05
Сб, окт

Общественная собственность в государстве Халифат

Разное
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Общественная собственность — это то, что согласно Шариату является общим для всех людей. Индивидуальное (частное) владение такого вида собственностью запрещено [1]. Это имущество, которое принадлежит всем людям и закреплено за ними. Все, кто жив, и все люди, которые придут до Конца света, будут продолжать получать от него пользу.

При отсутствии достаточного количества «марафик уль-джамаа», то есть если общественные блага и услуги не доступны в достаточном количестве, люди расходятся, чтобы получить их. К этим объектам относятся все неисчерпаемые полезные ископаемые, такие как энергия и вода, а также все предметы, которыми запрещено владеть частным лицам в силу природы этих благ. При этом нет разницы между минералами, которые можно легко и без особых усилий использовать, например, соль, и минералами, которые не встречаются в открытом виде, например, золото, серебро, железо и медь, или минералами, которые находятся в застывшем состоянии, например, хрусталь, или минералами, которые находятся в жидком состоянии, например, нефть.

Что касается благ, владение которыми физическим (частным) лицам запрещено в силу характера природы этих вещей, то это дороги, реки, моря, озёра, заливы, проливы, школы, мечети, больницы и т.п.

Природа общественной собственности

В Исламе собственность подразделяется на три вида: частная собственность, общественная собственность и государственная собственность. Поскольку она связана с финансовой политикой в части сбора государством доходов и расходования их на благо Уммы, мы можем охарактеризовать основания для государственной собственности и её признаки следующим образом:

Первое: общественная собственность относится к марафик уль-джамаа

Общественная собственность — это марафик уль-джамаа, т.е. вещи, ресурсы, в которых нуждаются все люди. При их отсутствии или нехватке люди стремятся найти их в другом месте и разбредаются. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ فِي الْمَاءِ وَالْكَلَإِ وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх (вещах): в воде, пастбище и огне» [2].

Упоминание этих трёх благ в хадисе не означает ограничение лишь ими тремя. Однако оно является разновидностью выражения по аналогии (метафора). Управление этими тремя благами — это управление благами, которые легко получить и использовать. Например, нефть, газ, минералы, соль, калий, смола, реки, моря, озёра, камни, деревья в лесах, древесина, уголь, рыба в морях, дикие птицы, пастбища, солнечная энергия и многое другое — это то же самое, что и вода, огонь и пастбища [3].

Второе: часть общественной собственности устроена Аллахом, а часть является организацией и достижением человека

Примерами общественной собственности, устроенной Аллахом, являются те, которые перечислены в первом пункте. Однако примеры общественной собственности, устроенной человеком, представляют собой решения по использованию собственности, созданной Всевышним Аллахом. Водяные насосы и двигатели для сброса воды, транспортные трубы, электростанции, столбы и кабели, оборудование для добычи нефти и трубы нефтепроводов, порты для хранения и сброса нефти, нефтеперерабатывающие заводы, угольные шахты, оборудование для добычи угля, карьеры, атомные электростанции, атомные печи, сооружения для использования солнечной энергии, плотины, мосты, туннели, искусственные каналы, искусственные озёра, улицы, государственные дороги, общественные территории, парки, детские площадки, мечети, больницы, железные дороги, порты, аэропорты, убежища — это сооружения, устроенные людьми, и все люди имеют право собственности на них, поскольку всё перечисленное имеет характер общественной собственности.

Третье: общественная собственность отличается изобилием

Вода, пастбища и огонь не являются редкостью и имеют привилегию быть в изобилии. Как таковые, они доступны всем людям. Кроме того, они являются одной из жизненных необходимостей. Поэтому необходимо, чтобы люди пользовались ими, а государство возложило на себя обязанность по их организации. Пока этот процесс использования продолжается, никто не будет угнетён. Сильные и могущественные не должны властвовать над слабыми посредством доминирования над ними.

Четвёртое: недопустимость того, чтобы отдельные лица владели собственностью, размер которой неизмеримо велик

الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ فِي الْمَاءِ وَالْكَلَإِ وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх (вещах): в воде, пастбище и огне» [4].

