21
Вт, сен

Допустимо ли наличие множества движений, призывающих к Исламу?

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В этой книге мы попытались дать комплексное представление, которое может составить программу для любого движения, партии или группы. Мы не вдавались в подробности, а, скорее, дали основные положения, которые необходимо принять во внимание, оставив детали муджтахидам каждой группы.

Сегодня же на местах мы наблюдаем, как появляется много примеров того, что нельзя назвать правильной основой. Многие группы даже нельзя назвать группами, отвечающими требованиям Шариата. Они — не что иное, как объединение мусульман, ведущее частичную деятельность, которая не решает даже частичные проблемы и не имеет комплексного шариатского видения. Следовательно, они не несут Ислам так, чтобы полностью восстановить его в жизни Исламской Уммы.

Количество таких групп растёт так, что можно насчитать их больше сотни — и это только в одной стране. Они превратились в некие магазины и фирмы, которые изнуряют мусульман и отвлекают от правильного подхода и деятельности. При таком поразительном изобилии этих объединений осталось немного движений, для которых характерно далёкое видение целей Ислама и деятельности для их достижения. Если мы опустим эти фирмы и магазины и сосредоточимся только на больших группах с далёким видением и комплексной деятельностью, тогда возникает вопрос: что требуется согласно Шариату — наличие одной группы, которая охватывает все действия и выполняет требуемое? Или по Шариату допустимо наличие множества групп, стремящихся к изменениям в рамках шариатских принципов? Как правильно рассматривать частичную, комплексную и сбалансированную деятельность? Как правильно рассматривать региональную и глобальную деятельность?

Мусульмане разделились в этом вопросе. Одни говорят об обязательности объединения воедино усилий по осуществлению перемен. Другие допускают наличие множества движений. Если мы вернём ответвления исследований к истокам, то сможем отличить шариатские доказательства от оправданий и выясним правду.

Если мы посмотрим на мнение, которое требует единства исламской деятельности, то увидим его рассмотрение в двух плоскостях:

Первая: единство исламской деятельности является шариатской обязанностью.

Вторая: единство исламской деятельности является необходимостью.

I — В первой плоскости приводятся следующие доказательства:

1) Основа заключается в единстве мусульман и Уммы. Аллах говорит:

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Воистину, эта ваша Умма — Умма единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92).

Также Он говорит:

وَإِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاتَّقُونِ

«Воистину, ваша Умма — Умма единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (23:52).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

«Верующие во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу подобны единому телу: если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (Бухари, Муслим, Ахмад).

2) Первоначальное побуждение к единству и запрет разногласий. Аллах говорит:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُولَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).

Также Он говорит:

إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ إِنَّمَا أَمْرُهُمْ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا كَانُوا يَفْعَلُونَ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (6:159).

3) Приказано следовать общине, а не общинам. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّهُ سَتَكُونُ هَنَاتٌ وَهَنَاتٌ فَمَنْ أَرَادَ أَنْ يُفَرِّقَ أَمْرَ هَذِهِ الْأُمَّةِ وَهِيَ جَمِيعٌ فَاضْرِبُوهُ بِالسَّيْفِ كَائِنًا مَنْ كَانَ

«В будущем будут происходить разные события, но если кто-то пожелает расколоть дело этой общины, когда она едина, то ударьте его мечом, кем бы он ни был!» (Муслим).

Также приводится:

دَعانا النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ فَبايَعْناهُ فقالَ فِيما أخَذَ عَلَيْنا أنْ بايَعَنا علَى السَّمْعِ والطَّاعَةِ في مَنْشَطِنا ومَكْرَهِنا وعُسْرِنا ويُسْرِنا وأَثَرَةً عَلَيْنا وأَنْ لا نُنازِعَ الأمْرَ أهْلَهُ إلَّا أنْ تَرَوْا كُفْرًا بَواحًا عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فيه بُرْهانٌ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) призвал нас, и он взял с нас присягу, что мы будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами от Аллаха» (Муслим). Пророк (с.а.с.) говорит:

وَالْجَمَاعَةُ رَحْمَةٌ وَالْفُرْقَةُ عَذَابٌ

«Единство — это милость, а разобщённость — наказание» (Ахмад). И говорит:

يَدُ اللهِ مَعَ الْجَمَاعَةِ

«Аллах — вместе с джамаатом» (Тирмизи, Насаи).

II — Что касается того, что единство исламской деятельности является необходимостью, то об этом приводятся следующие аргументы:

1) Исламские перемены — трудный процесс, и победить невежество — нелёгкое дело. Установление господства Ислама над обществом в мыслях, поведении и системе требует сплочения сил в рамках единого слияния, а не просто координации.

