28
Вс, нояб

Миф о влиянии римского права на исламское

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Некоторые востоковеды, испытывающие неприязнь к Исламу, утверждают, что исламская юриспруденция в первые века мусульманских завоеваний попала под влияние римской юриспруденции и римских законов. Они утверждают, что римское право стало одним из источников исламского права.

Они аргументируют своё высказывание тем, что во время исламских завоеваний в Шаме существовали школы римского права, например, на побережьях Бейрута и Палестины, а также судебная система, действовавшая в соответствии с римским правом, продолжала своё существование некоторое время после исламских завоеваний, что указывает на её признание со стороны мусульман. Также они подкрепляют свою точку зрения ещё одним воображением. Они сказали, что когда мусульмане завоевали территории римлян, они начали думать, чем они будут править, и тогда заимствовали римское право.

Так утверждают востоковеды, и эти утверждения неверны по нескольким причинам:

Во-первых: не существует сообщений, ни от мусульман, ни в источниках востоковедов, ни в каких-либо других источниках, что кто-либо из мусульман ссылался на римское право когда-либо — ни в качестве критики, ни в качестве признания. Более того, мусульманами не было переведено на арабский ни одного слова из римской юриспруденции, что уверенно указывает на то, что оно было отменено и уничтожено.

Во-вторых: в то время, которое, по словам востоковедов, было временем существования римского права внутри исламского общества в Шаме, он был полон муджтахидами (исламскими правоведами).

Изучая их работы, обнаруживается, что их иджтихад (процесс извлечения правовых норм из законодательных текстов) и постановления берутся только из Корана и Сунны, как, например, у имама аль-Аузаи в Бейруте. В седьмом томе книги Имама аш-Шафии «Аль-Умм», мы можем встретить передачу многих постановлений аль-Аузаи и убедиться в их полной непричастности к римскому праву.

В-третьих: мусульмане верят, что любой закон кроме закона Ислама является постановлением неверия, которое им запрещено принимать. Первые поколения мусульман завоёвывали страны специально для того, чтобы спасти их народы от господства неверия. Так как же они могли сами принять это право, когда они для того и пришли, чтобы устранить его и заменить на правление Ислама?

Четвёртое: исследующий историю Шама знает, что народы этого региона из числа зиммиев (немусульмане, пользующиеся правом гражданства в Исламском Государстве) добровольно обратились в Ислам , что указывает на то, что исламская мысль и исламское право произвели в римском обществе коренные и необратимые изменения, поскольку в процессе побеждает сильнейшая мысль.

Пятое: когда Посланник (с.а.с.) отправлял Муаза (р.а.) в Йемен в качестве судьи, то спросил его, чем он будет судить. И Муаз (р.а.) ответил, что будет обращаться к Книге Аллаха, затем — к Сунне Его Посланника (с.а.с.), а затем будет делать иджтихад, то есть выносить решение на проблему, извлекая правила из Корана и Сунны.

Истина заключается в том, что исламское право — это постановления, выведенные из Корана и Сунны или из того, на что эти два источника указывают, и что постановление или право, если они не основаны на шариатских доказательствах, не считаются законами Ислама и исламским правом.

 

Абдуррахман Маъмун
Журнал «Аль-Ваъй»
18.09.1987