В хадисе перечисляется то, что относится к марафик уль-джамаа, чем запрещено владеть отдельному индивиду. Доказательством этому служит следующий хадис, который приводит ат-Тирмизи:

عَن أبْيَضَ بنْ حَمَّالٍ أَنَّهُ وَفَدَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاسْتَقْطَعَهُ الْمِلْحَ فَقَطَعَ لَهُ فَلَمَّا أَنْ وَلَّى قَالَ رَجُلٌ مِنْ الْمَجْلِسِ أَتَدْرِي مَا قَطَعْتَ قَالَ فَانْتَزَعَهُ لَهُ إِنَّمَا قَطَعْتَ لَهُ الْمَاءَ الْعِدَّ

«От Абъяда ибн Хаммаля передаётся, что однажды он пришёл к Посланнику Аллаха и попросил выделить ему солончак (участок, где было много соли). Посланник Аллаха выделил ему его. Когда (этот человек) отошёл, один из присутствующих на собрании сказал: «Ведаешь ли ты о том, что выделил ему? Ведь ты выделил ему нескончаемую воду». Тогда (Посланник Аллаха) вернул назад то, что дал ему».

В хадисе соль уподобляется большому количеству воды, поскольку она неисчерпаема. Когда Посланник Аллаха ﷺ узнал, что речь идёт о неисчерпаемо большом соляном месторождении, то есть о соляной горе, он забрал её себе и не допустил, чтобы она принадлежала отдельному человеку, потому что это — общественная собственность. Этот хукм не ограничивается солью, а относится ко всем рудникам.

В качестве примера можно привести некоторые полезные ископаемые, открытые человечеством в этом веке, такие как нефть, газ, золото, серебро, медь, соль, железо, олово, уголь, свинец, уран, алюминий и так далее. Эти и подобные им полезные ископаемые являются стратегическими материалами, которыми имеют право пользоваться все представители населения. Ведь они относятся к числу богатств, созданных Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах скопил их под землёй для человечества. В то же время именно эти вещества и материалы являются тем, что дополняет власть государства для осуществления его суверенитета над такими тонкими и чувствительными областями, как имущество, денежные средства, гражданская промышленность, военная промышленность, военно-космическая сфера и накопление богатств.

Поэтому Ислам, ограничивая аспекты, подходящие для оценки, своими законами, охватывает эти материалы, обеспечивая членам общества, состоящим из подданных, возможность пользоваться всеми видами выгод, определёнными государством, что широко описано в книгах по фикху (исламской юриспруденции).

Пятое: разрешение на приобретение отдельными лицами ограниченного количества некоторых видов собственности

С другой стороны, есть полезные ископаемые, которыми могут владеть отдельные лица, поскольку их количество невелико, и к ним применяются положения о риказе/кладе (полезные ископаемые, зарытые людьми в землю), при этом пятая часть остаётся государству. Когда Посланника Аллаха ﷺ спросили о такой находке, он сказал:

سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَنِ اللُّقَطَةِ، فَقَالَ: مَا كَانَ فِي طَرِيقٍ مَأْتِيٍّ أَوْ فِي قَرْيَةٍ عَامِرَةٍ فَعَرِّفْهَا سَنَةً، فَإِنْ جَاءَ صَاحِبُهَا وَإِلا فَلَكَ، وَمَا لَمْ يَكُنْ فِي طَرِيقٍ مَأْتِيٍّ، وَلا فِي قَرْيَةٍ عَامِرَةٍ فَفِيهِ وَفِي الرِّكَازِ الْخُمْسُ

«Если что-то найдено на дороге, по которой проходят люди, или в поселении, где живут люди, то объявляйте о нём в течение года. Если владелец придёт, отдайте ему, если нет, то это ваше. Если что-то найдено не на дороге, по которой проходят люди, или не в поселении, где живут люди, то это считается риказом, и в нём имеется пятая часть (которую надлежит отдать государству)» [5].

Разрешается приобретение отдельным лицом источника воды, в котором люди не нуждаются. Но не разрешается владеть дорогой или пристанью, или морским побережьем, или местом, которое считается частью марафик уль-джамаа, или местом, связанным с общими интересами. При этом разрешено пользоваться общественными местами, такими как дороги или мечети, заниматься рыбной ловлей в море или реке, или отдыхом в парке без их приобретения в собственность. Запрещено захватывать место, которое используется. Кроме этого, у каждого человека есть право пользоваться этими местами, и эти вопросы регулируются властями.