2) Международный сговор против Ислама и исламских движений диктует необходимость объединения в единый фронт сопротивления. Если международные силы, враждебные к Исламу и вступившие в сговор против исламского мира, сотрудничают друг с другом и объединили свои фронты, то не лучше ли исламским силам в исламском мире призывать друг друга к единству, чтобы не стать лёгкой добычей и не способствовать своему поражению?

Если бы единство исламской деятельности не было шариатским долгом, то оно всё равно стало бы обязательным, чтобы защитить судьбу Ислама и уберечь движение Ислама от прекращения его деятельности, истязания и уничтожения.

3) Местные силы и партии, враждебные к Исламу, сегодня соединяют свои фронты по всему исламскому миру. Они постоянно изучают, отслеживают, планируют и готовятся на всех уровнях. Могут ли исламские силы перед лицом этой угрозы оставаться раздробленными и разобщёнными? Или они должны оставить все соображения и причины, мешающие единству и сплочённости?

Исходя из этих аргументов, часть мусульман требует создания единого глобального исламского движения, которое не оставит места для медлительности и сомнений и которое вступит в противостояние на уровне мысли, организации, планирования и подготовки.

Все вышеприведённые доказательства приводят те, кто выступает за единство исламского движения и запрещает многообразие в этом деле. И мы должны в соответствии с исламским методом иджтихада выяснить, были ли применимы эти доказательства к своей реальности.

Ранее мы говорили о том, что реальность, в которой живут мусульмане, — это территория неверия (Дар уль-куфр), и что её нужно изменить в территорию Ислама (Дар уль-Ислям). Мы также обсуждали, что должна быть группа, работающая над этим вопросом, и что она должна идти по стопам Посланника Аллаха (с.а.с.).

Прежде чем приступить к рассмотрению шариатских доказательств, на которые опираются сторонники этого мнения, необходимо объяснить реальность группы, которая хочет работать над выполнением этой задачи, а именно: должна ли она быть общиной мусульман или должна быть группой из числа мусульман?

Чтобы понять это, нужно сказать следующее: Аллах установил некоторые обязательства, которые мусульмане должны стремиться выполнить. Среди этих обязательств есть индивидуальные, которые мусульманин в силах выполнить сам и от которых он не освободится до тех пор, пока не выполнит. Но есть и такие обязательства, для выполнения которых требуется группа. В число таких обязательств входит установление Исламского Государства. Установление Шариата Аллаха — это обязанность (фард), которую не может выполнить мусульманин самостоятельно без помощи других. Скорее, для выполнения этого обязательства требуется объединение усилий и устремлений.

Такое понимание вытекает из шариатского правила: «То, без чего невозможно выполнение обязательного, само является обязательным».

Установление Исламского Государства входит в категорию фард кифая (обязанность по достаточности). Неустановление государства оборачивается грехом для того, кто не предпринимает действий. Но стоит понимать, что для выполнения этого фарда требуется участие не всех мусульман, а достаточного количества, то есть группы из числа мусульман. Если эта группа ведёт деятельность по выполнению фарда кифая, то члены группы избавляются от греха, но грех остаётся на тех, кто не присоединяется к деятельности.

Данная группа из числа мусульман основана, чтобы выполнить определённый фард, и она несёт ответственность за правильность или неправильность утверждённых идей и решений, которые необходимы ей для ведения деятельности по выполнению задачи, ради которой она возникла.

Нельзя сказать, что это община мусульман, потому что есть много мусульман, которые не присоединились к её деятельности. Возможно, они присоединились к другой группе (мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить о допустимости многопартийности), а возможно — не присоединились ни к одной из групп.

Эта группа не является халифом и не занимает его места. Положения, связанные с халифом, не касаются группы, и она не имеет права выполнять какие-либо действия, которые должен выполнять исключительно халиф.

Она является лишь группой из числа мусульман. Вся Исламская Умма — это большая община мусульман, которая среди прочего включает группу или группы, индивидов и халифа.

Мусульманская община — это Исламская Умма, которая объединена исламской акыдой, а не шариатскими решениями. Мусульмане разногласят по второстепенным вопросам, но эти разногласия не портят братских отношений. И если бы решения были критерием братства, то одни мусульмане не стали бы братьями другим мусульманам. Любой отход отдельного мусульманина или группы мусульман от исламской акыды считается отходом от Исламской Уммы, что ведёт в Огонь Ада. Именно это имеется в виду в хадисе Посланника Аллаха (с.а.с.):

وَالْمَارِقُ مِنْ الدِّينِ التَّارِكُ لِلْجَمَاعَةِ

«Если он отрёкся от веры и откололся от общины» (Бухари, Муслим). В хадисе имеется в виду «откололся от общины мусульман». И это же значение имеет хадис:

وَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ مِلَّةً كُلُّهُمْ فِي النَّارِ إِلَّا مِلَّةً وَاحِدَةً قَالُوا وَمَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي

«Моя Умма разделится на семьдесят три группы. И все они — в Огне, за исключением одной». Его спросили: «А какая это группа, о Посланник Аллаха?». Он (с.а.с.) ответил: «Это та группа, которая идёт по тому же, что я и мои сподвижники» (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Ханбаль).

