Сторонники идеи постепенности полагаются на то, что по их мнению является доводом, подтверждающим их понимание в мышлении и исламском призыве. Они привели доводы, желая оправдать своё мнение.
Они не вывели своё мнение из шариатского текста и его указаний, а наоборот, подчинили шариатский текст своим взглядам, как мы это наблюдаем. Они привели следующие доводы:
1 — Они говорят, что Аллах не запретил риба (рост) одним разом, а ниспосылал запреты постепенно и поэтапно, и приводят следующие аяты:
وَمَا آتَيْتُم مِّن رِّبًا لِّيَرْبُوَ فِي أَمْوَالِ النَّاسِ فَلَا يَرْبُو عِندَ اللَّهِ وَمَا آتَيْتُم مِّن زَكَاةٍ تُرِيدُونَ وَجْهَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُضْعِفُونَ
«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к Лику Аллаха» (30:39),
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا الرِّبَا أَضْعَافًا مُّضَاعَفَةً
«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере» (3:130),
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы» (2:278),
وَأَخْذِهِمُ الرِّبَا وَقَدْ نُهُوا عَنْهُ
«А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им» (4:161),
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275).
Сопоставив все эти аяты, сторонники постепенности подумали, что ростовщичество было разрешено, как указывается в первом аяте. Затем во втором аяте был ниспослан запрет на многократный рост, исключая малый. В третьем же аяте было запрещено небольшое ростовщичество, поскольку говорится «не берите оставшуюся часть лихвы». Затем они сказали, что запрет ростовщичества начался с намёка, а не с категоричного утверждения, как об этом говорится в четвёртом аяте, где рассказывается о евреях. В конце концов, после всех этих этапов Аллах запретил ростовщичество, сказав: «Дозволил торговлю и запретил лихоимство».
Кто исследует эти аяты с правильным шариатским подходом, тот обнаружит, что в них нет никаких указаний на дозволенность постепенности.
Первый аят, который гласит: «Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к Лику Аллаха», — не имеет никакого отношения к запретному ростовщичеству. В нём речь идёт о дарах. Смысл аята заключается в том, что всякий, кто преподнёс дар, желая взамен получить ещё больше или равное, того деяния не будут приумножены у Аллаха. То есть он не получит за этот поступок награды у Аллаха. Что касается милостыни (садака), то Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَصَدَّقَ بِعَدْلِ تَمْرَةٍ مِنْ كَسْبٍ طَيِّبٍ وَلا يَقْبَلُ اللَّهُ إِلاَّ الطَّيِّبَ فَإِنَّ اللَّهَ يَتَقَبَّلُهَا بِيَمِينِهِ ثُمَّ يُرَبِّيهَا لِصَاحِبِهَا كَمَا يُرَبِّي أَحَدُكُمْ فَلُوَّهُ حَتَّى تَكُونَ مِثْلَ الْجَبَلِ
«У того, кто подаст милостыню, равную цене хотя бы половины финика, из своего благоприобретённого достояния — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой, после чего станет растить эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас растит своего жеребёнка, пока не станет она величиной с гору» (Бухари).
Ибн Аббас сказал: «Строка из аята «Дары, которые вы преподносите» означает, что если кто-то даёт подарок, желая получить взамен ещё больше, тому не приумножится у Аллаха и для того не будет награды. Но в этом случае на нём не будет греха. Именно в таком смысле был ниспослан аят». Эти слова Ибн Аббаса приводит имам Куртуби. Ибн Касир сказал относительно этого аята: «Кто даёт подарок, ожидая получить взамен ещё больше, тому не будет награды у Аллаха». Такого мнения придерживались Ибн Аббас, Муджахид, Даххак, Катада, Икрима, Мухаммад ибн Кааб, Шааби. Однако такой поступок дозволен (мубах) в Исламе.
Ибн Аббас сказал, что слово «риба» также может означать подарок, взамен которого подаривший ждёт чего-то большего, хотя в этом нет ничего плохого.
