Третий доклад из конференции «Решения Ислама экономического кризиса в 10 пунктах»
Сельское хозяйство является неотъемлемой частью жизни человека. Оно никогда не теряло своего значения на протяжении всей истории человечества. Оно служило основным источником производства у государств и обществ вплоть до промышленной революции. Хотя индустриализация и сектор услуг взяли верх над сельским хозяйством во время промышленной революции, незаменимость сельского хозяйства неоспорима.
Хотя сельское хозяйство имеет жизненно важное значение, сельскохозяйственная стратегия Турции полна неудач. На пути, который начался со слов «Основа национальной экономики — сельское хозяйство» во время Измирского экономического конгресса, не было замечено каких-либо явных успехов. Если наш народ страдает от нехватки продовольствия в этой географической местности, которая все четыре сезона в году продолжает быть окружённой с трёх сторон морями, имеет плодородные земли и широкие пастбища, а зависимость от иностранцев в продовольствии и животноводстве быстро растёт, это означает, что где-то существует огромное упущение или великое предательство.
Чтобы быть успешным в сельском хозяйстве, да и во всём остальном, необходимо иметь независимую политическую власть, которая думает только о своём народе. Когда вы посмотрите на сельскохозяйственную политику предыдущих и нынешних правительств, всех политических партий, вы увидите, что их популистская политика мало чем отличается друг от друга.
В стране с бюджетным дефицитом правительство ежегодно заявляет: «Мы выделим 1% ВНП на стимулирование сельского хозяйства», — а оппозиция, в свою очередь: «Если мы придём к власти, то выделим 2% ВНП на стимулирование сельского хозяйства». Насколько можно доверять этим обещаниям?
С подобными пустыми обещаниями, зависимой от иностранцев неправильной политикой и нерегулярным планированием сельскому хозяйству пришёл конец. Проблемы в сельском хозяйстве могут быть решены только через коренные и радикальные изменения. В этом отношении мы можем резюмировать наши предложения по решению проблемы сельского хозяйства и животноводства следующим образом:
— Комплексная земельная реформа
Министр сельского хозяйства Бекир Пакдемирли сообщил о ситуации с сельскохозяйственными угодьями, заявив, что «8,3% из 24 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, то есть 2 миллиона гектаров, простаивают». На официальной странице министерства указано, что при размере сельскохозяйственных угодий в стране в 23 миллиона гектаров количество неиспользуемых земель составляет 3 миллиона гектар, и размер дохода, который можно получить с него, находится на уровне 15 миллиардов турецких лир.
Помимо простаивающих сельскохозяйственных угодий, с каждым годом сокращается количество существующих сельскохозяйственных угодий, потому что сельскохозяйственные земли годами приносились в жертву бетонным объектам из-за ренты, которую они обеспечивают.
Шемси Байрактар, президент Союза сельскохозяйственных палат Турции (тур. Türkiye Odalar ve Borsalar Birliği), в одном из своих заявлений в отношении сельскохозяйственных земель сказал: «К сожалению, если наши сельскохозяйственные угодья составляли 27 миллионов 856 тысяч гектаров, то за последние 30 лет они сократились до 23 миллионов 136 тысяч гектаров с уменьшением на 4 миллиона 720 тысяч гектаров». В сумме это означает сокращение на 17%.
Опять же, заместитель генерального директора по сельскохозяйственной реформе Метин Тюркер выражает эту ситуацию следующим образом: «Площадь сельскохозяйственных угодий, которая в 2002 году составляла 26 миллионов 579 тысяч гектаров, в 2019 году сократилась до 23 миллионов 94 тысяч гектаров. Соответственно, площади сельскохозяйственных угодий за 18 лет сократились на 12,3%» [1].
Поскольку в вопросе земледелия желаемый результат состоит в обеспечении эффективной эксплуатации пахотных земель и предоставлении новых пахотных земель, то главная проблема здесь — не в большом или малом размере земельной собственности, а в эксплуатации имеющихся земель и оставлении их без дела. По этой причине «Стратегия консолидации», проводимая на практике министерством сельского хозяйства, является неправильной политикой, потому что имеется много землевладельцев, которые не эксплуатируют свои земли или предпочитают сдавать их в аренду, хотя владеют 50-ю и более гектарами земли.
Сегодня практически во всех исследованиях по повышению производительности труда в сельскохозяйственном производстве констатируется, что важнейшей проблемой является структура собственности и размер предприятия. Во всех исследованиях, проводимых на эту тему, имущественный вопрос ставится на первое место. Кроме того, в рамках исследований, проводимых министерством сельского хозяйства, размер предприятия и вопрос о собственности рассматриваются как основная проблема, как и проводятся исследования по консолидации земель. Однако создаётся впечатление, что, несмотря на некоторые мероприятия, которые якобы проводит министерство сельского хозяйства, количество пригодных для использования сельскохозяйственных угодий не увеличивается, а наоборот, уменьшается.
С другой стороны, «стратегия консолидации» вызывает длительные судебные тяжбы в судах по поводу передачи имущества, и она не может быть решена в течение многих лет из-за вопросов наследства или других.
Основным принципом земельной реформы является производство. Тот, кто производит на земле, тот и обретает право на собственность на данную землю. Кто оставит свою землю без дела и не будет на ней ничего производить, у того земля изымается из собственности. Отделение вопроса производства от вопроса собственности является основной причиной проблем в сельском хозяйстве. Вопрос — не только в том, чтобы найти пустующие земли и оживить эти пустующие земли. Вопрос — в разделении между теми, кто хочет производить на земле, и теми, кто хочет зарабатывать деньги на земле. Это неверная точка зрения, когда отнятие земли у тех, кто её не обрабатывает, воспринимается как жестокость или тирания. Ведь владельцем собственности является Аллах, и Всевышний Аллах сообщил о переходе земли в собственность через Своего Посланника ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ
«Если кто-нибудь освоит целину, она — его» («Сахих» Имама Бухари, «Китаб уль-Музара», глава «Если кто-нибудь освоит целину»).
Передаётся от Саида ибн Мусаййиба, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал:
وَلَيْسَ لِمُحْتَجِرٍ حَقٌّ بَعْدَ ثَلاثِ سِنِينَ
«Человек, обложивший камнями мёртвую землю, не имеет права на неё через три года (если не будет её возделывать)» (Абу Юсуф, «Китаб уль-харадж»).
Поэтому сама справедливость состоит в том, что тех, кто не обрабатывает свою землю и получает помощь от государства под видом «прямой поддержки доходов», лишают их земель и отдают её тем, кто будет на ней заниматься производством.
Как видно, в исламской экономической системе производство и собственность связаны друг с другом. Есть производство — есть собственность, нет производства — нет собственности. В земельной реформе, проводимой на этой основе, как не останется незанятой земли, так и это будет являться движущей силой, дающей большие возможности тем, кто действительно хочет заниматься хозяйством.
— Дороговизна производственных затрат
В наше время люди хотят зарабатывать деньги как можно легче и больше. Поэтому вместо того, чтобы что-то производить, они ищут способы заработать на деньгах. В этом причина ажиотажного спроса на фондовом рынке, процентных ставках, торговле цифровыми валютами и других сферах, потому что что-то производить, особенно в таких требовательных отраслях, как сельское хозяйство и животноводство, рискованно и хлопотно. Помимо того, что это рискованно и хлопотно, если вы не можете получить выручку за свой труд, никто не захочет инвестировать в такой сектор. Ведь люди производят для прибыли.
Одной из основных причин снижения интереса к сельскому хозяйству и животноводству в стране в последние годы является очень высокая себестоимость продукции. Затраты на производство, особенно на семена, орошение, удобрения и пестициды, используемые в борьбе с вредителями, затраты на топливо и рабочую силу выросли непомерно. Рост издержек производства, то есть дороговизна ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве, заставляет землевладельцев избегать обработки своих земель. Потому что в этом случае для их материального положения их сельскохозяйственная деятельность будет не прибыльной, а убыточной. Например, если в январе 2021 года цены на корма составляли 2240 турецких лир за тонну молочного корма, то в декабре 2021 года они достигли уровня, превышающего 4 тысячи турецких лир за тонну. За этот период в 11 месяцев произошёл рост почти на 80%. По данным Главного управления развития сельскохозяйственных предприятий (TİGEM), если в 2020 году цена семян мягкой пшеницы составляла 2300 турецких лир за тонну без НДС, то в 2021 году она увеличилась до 3300 турецких лир, а рост составил 43,5%. Прибавку к стоимости удобрений уж и вовсе сложно посчитать! В то время как в 2020 году тонна удобрения «UREA» стоила 4 тысячи турецких лир, то теперь она выросла до 15 тысяч турецких лир, а удобрения «DAP» стоили 5 тысяч 500 турецких лир, но так же выросли до 15 тысяч турецких лир. Другими словами, в различных видах удобрений наблюдается увеличение цены на 200-500%. Хотя Институт статистики Турции заявляет о росте цен на удобрения всего на 71%, любой желающий может убедиться, что ситуация на рынке иная.
Ситуация по топливу, которое является одной из самых больших статей расходов для фермера, вовсе не отличается от вышеприведённого. Если в январе 2020 года цена литра дизельного топлива составляла 6,5 турецких лир, то сейчас она превышает 11 турецких лир. То же самое относится и к пестицидам. Другими словами, в этих условиях производство для фермера стало невозможным.
Конечно, тем, кто хочет заняться сельским хозяйством, должна быть оказана необходимая поддержка, путём проведения земельной реформы и неразрывного связывания производства и собственности. Однако эта поддержка должна быть в соответствии с потребностями фермера, а не в форме предоставления льготных кредитов, снижения налогов и прямой поддержки доходов, как это делают нынешние политические партии, потому что потребности фермеров у каждого разные. Для кого-то основной потребностью может быть трактор для вспахивания поля, а для другого основной потребностью может быть что-то другое. По этой причине неправильно готовить пакет коллективной поддержки для фермеров. В Турции существует множество учреждений и организаций, связанных с сельским хозяйством и животноводством. Эти учреждения и организации должны быть назначены для выявления и удовлетворения потребностей фермеров индивидуально для каждого.
Поддержка, оказываемая фермерам, должна быть эквивалентной и денежной, в соответствии с положением каждого фермера, и должна предоставляться бесплатно.
— Недостаточные планирование и стимулирование производства
Сельское хозяйство является жизненно важным сектором. Потому что зависимость от иностранных продуктов питания — стратегически опасная ситуация. Поэтому, поскольку в сельском хозяйстве и животноводстве наблюдается нехватка и регресс, то государство обязано обеспечить стимулы для повышения привлекательности производства в этой сфере.
В ситуации, когда цены на удобрения увеличились на 200-500%, на пестициды — на 100%, на семена — на 43%, а на дизельное топливо — на 90%, согласно сообщению в «Официальном вестнике», показатели поддержки, оказываемой фермерам на декабрь 2022 года для выращивания пшеницы, ячменя и овса, составили 42 турецких лиры (22 турецкие лиры из которых — для удобрений, а 20 турецких лир — для дизельного топлива). Подобные поддержки, которые не покрывают даже 5 литров дизельных затрат фермера, бессмысленны.
Кроме того, не имеет места эффективное планирование производства. Например, цена за килограмм чеснока, который был мало выращен в 2020 году, непомерно выросла до 100 турецких лир. Цена за килограмм того же продукта в 2021 году снизилась до 10 турецких лир, так как его было выращено на этот раз много. Аналогичная ситуация — и с подсолнечным маслом, что стало темой для журнальных заголовков. Как мы помним ранее, типичные проблемы были с картофелем и луком, когда цены на них вырастали до рекордных показателей. Такие проблемы неизбежны при неправильном планировании производства.
На самом деле проблема возникает не только в незапланированной продукции, но и в продукции, якобы находящейся под контролем государства. Например, хотя табак, лён и сахарная свёкла находятся под контролем государства, сахар является товаром, угодившим на чёрный рынок в стране. Поэтому наряду с планированием необходимы контроль и надзор.
Планирование производства — это техническая деталь, но, наряду с этим, на самом деле оно является несложным делом. Остаётся только правильно поставить цели.
Главной целью планирования производства должна быть в первую очередь самодостаточность. Ставка целевого приоритета производства исключительно на экспорт обрекает людей как на дорогую, так и на некачественную еду, потому что качественная продукция отправляется на внешний рынок под названием «экспорт», а некачественная продукция продаётся по высоким ценам на внутреннем рынке.
— Проблемы, связанные со сбытом продукции и каналами поставок
Одной из важных проблем современных фермеров является сбыт продукции, которую они производят, особенно в некоторых производственных группах, таких как лук, арбузы, помидоры. В то время как производители не могут продать произведённую ими продукцию и вынуждены оставлять её гнить на полях, жители городов при этом продолжают покупать данную продукцию по высоким ценам. Причиной этого является как невозможность точного планирования производства, так и удорожание цепочки поставок от производителя к потребителю. Что это за система, что фермер, производящий продукт, даже не собирает урожай из-за его дешевизны и стоимости сбора, а конечный потребитель не может купить или потреблять достаточное количество продуктов питания из-за высоких цен?! Например, Турция является одним из важных производителей цитрусовых и производит около 5 миллионов тонн апельсиновых. Однако если посмотреть на баланс между производителем и потребителем, то продукт, продаваемый производителем за 1,5 или 2 турецких лир, конечному покупателю (населению) приходится покупать в овощных магазинах и на рынках по цене до 8 турецких лир. Затраты на оплату труда, транспорт и другие расходы составляют не более 1 турецкой лиры за кг. Посредники, зарабатывающие больше производителей в несколько раз, в полной мере используют дисфункцию цепочки между производителем и потребителем.
Практикуемое сегодня в цепи (сети) поставок наглядно демонстрирует наличие в обществе морального кризиса. Посредническая деятельность является разрешённой Шариатом отраслью. Но дело не в посредничестве, а в навязывании этой цепи поставок, которая приводит к несправедливости. Навязывание данной цепи поставок должно быть немедленно прекращено. Должна быть создана новая цепочка поставок, в которой фермер может легко продавать производимые им товары по своему усмотрению. Но прежде всего нужно предотвратить алчность и ненасытность, то есть моральный кризис.
Конечно же, в сельском хозяйстве и животноводстве существуют проблемы помимо основных причин, о которых мы говорили выше. Иностранная зависимость от семян — одна из самых важных из этих проблем, потому что использование семян гибридных сортов растёт день ото дня, и это создаёт серьёзную проблему зависимости. Точно так же у нас имеются такие проблемы, как соглашения с «Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединённых Наций» (FAO), нерациональное использование воды и эрозия почв. Мы не стали вдаваться в детали этих вопросов в рамках данного рассмотрения, поскольку затронули только основные проблемы.
Факторы, вызывающие ослабление земледелия и животноводства, и пути их решения — следующие:
1. Недопустимо оставлять сельскохозяйственные земли бездействующими. Ислам предложил здоровое решение этой проблемы и ввёл следующее правило: «Земля человека, который не обрабатывает её в течение трёх лет подряд, отбирается у него и передаётся лицу, которое будет ей управлять». Это правило является здоровым решением с точки зрения простоты своей реализации — того факта, что землевладельцы должны эксплуатировать свои земли, чтобы не потерять их и чтобы земли не оставались без использования и без эксплуатации. Таким образом, что здесь нужно сделать, так это быстро применить сказанное на практике.
2. Государство должно предоставить безвозмездные специальные индивидуальные пакеты поддержки для каждого фермера, которые не могут заниматься сельскохозяйственной деятельностью, чтобы они могли приобрести необходимые сельскохозяйственные инструменты, семена и химикаты и, таким образом, увеличить производство, а не коллективную поддержку фермерам. Таким образом, фермеры, которые желают заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но вынуждены избегать этой затеи из-за нехватки финансовых средств, получают возможность работать на своей земле, и их сельскохозяйственные угодья не остаются без дела. Однако если вопреки этому фермер не будет обрабатывать свою землю, то отнятие у него земли будет неизбежным.
3. Налоги на ресурсы сельского хозяйства должны быть полностью отменены. Если все виды налогов на все ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, будут отменены, тогда стоимость всех этих ресурсов, от удобрений до дизельного топлива и используемых в борьбе с вредителями пестицидов, будет снижена. Таким образом, объём финансовой помощи, оказываемой государством фермерам, снижается до более низкого уровня, и это способствует производству и занятости за счёт обработки земель.
4. Сегодня наиболее важными, а иногда и самыми большими затратами в сельскохозяйственном производстве являются статьи, связанные с использованием электроэнергии. Электричество является важным фактором затрат, особенно для производителей, использующих подземные воды. По этой причине цены на электроэнергию, используемую в сельскохозяйственном секторе, должны быть снижены не менее чем на 80%.
5. Для проблем, возникающих в связи с ирригацией, следует ускорить возведение ирригационных плотин, чтобы бесплатно предоставлять услуги всем фермерам, принимая во внимание непрерывный забор и снижение уровня грунтовых вод в настоящее время. Таким образом, с одной стороны, сократится использование подземных вод, а с другой стороны, снизятся нормы потребления электроэнергии, что является важным фактором для снижения ценообразования.
6. Следует поощрять и побуждать людей к тому, чтобы все виды неиспользуемых земель, находящихся в государственной собственности, были пригодны для сельскохозяйственной деятельности. В настоящее время, согласно данным на официальной странице Управления национальной недвижимости (Milli Emlak), в казне находится 57 миллионов 200 тысяч квадратных метров недвижимого имущества, такого как земля, поля, общие блага, а также сады и виноградники. Среди них следует поощрять то, чтобы районы, пригодные для сельскохозяйственного производства, использовались фермерами, у которых нет земли, но есть желание заниматься сельскохозяйственным производством.
7. Важная часть того, что необходимо сделать в секторе животноводства, так же тесно связана с тем, что необходимо сделать в отношении сельскохозяйственного сектора. Потому что, помимо рыболовства, основной составляющей всех видов животноводства является растениеводство разных видов. Поэтому всё, что мы сказали об аграрном секторе, относится и к животноводству. Но помимо этих есть и другие работы, которые нужно сделать.
8. От разведения животных до использования методов повышения мясной и молочной продуктивности все решения, предложенные соответствующими экспертами, могут эффективно реализовываться. Однако, что наиболее важно, сельскохозяйственная политика, проводимая правительством, оказывает одно из наиболее важных воздействий на животноводство.
В рамках этого, по какой бы то ни было причине, импорт животных никогда не должен ставиться выше отечественного производства. Увеличению внутреннего производства всегда следует придавать большое значение, и по этой причине не следует отказываться от оказания всевозможной финансовой поддержки производителям. Следует поддерживать отечественных производителей, максимально сокращая импорт. Таким образом, в то время как, с одной стороны, отток иностранной валюты за границу и дефицит счёта текущих операций сокращаются, с другой, занятость и производственные мощности увеличиваются, а отечественный производитель со временем становится самодостаточным.
9. Государство должно держаться подальше от всех видов стимулов, основанных на процентных банковских кредитах со стороны государства, независимо от их формы, как в отношении сельского хозяйства, так и животноводства. Ведь краткосрочные или долгосрочные кредиты под низкие или высокие проценты отражаются на себестоимости продукции, в результате чего производители не могут выплатить свои долги, а это приводит к удержанию фермеров от производства. По этой причине кредиты в любой форме должны быть исключены из перечня возможных «решений» и не должны рассматриваться.
10. Наиболее важными входными затратами в рыболовном секторе являются рабочая сила, стоимость используемых инструментов и цены на дизельное топливо. Помимо этого, должны быть приняты технические меры в отношении рыбопродуктивности в морях, и к ним следует отнестись серьёзно.
В результате самой важной проблемой в области сельского хозяйства является не размер или малость земли, а невозможность заниматься производством на этой земле. Поэтому необходимо сосредоточить решение на вопросах, которые обеспечат производство и увеличение производства. Как и на Западе, консолидация земель — это решение только в пользу богатых и состоятельных, потому что количество фермеров, которые могут обрабатывать земли свыше определённого размера, невелико. При этом, по данным Института статистики Турции, «80,7% сельхозпредприятий относятся к группам предприятий размером менее 100 гектар. Земля, принадлежащая этим предприятиям, составляет 29,1% от общей площади земли».
Не следует забывать, что люди по своей природе склонны к зарабатыванию и приобретению собственности. Для производства не имеет значения, является ли предприятие, которым владеет человек, большим или маленьким. Когда люди чувствуют, что могут зарабатывать деньги, они без колебаний включаются в производственную деятельность.
Поэтому все рекомендации, касающиеся как сельскохозяйственного, так и животноводческого секторов, сосредоточены на двух основных моментах. Это структура собственности, увеличение количества пахотных земель и затраты. Помимо этого, технические вопросы повышения продуктивности (селекция семян и сортов, методы удобрения, прививки и так далее) могут быть реализованы проще и быстрее в зависимости от затрат. По этой причине государство должно сосредоточиться на решениях по снижению затрат для повышения производительности в сельском хозяйстве и животноводстве.
Köklü Değişim
На турецком языке
1. 5 ноября 2019 г., веб-сайт Турецкого сельскохозяйственного журнала.