, эти земли и люди смогли ощутить, что такое благополучие, мир и развитие.

Благодаря Исламу многочисленные народности, их языки и мировоззрения сплотились, превратив эти земли словно в сад прекрасных цветов. Однако когда народы Балкан снова вернулись к национализму и отвернулись от Ислама, к ним вернулись беспорядки, маргинализация, расизм, войны и т.д. Война в Боснии — и, в частности, геноцид в Сребренице 25 лет назад — были не первым кровопролитным конфликтом после падения Халифата.

Среди потерь и страданий, которые потерпела Умма, были и насильственная ассимиляция, изгнания и массовые убийства мусульманских меньшинств. В Болгарии в период с 1944 по 1989 гг. происходили массовые убийства и этнические чистки, так же в 1944–1945 гг. был геноцид и вынужденное переселение тысяч албанцев-чама из областей греческого региона западного Эпира в Албанию. Помимо этого, мусульмане пережили так называемое «кровавое Рождество» 1963 года, когда 364 безоружных гражданских мусульман, женщин и детей, были убиты на Кипре.

Это лишь несколько примеров того, что пережила наша Умма. Несмотря на то, что история Балкан преподносит нам уроки, история также рассказывает об успехе внедрения исламской системы правления на этих землях. В настоящее время Балканы характеризуются как территория, включающая Боснию и Герцеговину, Хорватию, Сербию, Косово, Словению, Албанию, Македонию, Черногорию, Болгарию, Румынию, Грецию и Фракию.

Первые исламские завоевания на Балканах начались, когда войска султана Орхана I, который служил Аббасидскому Халифату, в 1352 году захватили замок Цимпа в Болгарии. С этого момента, с 1352 г. и до середины XVI века, Балканы попали под контроль Османского Халифата. Однако Балканы не были завоёваны мечом, как обычно многие утверждают. Османские армии вели борьбу против местных феодальных держав и крестоносцев-католиков, однако завоевания народов региона осуществлялись посредством «политики истималет» (тур. İstimalet Politikası), а не войн. Именно благодаря этой политике Балканы за всю свою историю были в безопасности, мире и справедливости. Именно эта политика побудила миллионы людей, даже целые народы добровольно принимать Ислам в течение последующих столетий.

Лексическое значение слова «istimalet» означает «очаровывать, привлекать, завоёвывать сердца». В османских летописях это слово использовалось в значении «охрана людей, и, в частности — немусульманских граждан, проявление особой терпимости и доброты по отношению к ним». Основными принципами османской политики «истималет» является хорошее обращение, защита людей в присоединённых регионах, защита их жизни и имущества от врагов, предоставление им свободы в их религиозных делах, предоставление лояльности в вопросах налогообложения.

Идея этой политики основывается на тексте Корана. В суре «Ат-Тауба», в 60-м аяте есть фрагмент — «وَٱلْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ», в котором идёт речь об объединении сердец ради Ислама. Присоединение балканских земель было достигнуто благодаря этой политике, которая защищала местное христианское население, соблюдала их права, предоставляла им свободу вероисповедания и даже освобождала от налогов. Впоследствии немусульманское население считало, что Османское государство является государством-спасителем. Таким образом, политика «истималет» была одним из основных факторов, который помог Исламу поддерживать власть и лояльность народов Балкан на протяжении многих веков.

Ключевым фактором в истории Боснии является то, что при исламском правлении большая часть её населения решила принять Ислам. Также исламское правление положило конец различным столкновениям между христианами и мусульманами. Более того, даже одно из самых радикальных христианских движений — богомилы, — приняв Ислам, образовало мусульманскую славянскую общину с сербскохорватским языком.

Исторические записи подтверждают, что люди разных национальностей и вероисповеданий жили на Балканах мирно и свободно под правлением мусульман. Объясняется это тем, что наиболее отличительной чертой системы Османского государства был её «толерантный подход к своим гражданам». Французский историк Робер Мантран в своей книге «История Османской империи» писал: «Особенно в христианских районах были сохранены местные языки, религиозные обычаи и даже социальные и политические работники; были заключены договоры с церквями и духовенством, им предоставлялись даже налоговые льготы. Наряду с прекращением конфликтов между христианами, благодаря толерантности Османского государства к представителям религиозного движения богомилов, в отношениях с ними были заложены такие установки, из-за которых впоследствии члены этого движения приняли Ислам.

При этом никогда не предпринимались попытки ассимилировать жителей присоединённых земель и не проводилась политика тюркизации или принудительной исламизации. Если бы это не было на самом деле так, как есть, то было бы невозможно объяснить, как носители греческого, болгарского, сербского и других языков, представители различных христианских течений и местных народностей смогли сохранить свою идентичность и культуру до наших дней». Западный историк указал даже на то, что «славянский» (либо болгарский, либо сербский — прим. ред.), по всей видимости, был третьим официальным языком в Османском государстве в 1595 году.

Соколлу — очень известная боснийская семья сербского происхождения. Выдающиеся члены этой семьи, такие как великий визирь Соколлу Мехмед-паша и военачальник Ферхад-паша Соколович, были высокопоставленными государственными чиновниками в Османском государстве в XVI веке. В период с XVI по XVII век в Османском государстве было 8 боснийских выдающихся визирей.

Говоря об успехе Ислама, историки часто подчёркивают организационную структуру Османского государства. Например, болгарский историк Мария Тодорова в своей книге «Воображая Балканы» говорит:

«Есть много факторов, которые способствовали успеху Османского государства в установлении мира и спокойствия на Балканах [...] более важно то, что Османское государство имеет сильную организационную структуру. Это преимущество проявлялось во всех землях, где присутствовало Османское государство. Эта структура не была репрессивной, напротив, она приняла принцип терпимости и сострадания, поэтому Османское государство всегда уважало ценности и традиции местного населения и всегда ценило людей».

Фактором, который сформировал и позволил эффективно осуществить эту политику толерантности и терпимости, является государственная структура, основанная на Коране и Сунне. Именно приверженность Корану и Сунне позволили Османскому государству управлять Балканами в течение почти 600 лет. В Исламе сердца «завоёвываются» с помощью политики. И чтобы устранить любые препятствия, мешающие этим «завоеваниям», Ислам предписывает джихад. Таким образом, мусульманские армии одержали славные победы в Первом сражении в Косово в 1389 году, в походе на Варну в 1444 году, во Втором сражении в Косово в 1448 году и в других бесчисленных победах против крестоносцев.

И каждая из этих побед отпечатаны в памяти мира, кроме того, они укрепили влияние Ислама на Балканах. Именно эти победы не позволили Западу оказать поспешную помощь Константинополю и проложили путь к его завоеванию. Христианская Европа не забыла и никогда не забудет эти сокрушительные победы мусульман. Эта ненависть из-за поражений, укоренившаяся в сердцах и умах сербского немусульманского населения, является основной причиной Боснийской войны и геноцида в Сребренице.

Интеллектуальный и идеологический упадок в Османском государстве в XVII-XVIII веках привёл к системному кризису, вызвавшему социальную и экономическую нестабильность. Наряду с этим, осада Вены в 1683 году закончилась поражением османской армии и стала переломным моментом в войнах между Исламом и крестоносцами. Это поражение воодушевило врагов. Уже в 1699 году Османское государство вынуждено было подписать Карловицкий мирный договор. Подписав этот договор со Священной Римской империей, Речью Посполитой, Венецианской республикой и Россией, Османское государство передало Венгрию Габсбургской монархии. Этот договор считается началом периода упадка Османского государства.

Для крестоносцев путь был открыт. Мусульмане были очень терпеливы и снисходительны к их злобным идеям. Таким образом, крестоносцы разработали очень простую формулу: распространить национализм среди христианских меньшинств, поощрять восстания против Османского государства, а затем давить на Османское государство с целью предоставить христианским меньшинствам больше прав. Эти реформы вначале привели к автономии, а после — к независимости христианских народов.
Например, сельскохозяйственные вопросы в Боснии, которые возникли из-за неправильной и даже неисламской практики сельскохозяйственных отношений между землевладельцами и крестьянами, были одной из проблем, которые облегчили распространение националистов среди народов Боснии.

Эта проблема была решена изданием указа халифа в 1859 году. Однако этнические сербы, которые всё ещё не были удовлетворены условиями, подняли ряд крестьянских восстаний против Османского государства. Восстание в Герцеговине в 1875 году было особо сильно политически мотивированной акцией и привело к вмешательству иностранных держав. Так в Берлинском договоре 1878 года Босния и Герцеговина были переданы Австро-Венгрии. Несмотря на сопротивление мусульман Боснии, Австро-Венгрия захватила эту землю в 1878 году. Таким образом, османское правление над Боснией и Герцеговиной официально прекратилось, а в 1908 году Боснию официально объявили территорией Австро-Венгрии.

При поддержке Запада всё больше и больше немусульманских общин, находящихся под покровительством Османского государства, начали бунтовать, обвиняя государство в репрессиях, в несправедливом обращении и требуя расширить их права. Наконец, в период с 1839 по 1876 годы Османское государство ввело ряд модернизационных реформ — «Танзимат». Эти реформы предоставили немусульманским гражданам новые, равные права с мусульманами, возможность стать чиновниками, поступать в военные школы, такие же налоги, как и у мусульман, и отмену налога с иноверцев — джизьи.

Как и предусматривалось, после этих преобразований Запад усилил движение за независимость территорий, что были под покровительством Османского государства. В 1832 году Греция была признана независимым государством, а в 1859 году Молдавия и Валахия объявили себя независимыми румынскими объединёнными княжествами. После Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Берлинский договор отсоединил большинство балканских османских территорий от Халифата.

При поддержке России, целью которой было установление панславизма на Балканах, Сербия в конце концов провозгласила свою независимость в 1878 году, после неё провозгласила независимость Болгария в 1908 году. В 1908 году Босния и Герцеговина были так же упразднены. Во время Балканских войн, начавшихся в 1912 году, за которыми последовала Конференция в Лондоне в 1921 году, авторитет и гегемония Османского государства над Балканами полностью исчезли.

С этого момента Балканы снова вернулись к феодальным угнетениям XIV века. Снова начались войны за интересы между империями и королевствами. Народы Балкан снова стали жертвами притеснения расистских, антирелигиозных, социалистических, коммунистических и других техногенных идеологий национальных государств. Люди снова были лишены своей земли, языка, религии, жизни, имущества и достоинства. Коммунистические притеснения и преследования в Румынии, Югославии, Чехословакии, Болгарии поражают людей всех религий и народов. Наряду с мусульманами евреи, христиане и другие верующие на Балканах подвергались геноциду, депортации, эксплуатации, пыткам и тюремному заключению.

После устранения консолидирующего народы исламского правительства никакая другая идеология, режим или международная организация не обеспечили мир, единство, солидарность, защиту, безопасность, развитие и благосостояние народов Балкан. Напротив, в конце ХХ века, в период, когда Запад хвастался тем, что находится на вершине цивилизации, объявив себя защитником прав человека, женщин и детей, а также покровителем свободы веры и религии, в центре Европы произошёл один из самых чудовищных геноцидов в истории человечества.

Да, наша Умма пережила и продолжает быть свидетелем всех этих злодеяний. Тем не менее, как указано в начале этой статьи, история Балкан является для нас важным уроком. В дополнение к этим ценным урокам у нас есть послание нашего Пророка ﷺ. Те, кто придерживался этого послания, преуспевали.

Ислам не заставляет никого становиться мусульманином. Ислам не возвышает и не унижает никого по признаку национальности, цвета кожи или социального статуса. Предложение и обещание Ислама человечеству понятны. Во-первых, Ислам дарует счастье в мирской жизни каждому человеку, который ищет убежища в Исламском Государстве. Во-вторых, Ислам даёт возможность стать счастливее в этой жизни и преуспеть в следующей посредством принятия Ислама. Это не предложения и обещания мусульман, нет, это обещание Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ. Аллах ﷻ никогда не нарушает Своего обещания, а пророчества Посланника ﷺ всё так же продолжают сбываться один за другим.

 

Написано для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зера Малик
Член Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир

Главное меню