Что касается второго аята: «О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере», то он запрещает поедание многократно умноженной лихвы, так как это практиковалось в доисламские времена (джахилия). В аяте нет никакого указания, которое давало бы право ставить какие-либо рамки в запрете на ростовщичество.
Толкователи Корана (муфассиры) сказали, что сура «Бакара», в которой встречается запрет на ростовщичество, это первая сура, ниспосланная в Медине, а сура «Али Имран», где встречается запрет на многократно умноженный рост, был ниспослан позже. Поэтому недопустимо говорить о том, что Аллах сначала разрешил поедать лихву в малом размере. Таким образом, в аяте из суры «Али Имран» нет никакого указания на законность постепенности. Наоборот, аят пришёл по той причине, что неверные имели дело с таким видом ростовщичества. Исходя из этого, можно смело говорить о том, что ростовщичество было запрещено одним разом.
Что касается третьего аята, в котором говорится: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы», — то в нём не говорится о том, что мусульманам сначала было дозволено небольшое ростовщичество, а потом запрещено. Этот аят был ниспослан в отношении тех, кто обратился в Ислам, когда другие были должны им деньги через ростовщические операции. Они уже взяли часть денег у должников, а часть оставили. Аллах простил им то, что они уже взяли, но запретил брать оставшуюся часть лихвы.
Такое понимание аята подкрепляется строками из следующего аята:
وَإِن تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ
«А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:279).
Также наше понимание подкрепляется словами Посланника Аллаха ﷺ:
أَلَا إِنَّ رِبَا الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ كُلُّهُ وَأَوَّلُ رِبًا أُبْتُدِئَ بِهِ رِبَا الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ
«Поистине, всякое ростовщичество времён невежества отменено. И первым отменённым ростовщичеством станет ростовщичество Аббаса ибн Абдульмутталиба» («Сира» Ибн Хишама).
Что касается четвёртого аята: «А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей», — то в нём под словом «лихва» имеется в виду запретное имущество, как если оно приобретено за счёт взятки или других операций, практикуемых иудеями. Аллах говорит:
أَكَّالُونَ لِلسُّحْتِ
«Пожирают запретное» (5:42).
Но в аяте не идёт речь о ростовщичестве (риба) в его шариатском значении.
Исходя из этого, ростовщичество было запрещено первым и одним приказом. Нет ничего, что указывало бы на поэтапный запрет. Множественность текстов, упомянутых в теме, обусловлена конкретными ситуациями. Но в этих текстах нет указания на постепенность.
2 — Также сторонники постепенности утверждают о постепенном запрете хамра (опьяняющего):
Аллах говорит:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا
«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219),
لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ
«Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (4:43),
إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ
«Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:91).
Из этих аятов сторонники постепенности сделали вывод, что хамр изначально был дозволен, как на это указывает первый аят. Затем пришло ограничение, как говорится в аяте: «Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными». И только после этого ограничения пришёл окончательный запрет на хамр.
После внимательного исследования этих аятов становится ясно, что в них нет и намёка на постепенный запрет. В отношении хамра до запрета не было никакого хукма. Другими словами, хамр был дозволен. То есть в Шариате ничего не говорилось о хамре при том, что многие употребляли его. И так продолжалось до ниспослания аята, который приведён у нас третьим. Наше мнение подтверждается словами Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.): «О Аллах, ниспошли нам достаточное разъяснение относительно опьяняющих напитков, которые лишают человека имущества и разума».
Тогда был ниспослан аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках» (2:219). После этого Умара позвали и прочитали ему этот аят, и он снова сказал: «О Аллах, ниспошли нам достаточное разъяснение относительно опьяняющих напитков!». Тогда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными» (4:43). После этого Умара (р.а.) позвали и прочитали ему этот аят. Умар снова произнёс: «О Аллах, ниспошли нам достаточное разъяснение относительно опьяняющих напитков!». После этого был ниспослан аят: «Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:91). И тогда Умар воскликнул: «Мы прекратили!» (рассказ приводится у Ахмада, Тирмизи, Насаи и Абу Дауда).
До ниспослания первого аята Умар (р.а.) просил Аллаха ниспослать достаточное разъяснение относительно хамра, который на то время был дозволенным. И он продолжал обращаться с той же просьбой, несмотря на то, что уже имелось два аята. Это говорит о том, что хамр оставался дозволенным до самого ниспослания третьего аята.
Запрет во втором аяте касается намаза, а не хамра. То есть он связан с намазом. При внимательном изучении становится ясно, что мусульманам не запрещалось употреблять опьяняющие напитки перед намазом, а запрещалось совершать намаз в пьяном состоянии, чтобы совершающий намаз понимал, что говорит. Если после ниспослания этого аята от мусульманина во время намаза пахло вином, или при нём был бурдюк вина, или он выпил опьяняющий напиток в таком количестве, которое не лишает его рассудка, тогда на нём не было греха.
Аллах в первом аяте осудил хамр, так как он приносит вред. Во втором аяте Аллах запретил совершение намаза в пьяном состоянии. А в третьем аяте Он запретил употребление хамра вовсе. Отсюда не следует никакой постепенности, поскольку ни в эпоху Посланника ﷺ, ни в эпоху сподвижников, ни в эпоху последователей (табиин) и их последователей (таби табиин) больше никто не выносил решение о дозволенности пить хамр после его запрета, то есть после ниспослания 91 аята из суры «Маида». И ни одна книга по исламской юриспруденции великих учёных и муджтахидов не содержала рассмотрение постепенности в теме «запрета хамра». Исламские завоевания шли полным ходом. Мусульмане открывали всё новые страны. Люди входили в религию Аллаха массово.
Мусульмане-завоеватели не придавали значения тому, что некоторые только вошли в Ислам. Они не позволяли новообращённым мусульманам распивать хамр и не давали отсрочку на тот период, пока те не пройдут все стадии запрета, хотя в этом была нужда, однако постепенность никак не рассматривалась. Ранние учёные Ислама не предпринимали попыток исследовать вопрос постепенности. Скорее, это — современное исследование, продиктованное суровостью реальности и обстоятельств, как об этом говорят некоторые так называемые «учёные». Они хотят сделать постепенность методом мышления, который влияет не только на некоторые решения, а скорее, на всю религию. Посланник Аллаха ﷺ уже предостерёг от этого, сказав:
إِنَّ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ فَسَيَرَى اخْتِلَافًا كَثِيرًا وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الْأُمُورِ فَإنَّ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ وَكُلُّ بِدْعَةٍ فِي النَّارِ
«Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Избегайте новшеств в делах, ибо каждое новшество есть нововведение, а каждое нововведение — в Огне» (Абу Дауд, Тирмизи).
Вопрос, которым должны задаваться сторонники постепенности, заключается в следующем: допустимо ли для мусульманина принимать предыдущее или отменённое решение под предлогом постепенности?
Ответом будет: «Нет!», — поскольку запрет относительно хамра категоричен. По Шариату нельзя возвращаться к предыдущему решению, потому что таким образом мусульманин станет выполнять то, что не приказано Аллахом. Такого подхода придерживались наши праведные предшественники и их преемники. У хамра только один хукм, который никак не меняется, а употребляющий хамр безоговорочно является грешником.
3 — Сторонники постепенности говорят, что Шариат постепенно устранил положения о рабстве. Такое утверждение неверно, поскольку Аллах не запретил наличие рабов, а скорее, показал выход для избавления от этого явления. И если так случится, что рабы снова появятся, тогда все соответствующие шариатские положения придут в силу.
4 — Они говорят, что Коран был ниспослан частями, а не целиком одним разом, что указывает на постепенность. Ответом на это будет то, что Аллах посылал решения в соответствии с ситуацией и событиями, чтобы укрепить мусульман на каждом решении по отдельности. Сначала Откровение касалось вопросов веры, как Ад и Рай, а затем касалось харама и халяля. Нельзя говорить, что тогда мусульмане принимали одну часть Ислама и оставляли другую. Мусульмане несли ответственность в пределах того, что было ниспослано.