Община мусульман (или Исламская Умма) — это единая Умма, отдельная от остальных людей. Жизнь и имущество каждого мусульманина равноценны. Самый слабый мусульманин может гарантировать безопасность от имени остальных, а самый далёкий — предоставить покровительство. Они едины в борьбе со своими противниками, даже если они разногласят в понимании и различаются в иджтихадах.

Следовательно, есть большая разница между общиной мусульман и группой из числа мусульман. Поэтому будет ошибкой применять в теме «группа из мусульман» те доказательства, которые связаны с темой «община мусульман».

Теперь рассмотрим слова Аллаха:

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Воистину, эта ваша Умма — Умма единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92),

а также аят:

وَإِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاتَّقُونِ

«Воистину, ваша Умма — Умма единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (23:52),

и хадис Посланника Аллаха (с.а.с.):

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

«Верующие во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу подобны единому телу: если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (Бухари, Муслим, Ахмад).

Становится ясно, что в них имеется в виду «вся исламская община», а не «группа из числа мусульман». И если некая группа считает себя общиной мусульман, то это серьёзная ошибка и странное понимание, которое может привести к опасным последствиям, не последним из которых является непризнание других мусульман своими братьями, классификация остальных мусульман как отрёкшихся от веры, отколовшихся от общины и идущих в адское пламя.

Также в доказательство на запрет многопартийности они приводят следующие аяты:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُولَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105),

إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ إِنَّمَا أَمْرُهُمْ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا كَانُوا يَفْعَلُونَ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (6:159).

Эти аяты так же использованы не по назначению.

Данные аяты никак не связаны с темой многопартийности. На самом деле они связаны с убеждениями мусульман, а не шариатскими положениями. Другими словами, в них говорится: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения, то есть ясные убеждения и твёрдые доказательства. И здесь речь идёт об иудеях и христианах. Именно им уготованы великие мучения». Имам Байдави пишет в комментарии к этому аяту: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия» — на иудеев и христиан, которые разногласят относительно таухида, танзиха и положений ахирата. «После того, как к ним явились ясные знамения» — аяты и доводы, разъясняющие истину и обязывающие единогласно признавать только её.

Очевидно, что запрет касается только разделения в основе, а не в ответвлениях, поскольку Пророк (с.а.с.) сказал, что если кто-то сделал иджтихад и оказался прав, тому две награды, а кто сделал иджтихад и ошибся, тому одна награда. «Именно им уготованы великие мучения» — это угроза в адрес тех, кто разделился, и тех, кто походит на них».

Таким образом, группа, которая взялась за изменение реальности, отличается от других шариатскими положениями. Она противоречит другим или другие противоречат ей в шариатских законах. Но она остаётся мусульманской группой с исламской акыдой. Она отличается от других не в акыде, а в положениях Шариата. Поэтому вышеприведённый аят указывает, что из религии выходит тот, кто противоречит исламской акыде, а не шариатским положениям. Этот аят никак не связан с темой разнообразия иджтихадов.

Если кто-то скажет, что аят является общим и что значение придаётся общности слов, а не частности причины, тогда мы ответим, что общность аята не переходит рамки темы, в которой она была ниспослана. То есть аят является общим в том смысле, что включает в себя все убеждения, но ничего иного кроме убеждений. Это с одной стороны. С другой стороны, такое их понимание противоречит хадисам, гласящим о дозволенности разногласий в иджтихадах. С третьей стороны, такое их понимание говорит о том, что своей обособленностью они откололись от религии.

Что касается второго аята:

إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ إِنَّمَا أَمْرُهُمْ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا كَانُوا يَفْعَلُونَ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (6:159).

Ибн Касир сказал: «Муджахид, Катада, Даххак, Судди говорили, что этот аят был ниспослан в отношении иудеев и христиан. Сообщается от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, что они вносят новшества. «Разделились на секты» —раскололись, как ахлю ль-миляль ва-нихаль (отсылка к книге Шахрастани), а также как ахлю ль-ахва ва-далялят (последовавшие своим страстям и заблудшие). Аллах указал, что Посланник (с.а.с.) не причастен к ним. В кираате Хамзы и Кисаи от Али ибн Абу Талиба употребляется слово «فَارَقَوا», что означает «оставили свою религию, которая была им приказана», то есть речь идёт об иудеях и христианах. И Аллах говорит, что Его Посланник (с.а.с.) не имеет к ним никакого отношения». Бадави сказал: «Они поделили свою религию, уверовав в одну часть и отвергнув другую, а затем раскололись».