Ответственность государства перед общественной собственностью

Государство Халифат непосредственно несёт ответственность за обеспечение заботы и защиты интересов подданных. Защита частной и общественной собственности подданных является частью этой ответственности. Запрещение любых посягательств на общественную собственность также рассматривается как часть обязанности обеспечения сохранности этой собственности. Также установление правовых норм, извлечённых из Исламского Шариата, для регулирования использования общественной собственности входит в обязанности государства. Оно защищает это имущество в интересах общества. Ниже перечислены обязанности государства Халифат в отношении имущества, находящегося в общественной собственности.

Первая: предотвращение атак и причинения вреда

Государство не должно позволять никаких посягательств на общественную собственность, где бы и откуда бы они ни исходили. Государство с точки зрения Шариата обязано защищать эту собственность и не допускать разрушения алчными или коррумпированными людьми любого государственного и общественного имущества, сооружений, оборудования, дорог, полей, пляжей и так далее. Это объясняется тем, что речь идёт об имуществе, принадлежащем обществу. Недопустимо, чтобы правитель или его ближайшие лица переводили часть общественной собственности на своё имя или имя своих близких. В случае подобного инцидента он будет привлечён к ответственности Маджлисом Уммы, судом по злодеяниям (мазалим) и широкой общественностью Уммы. Обязанность Уммы состоит в том, чтобы установить порядок для проверки действий правителя.

В этой связи Абу-ль-Хасан аль-Маварди говорит следующее: «Вопросы, которые должны быть рассмотрены в мазалим, состоят из десяти частей. Часть первая: расследование нападений правителей на подданных <...> Часть пятая: ответ на действия узурпаторов. Она состоит из двух частей. Первая из них: насильственное изъятие властью, например, изъятие имущества у его владельцев либо из-за чрезмерного желания его захватить, либо из-за вражды к его владельцам. Мазалим выясняет это в ходе тщательного расследования дела и отдаёт приказ о возвращении имущества угнетённых. Однако если ситуация неясна, проводится слушание» [6].

Вторая: вмешательство в регулирование использования общественных территорий

Вмешательство осуществляется для обеспечения каждому члену общества соответствующей доли использования общественных мест, таких как улицы, площади, парковки, пешеходные переходы, места для отдыха на рынках, зоны для рыбной ловли, пляжи и солевые участки для добычи соли, в соответствии с их потребностями. Это позволяет избежать установления превосходства сильных над слабыми в использовании этих мест и предотвращает конфликты и враждебность в вопросах использования.

Третья: урегулирование конфликтов сторон по поводу использования общественной собственности [7]

Человеку свойственно конкурировать в получении мирских благ — и это не похоже на наследство, владелец которого известен и которое распределяется в соответствии с долей, — особенно конкурировать в получении выгоды от общественной собственности. Поскольку такое состязание может привести к конфликтам и спорам в обществе, государство должно вмешиваться для урегулирования и разрешения этих разногласий в интересах справедливости, чтобы сохранить право его владельцу. Это является обязанностью и правом государства. Относительно человека, занимающего общественную собственность, Имам Ахмад говорил: «Если он занимает такое место и затягивает с этим, его следует остановить, потому что он почти становится его владельцем. Если два человека будут состязаться за место, возможно, между ними возникнет конфликт, и, вероятно, Имам признает одного из них правым. Если занимающий место перекрывает проход для прохожих и не оставляет им места для прохождения, то Имам не разрешает ему или кому-либо другому занимать это место за определённую плату» [8].

Четвёртая: охрана хима

Из-за определённых особых целей у государства, то есть халифа, есть право брать под свой хима (контроль, защиту, покровительство) часть общественной собственности, а также частную собственность людей, как это практикуется в настоящее время.

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ الله عَنهُمَا أنَّ الصَعْبَ بن جَثَّامَةَ قَالَ إن رَسُولُ الله صَل الله عَلَيهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لا حِمَى إلا للهِ وَلِرَسُولِهِ

«Передают со слов Ибн Аббаса (р.а.), что ас-Саб ибн Джассама аль-Лайси (р.а.) рассказывал, что Пророк сказал: «Право хима принадлежат только Аллаху и Его Посланнику» [9].

Абу Убайд аль-Касим ибн Салам [10] сказал: «Хадис, переданный ас-Сабом ибн Джассамом от Пророка , показывает, что Имам имеет право брать под своё покровительство от имени Аллаха — точно так же, как это делали Пророк и Умар. Все они входят в понятие хима (защиты, охраны, покровительства)» [11].

Абу Убайд аль-Касим ибн Салам говорит, что хима от имени Аллаха осуществляется двумя способами. Первый — это охрана земли для лошадей, используемых в войне на пути Аллаха, что Пророк ﷺ сделал сам. Второй — это охрана земли для животных, которые используются в качестве милостыни, что сделал Умар (р.а.) [12]. Здесь имеется в виду упоминание охраняемой территории, сделанной Посланником Аллаха ﷺ в Наки и Умаром в Рабаза, как передают Бухари и Абу Давуд.

Хима — это выделение земли для общественной пользы. Это отличается от общественных пастбищ. Однако это не делает эту землю частной или государственной собственностью. Она остаётся общественной собственностью. Общественная собственность охватывает общие блага. Всё это предназначено для общественной выгоды.

Во времена Пророка ﷺ и последующих праведных халифов хима представляла собой землю для боевых лошадей и жертвенных верблюдов. В настоящее время её можно использовать для подготовки армии к войне, для казарм, военных полигонов и аналогичных мест, связанных с подготовкой к военным действиям [13].

Пятая: организация по приведению земли в пригодное состояние («возрождение мёртвых земель», то есть целинных земель)

Ислам поощряет приведение в пригодное состояние целинных земель через их возделывание. В связи с этим Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ

«Невозделанная земля принадлежит тому, кто её освоит» [14].

В другом риваяте Посланник Аллаха ﷺ говорит следующее:

مَنْ عَمَّرَ أَرْضًا لَيْسَتْ لِأَحَدٍ، فَهُوَ أَحَقُّ بِهَا

«Если человек освоит ничейную землю, то он имеет на неё больше прав» [15].

Согласно Шафии, целина — это «всё, что не имеет защиты и не было обработано, даже если она прилегает к обработанной земле». Абу Ханифа говорит: «Мават (целина, с ар. «мёртвая земля») — это места, куда не достигла вода в результате освоения». Абу Юсуф сказал: «Это место, где, когда кто-то (мунади) громко кричит на самом отдалённом участке обработанной земли, его не услышит никто поблизости» [16]. Аль-Маварди утверждает, что «соседствующие с целиной люди и те, кто находится в отдалённости, имеют одинаковое право на восстановление целинной земли». Однако Имам Малик говорит, что «соседствующие с целиной люди имеют больше прав на восстановление целинной земли, чем люди в отдалённости» [17].

Эти мероприятия в наши дни также могут встречаться в виде процедуры оздоровления почвы. Здесь большая ответственность лежит на государстве. Иногда государства поощряют реформу земли, освобождая от некоторых налогов, предоставляя инфраструктуру и дешёвую электроэнергию, чтобы стимулировать людей к улучшению почвы.

Халифу разрешается выделять участок с этих целинных земель. В связи с этим Абу Юсуф, обращаясь к амиру верующих Харуну ар-Рашиду, сказал: «О амир верующих! Ты спросил о землях, завоёванных силой, с народом которых заключён мир... Они не являются ничьей собственностью, и никто ими не владеет. Это «мёртвые земли» (целинные земли). Тот, кто «оживляет» (возделывает) их или собирается «оживить» (возделать) их часть, становится их владельцем. Ты имеешь право их выделить или сдать в аренду кому пожелаешь и считаешь нужным. Ты можешь делать то, что считаешь подходящим для этих земель. Тот, кто «оживляет мёртвую землю», становится её владельцем. Абу Ханифа говорит: «Тот, кто «оживляет мёртвую землю» с разрешения Имама (правителя), становится её владельцем. Без разрешения Имама тот, кто «оживляет мёртвую землю», не может стать её владельцем. Имам может забрать землю у него и сдать её в аренду, передать или сделать что-то ещё» [18].

Абу Юсуф объясняет, что условие разрешения правителя, установленное Абу Ханифой, имеет целью устранить разногласия и конфликты между людьми, вызванные жадностью, желаниями и эгоизмом. В связи с увеличением населения, ростом благосостояния и увеличением строительной деятельности вероятность конфликтов и разногласий в тени «строительного бума» становится всё больше. Единственный способ предотвратить хаос и беспорядки — это вмешательство в процесс «оживления» этих земель.

Если кто-либо «оживит мёртвую землю», а затем оставляет её пустовать в течение трёх лет подряд, государство имеет право разрешить спор, возникший вокруг такой земли, а также передать её другому лицу. Об этом свидетельствует следующий хадис Посланника Аллаха ﷺ:

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ ، وَلَيْسَ لِمُحْتَجِرٍ حَقٌّ بَعْدَ ثَلاثِ سِنِينَ

«Если кто-нибудь освоит целину, она — его. Человек, обложивший её камнями, не имеет права на неё через три года (если не будет её возделывать)» [19].

В «Муснаде» Имама Шафии сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал:

لَيْسَ لِأَحَدٍ إلَّا ما أَحَاطَتْ عَلَيْهِ جُدْرَانُهُ إنَّ إحْيَاءَ الْمَوَاتِ مَا يَكُونُ زَرْعًا أَوْ حَفْرًا , أَوْ يُحَاطُ بِالْجُدْرَانِ , وَهُوَ مِثْلُ إبْطَالِهِ التَّحْجِيرَ بِغَيْرِ مَا يَعْمُرُ بِهِ مِثْلُ مَا يَحْجُرُ

«Никто не имеет права кроме того, что он оградил. Освоение целины («мёртвой земли») происходит путём возделывания, копания колодца или ограждения её стеной. Это подобно тому, как отменяется ограждение чужими камнями. То есть облагораживание подобно ограждению камнями» [20].

Именно здесь на первый план выходит значение государства, выполняющего функцию регулирования дел, разрешающего спор о том, кто посеял, а кто оставил пустовать, и, соответственно, осуществляющего соответствующие действия в соответствии с принятым решением.

Передаётся от Абдуллаха ибн Абу Бакра: «Билял ибн аль-Харис аль-Музани пришёл к Посланнику Аллаха , и Посланник Аллаха пожаловал ему большой и длинный участок земли. Умар, став халифом, сказал Билялу: «О Билял! Ты попросил у Посланника Аллаха большой и длинный участок земли, и он дал его тебе. Он дал тебе его потому, что Посланник Аллаха никогда не отказывал, когда его кто-то о чём-то просил. Но сейчас ты не в состоянии совладать со всей этой территорией». Тогда аль-Музани сказал: «Да, ты прав». Умар сказал: «Тогда оставь себе столько, сколько ты в силах возделывать. Остальное оставь нам, чтобы мы распределили это между мусульманами». Тогда аль-Музани сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я не отдам ничего из того, что выделил мне Посланник Аллаха». На это Умар ответил: «Клянусь Аллахом, ты непременно сделаешь это». После этого он забрал у него ту часть, которую он не мог обрабатывать, и распределил её между мусульманами» [21]. Это вмешательство Умара (р.а.) было сделано в качестве халифа и главы государства. Он предпринял такой шаг, потому что не считал, что, будучи властителем, таким образом нарушает чьи-либо права, а, напротив, считал это действие своим полным правом.

Что касается возможности экспроприации государством новых земель… С одной стороны, это допустимо, если данное действие отвечает интересам общества. С другой стороны, если экспроприируемая земля находится в частной собственности, то государство платит за неё собственнику.

Опять же, одной из обязанностей государства является улучшение земель своими силами или поощрение людей к улучшению земель. В этом контексте государство, обеспечив водо- и электроснабжение мест, подлежащих мелиорации, каналами или трубами, открыв больницы и дороги, передаёт определённые земли некоторым лицам для мелиорации и оформляет их в собственность, чтобы люди могли извлекать из этого пользу. Таким образом, работа в этих засушливых (опустыненных) районах становится более лёгкой. Иногда это также способствует уменьшению проблемы засушливости (опустынивания), которая вызывает беспокойство у некоторых экономистов.

Шестая: наблюдение за вакуфами и дисциплинарное воздействие на них

Словоوَقْف «вакф» [waqf] (вакуф) в лексическом значении означает «заключить в тюрьму, заточить в доме, арестовать» [22]. Кроме редких случаев не говорится أَوْقَفْتُ [awqaftu] «я остановил», а говорится حَبَسْتُ ، أَحْبَسْتُ [aħbastu, ħabastu] «я заключил, заточил в тюрьму» [23]. В одном из хадисов в риваяте от Абдуллаха ибн Умара используется именно такое выражение. Он сказал: «Умару достались земли в Хайбаре. Он пришёл к Посланнику Аллаха , чтобы узнать, что он велит по этому поводу, и сказал: «О Посланник Аллаха, мне достались земли в Хайбаре, и это самое ценное из всего, чем я когда-либо владел». Пророк сказал:

إِنْ شِئْتَ حَبَسْتَ أَصْلَهَا، وَتَصَدَّقْتَ بِهَا

«Если хочешь, завещай эти земли и раздавай их урожай в качестве пожертвования».

Умар (р.а.) пожертвовал их при условии, что они не будут проданы, унаследованы или подарены. Умар раздал их беднякам, родственникам, рабам, гостям и путникам. Распорядитель этого имущества имел право питаться оттуда, не преступая разумных пределов, накормить своего друга, но не накапливать богатства оттуда» [24].

Вакуф в исламском терминологическом понимании означает заключение источника и расходование блага. Заключающее в себе ресурс называется «вакуфом», а заключённое имущество — «аль-айн уль-махбуса». Вакуф имущества может быть различных видов: аль-вакф уз-зурри (вакуф, принадлежащий семье или роду), аль-вакф уль-хайри (вакуф благотворительности), вакф ус-сабиль (вакуф фонтанов) и так далее. Тот, кто жертвует на вакуф, является лицом, которое заключает имущество либо в соответствии с его правами, либо в соответствии с правами Аллаха.

В книге «Аль-Мугни» Ибн Кудамы говорится: «Большинство учёных из числа предшественников (саляфов) и тех, кто пришёл после них, считают, что феномен вакуфа является действительным (легитимным явлением). Джабир сказал: «Все сподвижники Пророка Мухаммада делали пожертвования в вакуфы, кроме Зу Макдары» [25].

Когда мусульманин делает какой-либо вклад в вакуф для мусульман, то ему разрешается пользоваться этим, потому что он так же входит в число мусульман. Например, если он вкладывает в мечеть, то он так же может молиться в ней, или пить воду из колодца, в который он сделал вклад [26]. Это входит в сферу общественной собственности. Однако если он вкладывает что-то для определённой группы, такой как его дети или внуки, то вакуф ограничивается этими лицами.

Что касается того, кто должен заботиться о вакуфе: вначале этим занимается вакиф (человек, вкладывающий в вакуф). Или, если вакуф не является общим, то есть относится, например, только к детям, родственникам или потомству, этим занимается лицо, назначенное вакифом. После смерти вакифа устанавливается, кто будет ухаживать за вакуфом, в зависимости от того, переходит ли владение на его наследников или на Аллаха. Если вакифом является сам вкладывающий, то он ухаживает за вакуфом, потому что он сделал его в пользу самого себя и пользовался им. Если он считает, что вакифом является Аллах, то он ухаживает за вакуфом и расходует его средства по необходимости, потому что это имущество принадлежит Аллаху. О вакуфе для нуждающихся заботится правитель мусульман. Забота о вакуфе для бедных, мечетей и подобных или о вакуфах, которые нельзя ограничить или огородить, является обязанностью руководителя государства. Потому что нет владельца, который взял бы на себя уход за ним. Правитель может назначить опекуна (регента), потому что самому ему может быть затруднительно заботиться об этом имуществе [27].

Ибн Кудама в соответствии с этими объяснениями считает, что поскольку для управления такими вакуфами для нуждающихся и мечетей не назначен никто, кто бы заботился о них, и поскольку нет никого, кто бы принял бы их, и поскольку они не могут быть отданы в частную собственность, то тот, кто возьмёт на себя заботу о данных вакуфах, должен быть правителем (халифом). Поскольку для таких вакуфов не назначен владелец, то управляющим и следящим за ними может быть только государство. Государство отвечает за общественные права, общественные блага и собственность. Передаются слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Кто захочет чего-либо, пусть приходит ко мне, потому что Аллах, Возвеличенный и Превознесённый, сделал меня казначеем и распределителем благ» [28].

Государство является регентом и представителем общества. Оно также является сокровищницей, тем, кто тратит и охраняет. Государство опять-таки является защитником собственности в её различных формах, чтобы одна собственность бесправно не переходила к другой. Государство не позволяет, чтобы имущество общины становилось собственностью отдельного лица или чтобы имущество отдельного лица становилось собственностью государства. Однако в случае необходимости открытия дороги или строительства сооружения для общины государство может это сделать только при оплате эквивалентной стоимости и при определённых условиях. Таким образом, уважение и справедливое отношение к частной собственности, общественной собственности и государственной собственности является обязанностью Халифата. После выплаты денежного эквивалента передача одной собственности другой допускается в исключительных случаях согласно Шариату.

Государство использует общественные блага и ресурсы при реализации крупных проектов, которые частным лицам было бы трудно осуществить. Естественно, что некоторые проекты, не приносящие прибыли по отношению к понесённым затратам, или проекты, требующие огромных капиталовложений, не могут быть реализованы частными лицами. В таких случаях единственным выходом для Халифата, ответственного за полное обеспечение и управление делами людей, является замещение или финансирование этих проектов. В обязанности государства входит также обеспечение населения жизненно важными объектами. Халифат руководит процессом развития, реформирует процесс экономической деятельности, облегчает и способствует использованию общественных благ. Он обеспечивает лёгкий доступ к использованию воды, очищает морские воды, контролирует загрязнение окружающей среды и другие аспекты, а также обеспечивает полное соблюдение санитарных норм.

Наиболее очевидные работы, с которыми частные лица не в состоянии справиться, включают тяжёлую промышленность, железные дороги, строительство дорог, аэропортов, мостов и больших туннелей, которые являются общественными сооружениями. Именно здесь возникает роль Халифата в заполнении пробелов и взятии на себя ответственности.


Köklü Değişim Dergisi
Аяд Фадль аш-Шарафи

1. Абдуллах Мухаммад Хусайн, «Аль-Фикр уль-Ислями».

2. «Сунан», Абу Давуд.

3. Аль-Бахи аль-Хули, «Ас-сарвату фи зиллиль-Ислам».

4. «Сунан», Абу Давуд.

5. «Сунан», ан-Насаи.

6. Абу-ль-Хасан аль-Маварди, «Аль-Ахкам ас-Султания ва-ль-Вилаят ад-Диния».

7. Аль-Масри Рафик, «Усул юль-иктисад уль-Ислам». Аль-Бахи аль-Хули, «Ас-сарвату фи зилл иль-Ислам».

8. Ибн Кудама, «Аль-Мугни ва'ш Шарх аль-Кабир».

9. «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари».

10. Абу́ Уба́йд аль-Ка́сим ибн Салла́м (араб. أبو عبيد القاسم بن سلام‎; 774–838, Мекка) — арабский языковед, представитель куфийской школы грамматики, знаток Корана.

11. Абу Убайд аль-Касим ибн Салам, «Китаб аль-Амваль». Аль-Маварди, «Аль-Ахкам ас-Султания ва-ль-Вилаят ад-Диния».

12. Абу Убайд аль-Касим ибн Салам, «Китаб аль-Амваль». Аль-Маварди, «Аль-Ахкам ас-Султания ва-ль-Вилаят ад-Диния».

13. Аль-Масри Рафик, «Усул юль-иктисад уль-Ислам».

14. «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари».

15. «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари».

16. Аль-Маварди, «Аль-Ахкам ас-Султания ва-ль-Вилаят ад-Диния».

17. Аль-Маварди, «Аль-Ахкам ас-Султания ва-ль-Вилаят ад-Диния».

18. Абу Юсуф, «Китаб аль-харадж».

19. Аз-Зайлаи, «Насб ур-райе».

20. Имам Шафии, «Муснад уш-Шафии».

21. Аль-Байхакы, «Сунан аль-Кубра».

22. Аль-Файрузабади, «Аль-Камус аль-Мухит».

23. Ибн Кудама, «Аль-Мугни ва'ш Шарх аль-Кабир».

24. Аль-Байхакы.

25. Ибн Кудама, «Аль-Мугни ва'ш Шарх аль-Кабир».

26. Ибн Кудама, «Аль-Мугни ва'ш Шарх аль-Кабир».

27. Ибн Кудама, «Аль-Мугни ва'ш Шарх аль-Кабир».

28. Ибн аль-Джаузи, «Тариху Умар ибн аль-Хаттаб».