Их ответственность не переходила за эти рамки. Когда были ниспосланы аяты о вере (иман), а хукмов не было, мусульмане несли ответственность за весь Ислам, но только в тех деталях, которые были разъяснены шариатскими текстами. Мусульманин в любом случае несёт ответственность за решения Шариата, касающиеся каждого мусульманина в отдельности, независимо от того, существует Исламское Государство или нет. Что касается шариатских решений, относящихся к Исламскому Государству, то они связаны с государственностью. Мусульманин должен изучить это в деталях, но ни в коем случае не возвращаться назад к тому положению, которое было до ниспослания хукмов.
Теперь, рассмотрев то, что означает постепенность, что она включает и каковы доводы сторонников этой идеи, мы переходим к рассмотрению правильного шариатского взгляда и шариатского образа мышления.
Я говорю «правильный взгляд», а не «мнение, наиболее близкое к правильному», поскольку идея постепенности не исходит из Шариата, и её абсолютно нельзя относить к Шариату. Вопрос не связан с тем, считается ли постепенность шариатским решением или нет, а связан с образом мышления, который никоим образом не одобряется Шариатом.
Ислам кардинально отличается от других идеологий по своей природе. Природа исламской системы основана исключительно на требованиях Откровения. В то же время природа рукотворной системы основана на изобретательности и опыте человека. Но какими бы способными ни были бы люди, всё равно они не способны определить правильные решения для своих проблем.
Когда мусульманин придерживается Шариата, то он должен делать это исключительно на основе веры в Аллаха, иначе его приверженность не будет принята. Когда он призывает других к Исламу, то его призыв должен быть основан на вере в Аллаха, иначе его призыв не будет принят. Вопрос прежде всего связан с верой, а во-вторых — с правильным следованием.
Для того, чтобы мусульманин мог правильно измениться сам и изменить систему, он должен озадачиться духовной основой: сначала найти её, а затем укрепиться. Тогда станет легче придерживаться Шариата, независимо от того, соответствует ли он реальности людей, их характеру и желаниям, или не соответствует. Если мусульман не будет полагаться на духовную основу в своём следовании Шариату, то это сделает его грешником, если вообще не приведёт к неверию. Ислам построен на духовной основе, то есть на вере в Аллаха, и оценить соответствие идеи Исламу мы можем, только смотря на её соответствие этой основе.
Теперь мы зададим сторонникам постепенности следующий вопрос: разве имеется духовная основа в их утверждении? Разве Аллах приказал постепенность? Разве Посланник ﷺ прибегал к постепенности, хотя у него была самая острая необходимость в этом, будь то в Мекке или Медине?
Разве Посланник Аллаха ﷺ не сказал племени Амир ибн Саъсаъ, обращаясь за нусрой: «Власть полностью принадлежит Аллаху — кому хочет, тому даёт» («Сира» Ибн Хишама)?! Таков был ответ после того, как представители племени захотели получить власть после Пророка ﷺ. При этом у него ﷺ была острая нужда в тех, кто оказал бы помощь призыву. Разве не мог Посланник Аллаха ﷺ согласиться с их требованием, а после того, как они уверуют, отказаться от своего обещания? Или же это был ясный призыв, который не признавал лести и торга, чтобы человек мог осознанно оказаться в числе спасшихся и осознанно оказаться в числе потерпевших убыток?
Разве Посланник Аллаха ﷺ не сказал своему дяде Абу Талибу, который просил не возлагать на него больше того, что он может вынести: «Клянусь Аллахом, дядя! Если они положат солнце в мою правую руку, а луну — в левую, чтобы я оставил своё дело, то я не оставлю его, пока Аллах не даст победу или пока я не погибну» («Сира» Ибн Хишама)?! Эти слова Посланника Аллаха ﷺ указывают на то, что он не принял ни малейшего компромисса, и этим самым подал самый яркий пример призыва. Он не льстил и не вступал в переговоры, не приспосабливался, не занимал выгодную позицию и не потворствовал перед теми, у кого была власть. Его призыв был ясным и смелым, внушающим искреннюю мысль, которая опровергает и уничтожает ложь в корне.
Разве Аллах не повелел мусульманам переселяться из места, где они не могут выполнять свой долг, в место, где они могут это делать?! И разве Аллах не запретил им оставаться на прежнем месте?! В Коране говорится:
إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلَائِكَةُ ظَالِمِي أَنفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنتُمْ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الْأَرْضِ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا
«Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней» (4:97).
По словам Ибн Касира, все были единодушны относительно запрета в адрес мусульманина оставаться там, где он не может придерживаться своей религии.
Разве Посланник Аллаха ﷺ не начал свой призыв со слов «нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»?! И разве он не провозгласил эти слова перед своим народом?! И эти самые слова стали его последней речью без каких-либо изменений. Разве он сначала требовал меньше, а потом постепенно увеличивал требования?! Или же этот призыв с самого начала и до конца звучал одинаково?!
Разве Абу Бакр (р.а.) не сражался с теми, кто отказался выплачивать закят?! Разве он обходился с ними осмотрительно и успокаивал их?! Разве не им он адресовал своё знаменитое высказывание: «Клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы путы верблюда, которые отдавали Посланнику Аллаха ﷺ, я стану сражаться с ними из-за этого!» (Бухари, Муслим). Разве Абу Бакр (р.а.) не занял такую жёсткую позицию в то время, как среди мусульман широко распространились вероотступничество и бунт?!
Разве первые мусульмане, призывавшие к Исламу, имели такое же понимание, как у сторонников постепенности?! Разве они придерживались принципа постепенности, когда надо было применить Ислам в завоёванных странах, которые из Дар уль-куфр превратились в Дар уль-Ислям? Ранние мусульмане не принимали во внимание положение новообращённых мусульман. Новообращённым мусульманам не позволяли употреблять алкоголь, заниматься ростовщичеством и вести распутную жизнь под предлогом того, что нужно дать им время, пока они сами не захотят отказаться от всего этого. Напротив, они полностью принимали Ислам и воздерживались от ростовщичества, распутства, алкоголя и всего, что запретил Аллах. Они исполняли шариатские решения, находящиеся в зоне их ответственности, будь то индивидуальные обязанности или коллективные.
Разве тема постепенности рассматривалась в главных книгах по исламскому праву?! Разве надёжные ранние факихи и муджтахиды упоминали постепенность хотя бы намёком?! При этом известно, что они подробно разобрали как общие черты Шариата, так и частные вопросы.
Шариат в целом указывает на то, что призыв должен быть открытым и прямым. Аллах говорит:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجًا ، قَيِّمًا...
«Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нём неправды, и сделал его правильным» (18:2).
Аллах сообщил нам, что неверные хотят, чтобы мы потворствовали им, соглашались с ними, отказывались от истины и принимали половинчатые решения, начиная с неверия, как говорит Аллах:
وَدَّ كَثِيرٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُم مِّن بَعْدِ إِيمَانِكُمْ كُفَّارًا حَسَدًا مِّنْ عِندِ أَنفُسِهِم
«После того как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры» (2:109),
— и заканчивая законами, как говорится в Коране:
وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ
«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» (68:9),
فَلَا تُطِعِ الْمُكَذِّبِينَ
«Посему не повинуйся тем, кто считает истину ложью!» (68:8).
Аллах предостерегает нас от подчинения беззаконникам:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).
Открытый призыв к истинной вере делает мусульманина полноценно приверженным своей религии, даже если он недавно вошёл в Ислам или недавно начал соблюдать нормы Ислама. Мы же как носители призыва должны вселять веру в души и заботиться о ней, чтобы достичь высшей формы приверженности религии и благочестия. Когда появится Исламское Государство, оно не будет держаться на плечах идейно пустых людей или ослеплённых западными идеями личностей, как и не будет держаться на плечах тех, в сердца которых не проник исламский призыв и на которых он не оказал влияния таким образом, чтобы они действительно подчинились Исламу.
Как мы сказали ранее, государство должно опираться на общественное мнение, возникающее из общего осознания, то есть, когда мусульмане примут идею Ислама и захотят, чтобы управление было основано на Исламе. Нет необходимости прибегать к идее постепенности под предлогом приближения людей к Исламу. Нет необходимости в уступках в пользу слабости человека или соответствия реальности, потому что Аллах велел нам изменить как людей, так и саму реальность с помощью Ислама.
Если мы вернёмся к Корану и прочитаем аяты, то поймём, что вопрос имеет однозначное решение, а постепенность — это одна из чуждых идей, которые были внедрены теми, кого ложно называли «людьми знания».
Когда ниспосылался аят, Посланник Аллаха ﷺ и мусульмане спешили воплотить его без малейшего промедления. Как только приходил аят, тот же час он обретал обязательную для выполнения силу. После ниспослания аята:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),
— сразу же на мусульман лёг долг выполнения всей религии: как положений, связанных с верованиями, обрядами поклонения, нравственностью и взаимоотношениями, так и положений, связанных с правлением, экономикой, социальной жизнью и внешней политикой, будь то в состоянии мира или войны.
• Аллах говорит:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).
Мусульмане должны брать и применять всё, что принёс Посланник Аллаха ﷺ, а также оставлять и сторониться всего, что он запретил им. Дважды использованная в аяте частичка «ما» (в переводе «то, что» и «того, что») имеет общую формулировку и вбирает все приказы и все запреты. Требование «брать» и «сторониться» имеет обязательную силу, поскольку в конце аята приходит приказ «бойтесь Аллаха» и угроза «Аллах суров в наказании» в адрес того, кто отказывается подчиниться.
• Аллах говорит:
وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).
В этом аяте Аллах в категоричной форме приказывает Своему Посланнику ﷺ и мусульманам после него править всеми законами, ниспосланными Аллахом, будь то приказы или запреты. Также в аяте Аллах запрещает Посланнику ﷺ и мусульманам после него потакать желаниям людей и подчиняться их требованиям. Затем Аллах предостерегает Посланника ﷺ и мусульман после него, дабы люди не отвратили их от части законов, которые приказано применить.
• Аллах говорит:
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44),
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45),
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47).
Те, кто не правит в соответствии с тем то, что ниспослал Аллах, в этих аятах названы неверующими, беззаконниками и нечестивцами. И поскольку частица «ما» («то, что») здесь имеет общую формулировку, она включает в себя все шариатские решения, которые ниспослал Аллах, будь то приказы или запреты.
Из всего вышесказанного становится ясно, что все мусульмане, как отдельные лица, так и группы и государство, должны полностью выполнять все положения Ислама без промедления, оттягивания и постепенности. А также ясно, что нет никаких оправданий в невыполнении какого-либо решения со стороны отдельного лица, группы или государства.
Постепенное введение законов Шариата противоречит положениям Ислама. А тот, кто применяет какие-то решения и пренебрегает другими, будет грешником перед Аллахом, кем бы он ни был: отдельным лицом, группой или государством.
Обязательное остаётся обязательным, которое необходимо выполнять, а запретное остаётся запретным, которое следует избегать. Посланник Аллаха ﷺ не согласился с делегацией племени Сакиф, которые просили оставить им их идола по имени Лат или освободить их от намаза взамен на принятие Ислама. Посланник Аллаха ﷺ решительно отверг их условия и заявил о безоговорочном уничтожении идола, а также о безоговорочном совершении намаза.
Правитель, который не применяет все решения Шариата или применяет некоторые из них, а другие оставляет, не веря в пригодность Ислама или не веря в пригодность некоторых законов Шариата, по Исламу считается неверными. Если же правитель не применяет все законы Шариата или не применяет некоторые из них, но верит в пригодность Ислама в правлении, тогда он беззаконник или нечестивец.
Посланник Аллаха ﷺ приказал сражаться с правителем и обнажать против него мечи, если будут видны признаки явного неверия, относительно которых у нас есть доводы от Аллаха, то есть, когда он правит по законам неверия, относительно которых нет сомнения. И здесь нет разницы, много таких законов при его правлении или мало. Сообщается от Убады ибн Самита следующее:
...وأَنْ لا نُنازِعَ الأمْرَ أهْلَهُ إلَّا أنْ تَرَوْا كُفْرًا بَواحًا عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فيه بُرْهانٌ
«…и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами от Аллаха» (Муслим).
Следовательно, не может быть уступок и постепенности в применении решений Ислама. Мы должны понимать, что нет разницы между одним запретом и другим, нет разницы между одним обязательством и другим, как и нет разницы между одним решением Шариата и другим. Все решения Аллаха равны. И все они должны применяться без откладывания, оттягивания и постепенности. Иначе к нам будут применимы слова Аллаха:
أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَن يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ
«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85).
Нет никакого оправдания мусульманину, который не применяет какое-либо решение Шариата, независимо от того, является ли он правителем или обычным членом общества, если только в шариатских текстах для него не указана рухса (разрешение). Неспособность считается шариатской рухсой в случае реальной нехватки сил или при наличии большей вероятности нехватки сил, то есть в вынужденной ситуации (икрах мульджи). В качестве примера рухсы можно привести то, как Посланник Аллаха ﷺ предложил племени Гатафан треть урожая Медины, или согласие халифа на третейский суд с мятежниками, или дозволенность вынужденно употреблять мертвечину при угрозе голодной смерти.
Исходя из того, что мы видим, можно предположить, что идея постепенности была принята некоторыми в результате давления реальности. Затем они начали искать доказательства, которые служили бы оправданием для их призывов. Следовательно, сначала появилась идея постепенности, а уже затем были найдены шариатские доказательства, которые интерпретировали так, чтобы тексты соответствовали их идее. Так началось их отклонение от Шариата. Теперь, чтобы избавиться от идеи постепенности, сначала им нужно избавиться от навязчивой слабости, затем крепко привязаться к Шариату, осознав, что Аллах устраивает дела, меняет положение и оказывает помощь кому пожелает.
С этим убеждением они смогут противостоять суровой реальности. Именно вера поднимет их на высокое положение, но они должны сделать её центром тяжести в призыве. На тех людях, к кому обращён призыв, такой подход отразится правильной приверженностью Исламу и твёрдым следованием Шариату, после чего исчезнет необходимость в постепенности.
Призыв к постепенности — это призыв к неисламскому, что само по себе является запретным. Такой призыв заставляет немусульманина или нерадивого мусульманина неохотно принимать то, что ему предлагают. За это нежелание несёт ответственность тот, кто призывает к постепенности, потому что он не предлагает Ислам и потому что его предложение далеко от духовной основы — веры в Аллаха. При этом именно вера в Аллаха является той причиной, по которой должно приниматься или отклоняться шариатское решение. Следовательно, призыв к постепенности становится доводом против них самих, а не против остальных людей.
Призыв к постепенности — это вмешательство в процесс законодательства, поскольку именно постепенность позволяет человеку применять Ислам частично под тем предлогом, что он не может применить полностью и сразу. В Исламе мы не можем ни опережать Аллаха и Его Посланника, ни оставлять позади. Правильное решение даёт только Всеведающий Создатель. Как может мусульманин позволять себе вмешиваться в процесс законодательства?! Миссия призывающего ограничивается применением и ознакомлением, а не изобретением решений.
Постепенность даёт мусульманину искажённый образ мышления, на основе которого он призывает людей. Он доносит этот образ мышления до других. А если его призыв на кого-то повлияет, значит, он испортил образ мышления ещё одного человека, хотя ошибочный образ мышления должен был измениться, как и должны были измениться неправильные идеи. При этом образ мышления имеет первостепенное значение для процесса изменений и опережает изменение самих идей. Мы не сможем гарантировать надёжное изменение Уммы, пока не изменим её образ мышления, хотя бы в общих чертах. Однако у сторонников идеи постепенности испорченный образ мышления и призыв к нему занял место правильного образа мышления.
Из книги «Призыв к Исламу» Ахмада Махмуда