Разделение в акыде — это не то же самое, что разногласие в ответвлениях. Во-первых, вышеупомянутые аяты и многие другие доказательства направлены на предотвращение разделения в акыде, чтобы мы не стали подобны иудеям и христианам, которые противоречили своим посланникам, откололись от своей религии и стали сектами. Наше понимание встречается в другом аяте:

وَلَكِنِ اخْتَلَفُوا فَمِنْهُم مَّنْ آمَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ

«Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали» (2:253).

То есть наша тематика связана с верой и неверием. Во-вторых, что касается ответвлений, то доказательства сходятся на допустимости различного понимания в рамках шариатского текста и его значения. Это известно в религии среди мусульманских учёных. Поэтому некорректно прибегать к текстам, которые запрещают разделение в акыде, и приводить их на запретность наличия множества групп при том, что все эти группы основаны на шариатских законах.

Теперь что касается их следующих доказательств, а именно:

إِنَّهُ سَتَكُونُ هَنَاتٌ وَهَنَاتٌ فَمَنْ أَرَادَ أَنْ يُفَرِّقَ أَمْرَ هَذِهِ الْأُمَّةِ وَهِيَ جَمِيعٌ فَاضْرِبُوهُ بِالسَّيْفِ كَائِنًا مَنْ كَانَ

«В будущем будут происходить разные события, но если кто-то пожелает расколоть дело этой общины, когда она едина, то ударьте его мечом, кем бы он ни был!»,

مَنْ فَرَّقَ لَيْسَ مِنَّا

«Не из нас тот, кто разделяет»,

دَعانا النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ فَبايَعْناهُ فقالَ فِيما أخَذَ عَلَيْنا أنْ بايَعَنا علَى السَّمْعِ والطَّاعَةِ في مَنْشَطِنا ومَكْرَهِنا وعُسْرِنا ويُسْرِنا وأَثَرَةً عَلَيْنا وأَنْ لا نُنازِعَ الأمْرَ أهْلَهُ إلَّا أنْ تَرَوْا كُفْرًا بَواحًا عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فيه بُرْهانٌ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) призвал нас, и он взял с нас присягу, что мы будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами от Аллаха».

Все эти доказательства связаны с темой халиф, байат, подчинение амиру и запретность выступления против халифа за исключением того случая, когда мусульмане увидят проявления очевидного неверия.

Когда кто-то станет оспаривать власть халифа и пожелает разделить Умму, тогда следует ударить его мечом по шее, кем бы он ни был. Поэтому вышеприведённые доказательства никак не связаны с темой создания группы из числа мусульман, поскольку она не заменяет халифа и не берёт на себя шариатские законы, связанные с халифом. Группа лишь ведёт деятельность, направленную на установление халифа, а после установления будет только отчитывать его.

Что касается хадисов:

وَالْجَمَاعَةُ رَحْمَةٌ وَالْفُرْقَةُ عَذَابٌ

«Единство — это милость, а разобщённость — наказание»,

يَدُ اللهِ مَعَ الْجَمَاعَةِ

«Рука Аллаха на общине», — то эти хадисы не говорят о запрете наличия в Умме множества групп. Кто находится в общине мусульман или в группе из числа мусульман, тот чувствует милость. Но кто живёт в разобщённости, тот приближается к шайтану, отдаляясь от мусульман. В таком случае применим хадис Посланника Аллаха (с.а.с.):

فَإِنَّمَا يَأْكُلُ الذِّئْبُ الْقَاصِيَةَ

«Волк пожирает того, кто удаляется от остальных» (Абу Дауд). В таком положении мусульманина ожидает наказание. Ни в прямом значении, ни в переносном значении этих хадисов не говорится об обязательности единого исламского движения, направленного на установление Шариата Аллаха.

Все доказательства, которые были приведены, не говорят о запрете многопартийности и неприменимы в этой теме.

Что касается разумных доказательств и предположений о плохих последствиях существования множества групп, то всё это нас не интересует, поскольку дозволить, запретить или приказать может только Шариат. Сначала изучается реальность такой, какая она есть, и определяется суть проблемы, а затем нужно прибегнуть к шариатским доказательствам, связанным с этой реальностью, чтобы понять, что делать и как исправлять. Поэтому нельзя ни в коем случае брать законы из самой реальности.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд