18
Вс, авг

Утоление жажды чистой водой исламской экономической системы 12 ч.

Обзор книг
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

(Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»)

 

Полезность в капиталистической идеологии: объяснение шейха Фатхи Салима

Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен ко всему человечеству как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.

Уважаемые мусульмане!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснению книги «Экономическая система в Исламе». На нашей двенадцатой встрече мы постараемся рассмотреть вместе с вами девятнадцатую страницу предисловия этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах. Сегодня мы представим вашему вниманию вклад уважаемого шейха Фатхи Салима, да смилуется над ним Аллах, в объяснение предисловия изучаемой нами книги «Экономическая система в Исламе».

Выдающийся шейх Фатхи Салим, да смилуется над ним Аллах, в объяснении и упрощении предисловия книги «Экономическая система в Исламе» пишет следующее: «Экономисты-капиталисты придумали такие термины, как «предельная полезность», «общая полезность», «полная экономическая ценность», «индивидуальная польза» и «коллективная польза».

Полезность

Полезность – это особенность имущества, которая устраняет чувство страдания или вызывает чувство наслаждения, либо образует обстоятельства, необходимые для получения этих результатов. Другими словами, это способность вещи удовлетворить потребность. Это – связь между имуществом и потребностью. Полезность появляется с наличием потребности и исчезает с отсутствием потребности. Человек осознаёт эту связь и способен оценить её. Данная полезность зависит от степени потребности человека в момент использования. С каждым усилением этой потребности увеличивается эта полезность, при каждом снижении потребности она уменьшается. Одним словом, полезность зависит от важности потребности в отношении индивидуума.

poleznost

Степень потребности отличается от одного человека к другому, в зависимости от социальных условий, обычаев и культуры. Мы не отрицаем, что общество играет определённую роль в формировании индивидуального восприятия пользы. Западные капиталисты называют её «потребительской ценностью». И когда она уравнивается с обменной ценностью, тогда она, по их словам, становится полезностью. Так, полезность – это желаемое имущество, независимо от того, согласуется ли она с этикой, моралью и здоровьем, или нет, поскольку данное несоответствие не влияет на то, что она является пользой у них. Полезность может быть непосредственной, как польза, получаемая от потребительского товара. Но также полезность может быть косвенной, как польза, получаемая от производных товаров, т.е. от посредственных товаров, таких как станки, машины и посредственные деньги, например, облигации. И прежде чем начать разговор о законах полезности в капиталистической идеологии, хотелось бы пояснить значение двух терминов: общая полезность и предельная полезность.

Общая полезность

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую потребителем в результате потребления всех потребительских единиц. Если человек ест пять лепёшек в день, то общая полезность – это совокупность полезности, получаемая от этих пяти лепёшек.

Предельная полезность

Предельная полезность (marginal utility) – это ценность полезности вещи, которая представляет собой ценность любой единицы, которая оценивается своей конечной полезностью, т.е. пользой единицы, которая удовлетворяет самую слабую потребность. Данную теорию западные экономисты назвали «конечной или предельной полезностью». Полезность нельзя определять только по усмотрению производителя, считая расходы на её производство, поскольку такой подход полностью игнорирует спрос и берёт во внимание только предложение. Так же нельзя определять пользу исключительно только по усмотрению потребителя, а точнее – по коэффициенту пользы и степени потребности в ней с учётом фактора дефицита, поскольку такой подход берёт во внимание только спрос и игнорирует предложение. Необходимо брать во внимание как предложение, так и спрос, одновременно, а польза должна определяться у крайней черты удовлетворения потребности, т.е. у последней грани её удовлетворённости. Например, ценность лепёшки определяется у крайней черты голода, а не в начале голода, и при естественном наличии хлеба на рынке, а не в момент его дефицита. Это и будет ценность пользы.

Прежде чем закончить нашу встречу, отметим самые яркие мысли, которые были затронуты нами в сегодняшней теме:

1 – Полезность – это особенность имущества, которая устраняет чувство страдания или вызывает чувство наслаждения. Это – способность вещи удовлетворить потребность.

2 – Общая полезность – это совокупность полезности, получаемая потребителем в результате потребления всех потребительских единиц.

3 – Предельная полезность – это ценность полезности вещи, которая представляет собой ценность любой единицы, оцениваемой своей конечной полезностью, т.е. пользой единицы, которая удовлетворяет самую слабую потребность.

Уважаемые мусульмане!

Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он – Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Устаз Мухаммад Ахмад ан-Надий