Доходы государства Халифат и места, куда эти доходы должны расходоваться, определяются исключительно в соответствии с постановлениями Шариата и не меняются. Ни доходы, ни расходы не подвержены рациональным мнениям. Это объясняется тем, что в предписаниях (хукмах) Шариата этот вопрос прописан чётко и однозначно.
Доходы и расходы государства регулируются в соответствии с Шариатом. Хотя общее содержание финансовой и бюджетной политики в государстве Халифат определялось положениями Шариата, халифу как главе государства было предоставлено право осуществлять экономику в соответствии с собственным мнением и юриспруденцией, а также в соответствии с Шариатом.
Поэтому, в отличие от демократических капиталистических систем, в государстве Халифат не существует бюджетов, основанных на времени и сметах, таких как годовой, пятилетний, десятилетний бюджеты. Бюджет государства не представляется на рассмотрение парламента, не обсуждается депутатами, и ни с чьим мнением в этом смысле не советуются. Шариат определил доходы и расходы финансов таким образом, что не оставляет места для дискуссий, и возложил управление ими на халифа.
Это совершенно непохоже на капиталистическую экономическую и финансовую систему, в которой мы живём. Потому что исламские взгляды и практика диаметрально противоположны взглядам и практике капиталистической системы. Современные капиталистические государства в целом придерживаются схожих между собой взглядов и подходов, хотя в разных странах есть свои нюансы. Правительство ежегодно готовит проект бюджета и вносит его на утверждение в парламент. После обсуждения законопроекта в парламенте он утверждается и становится законом. При обсуждении проекта бюджета в парламенте он обсуждается по разделам, зачитываются статьи бюджета и ассигнования, но голосуют за бюджетные статьи в целом. При определении доходов и расходов на соответствующий финансовый год бюджет в основном основывается на предположениях и оценках. Например, предполагается, что такая-то и такая-то статья доходов принесёт такой-то и такой-то доход. Такая-то сумма расходов предусмотрена на такой-то проект. Эти предположения делаются в соответствии с целями, принятыми правительством, такими как среднесрочная программа, планы развития и стратегические планы органов государственного управления. На этой основе ежегодно принимается и вводится в действие закон о бюджете, который определяет статьи доходов и расходов государства в соответствии с предположениями и оценками.
Ничего подобного в Исламе нет. Экономическая система Ислама ни в чём не похожа на демократическую капиталистическую экономическую систему, например, по составлению годового бюджета, его разделам, статьям доходов и расходов и распоряжению ими. В Исламе нет бюджета, который составляется каждый год. Исламский Шариат определил статьи доходов и расходов финансов и уполномочил халифа распоряжаться этими средствами.
В Исламе государственной казной является Байт уль-Маль. Все доходы и расходы проходят через Байт уль-Маль. Байт уль-Маль — это название учреждения, а не здания или склада. Все финансовые накопления, сделанные на благо мусульман, относятся к сфере деятельности Байт уль-Маль. Халиф организовывал и управлял всеми этими доходами и расходами в диванах.
Статьи доходов Байт уль-Маль непосредственно определяются следующими положениями Шариата:
1. Фай (то, что получено без войны).
2. Трофеи (то, что получено в результате войны).
3. Анфаль (все военные трофеи в целом).
4. Харадж (доход с земель, полученных в результате завоевания).
5. Джизья (доходы, получаемые от немусульман).
6. Доходы от государственной собственности (нефть, газ, электроэнергия, минеральные и водные ресурсы, леса, пастбища и т.д.).
7. Ушр (доходы от земель, которые не были приобретены в результате завоевания).
8. Одна пятая часть сокровищ и рудников.
9. Закятные средства.
10. Несправедливо полученное имущество государственных чиновников и другие взыскания.
11. Имущество тех, у кого нет наследников, передаваемое в Байт уль-Маль.
12. Конфискованное имущество вероотступников.
Из них закятные средства вынесены в отдельный раздел. Это связано с тем, что в Коране прямо указаны восемь категорий людей, на кого должны расходоваться эти средства. Ни в коем случае не разрешается расходовать их на что-либо, кроме этих восьми категорий. Однако халиф может решать, как распределять эти восемь категорий, в соответствии со своим мнением и иджтихадом. Доходы от государственной собственности также вынесены в отдельный раздел. Поскольку эти доходы являются правом всех мусульман, они не используются в государственных делах. Однако халиф решает, как использовать их на благо мусульман, в соответствии со своим мнением и иджтихадом в рамках положений Шариата. Остальные предметы могут храниться в отдельных разделах или вместе в соответствии с мнением и иджтихадом халифа, и халиф использует их по своему усмотрению в соответствии с интересами государства, Уммы и мусульман.
Помимо этого, наиболее важным вопросом являются налоги. В Исламе нет абсолютно никаких постоянных видов налогов, и налог не является одной из статей дохода государства. Однако, если доходов Байт уль-Маль недостаточно, халиф имеет право вводить временные налоги для выполнения определённой цели и ограничиваться этим. Например, если государство собирается вести войну, а средств в Байт уль-Маль недостаточно для подготовки к войне, халиф имеет право облагать мусульман налогами до тех пор, пока эти приготовления не будут завершены. При этом халиф облагает налогом только богатых мусульман, то есть тех, кто имеет больше, чем их основные потребности. Если средств всё же недостаточно, он может расширить рамки налога или продлить срок его действия. Но если подготовка к войне, которая является целью, завершена, он не может продолжать взимание налога, иначе это будет угнетением. Всё это основано на шариатском правиле:
مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ
«То, без чего не осуществляется ваджиб, тоже является ваджибом».
Поскольку джихад является обязательным, то и подготовка к нему так же обязательна. То, что необходимо для выполнения этого обязательства, так же является обязательством.
Соответственно, в Исламе существуют определённые условия для налогообложения:
1. Для покрытия обязательных расходов, за которые Байт уль-Маль несёт прямую ответственность. Например, расходы на бедных, нуждающихся, путников и на джихад.
2. Для покрытия обязательных расходов, которые Байт уль-Маль несёт в виде оплаты за услуги. Например, заработная плата чиновникам, денежное довольствие для военнослужащих.
3. Для покрытия обязательных расходов, которые не относятся к числу оплаты за услуги, но являются обязательными для Байт уль-Маль в целях благодеяния и улучшения жизни населения. Например, строительство дорог, добыча воды, строительство школ, мечетей, больниц и других объектов, которые необходимы для Уммы и лишение которых нанесёт вред Умме.
4. Для покрытия обязательных расходов, которые Байт уль-Маль должен покрывать в случае чрезвычайных происшествий, таких как голод, стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, нападение врагов и т.д.
5. Для покрытия долгов, взятых государством в связи с этими четырьмя вышеуказанными ситуациями.
Поэтому в Исламе абсолютно не существует постоянного или косвенного налога. Это объясняется тем, что налог не входит в число постоянных источников дохода государства, определяемых положениями Шариата, и превращение его в постоянный и неизменный доход является угнетением в Шариате. Однако в современных капиталистических системах основным источником доходов государства являются налоги. В настоящее время в Турции очень большая часть бюджета состоит из прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения под десятками наименований. Тот факт, что государство делает налогообложение своим основным источником дохода, оказывает разрушительное воздействие на экономику, стабильность и благосостояние народа. Не говоря уже о том, что капиталистическая экономическая система полностью порочна и является инструментом колониализма, одного вопроса о налогах достаточно, чтобы понять, какие разрушения несёт эта гнилая система.
Другой вопрос — военная добыча и джизья. Государство Халифат — это государство, обязанное вести призыв и джихад, чтобы нести Ислам как руководство и свет всему миру. Поскольку его внешняя и прочая политика основана на этом принципе, оно постоянно находится в состоянии военной подготовленности, чтобы в любой момент вступить в противостояние с внешним миром. Как и в прошлом, тот факт, что другие народы и государства, которые укроются в справедливости Ислама, будут защищать свою религию и подчиняться государству, увеличит доходы от джизьи. Ведь капиталистические режимы погрузили весь мир, в том числе — и свой собственный народ, в беды и тьму. Безнравственность, социальные потрясения, экономические кризисы и семейные отношения опустились до такого позорного уровня, какого ещё никогда не было в истории. Сегодня человечество как никогда нуждается в Исламе. Несомненно, процесс завоеваний ускорится после того, как, с позволения Аллаха, будет установлено государство Халифат и его справедливость станет известна всему миру. В этом случае джизья, взимаемая с немусульманских народов, увеличит до огромных размеров доходы от военной добычи, получаемой воюющими государствами. Численность народов, о которых идёт речь, измеряется миллионами, а добыча государств — миллиардами.
Доходы от хараджа и ушра с этих земель так же будут достаточно высокими. Сегодня все исламские земли, за исключением Аравийского полуострова, Индонезии, Юго-Восточной Азии и других земель, являются землями хараджа. Эти земли будут не только облагаться хараджем, но и, если они производят товары, требующие закята, будут обязаны выплачивать ушр. Площадь этих земель составляет миллионы квадратных километров.
Кроме того, подземные и наземные ресурсы, рудники и богатства, которые государство приобретёт на суше, на море и даже в воздухе, достигнут огромных величин. Учитывая зависимость современной экономики от этих богатств и стратегических ресурсов, особенно в исламских землях, очевидно, что государство Халифат, когда оно, с позволения Аллаха, будет создано, станет богатейшей державой.
Что касается доходов, относящихся к государственной собственности, то все земли, здания, ресурсы, заводы и так далее, которые не входят в сферу общественной и индивидуальной собственности, принадлежат государству. Эксплуатация принадлежащих ему земель, зданий и ресурсов принесёт государству значительный доход, а также большой прогресс в сельскохозяйственном производстве в результате совершенного отражения в Исламе положений о земле. С развитием земледелия и животноводства нынешнее явление миграции из деревень в города будет обращено вспять, чем будет облегчено бремя больших городов. Кроме того, государство получает значительный доход, предоставляя инфраструктуру и общественные услуги. Заводы, которые будут созданы государством, будут в основном энергетическими, тяжёлой и оборонной промышленности, которые не могут быть созданы частными лицами и которыми сегодня в основном управляют государства; таким образом, государство будет не только получать большой доход, но и готовиться к джихаду.
Как мы уже говорили, исламский взгляд на экономику, бюджет, доходы и расходы полностью отличается от капиталистической экономической системы, под властью которой мы живём сегодня. В капиталистической системе во главу угла ставятся долги и дебиторская задолженность, и все подходы строятся на этой основе. Однако в экономической системе Ислама главной проблемой является удовлетворение потребностей людей. Поэтому если в капиталистической экономике принят подход «максимизации производства» для удовлетворения якобы «неограниченных» потребностей людей, то в Исламе в основе лежит «распределение» производства.
Целью экономической политики Ислама является удовлетворение потребностей людей. Потребности человека делятся на две категории: предметы первой необходимости (жильё, пища, одежда) и предметы роскоши. Каждый человек, будь то мусульманин или немусульманин, имеет право на жизнь, соответствующую уровню общества, в котором он живёт. Для этого Ислам обязывает государство обеспечивать базовые потребности каждого человека, и по мере возможности — его второстепенные нужды. Ислам рассматривает человека как личность, а не как группу людей. В капиталистической экономике такие оценки, как валовой национальный продукт и национальный доход на душу населения, которые рассчитываются исходя из общей численности населения страны, не имеют в Исламе ни ценности, ни авторитета. Напротив, Ислам смотрит на то, насколько удовлетворены потребности каждого человека, имеющего право на человеческую жизнь, будь то дети или взрослые, мужчины или женщины, мусульмане или христиане. С одной стороны, он повышает уровень доходов и благосостояния подданных государства в целом, а с другой — следит за тем, чтобы удовлетворялись индивидуальные потребности каждого из граждан. Складывать богатства богатых и скудный достаток бедных в одну корзину, делить его на общее количество людей и выводить на рынок цифру, которой нет у бедных, под лозунгом национального дохода на душу населения, как это делается в капиталистической системе, — наглая ложь и откровенная нечестность. В настоящее время (2018 г.) национальный доход на душу населения в Турции составляет около 22000 долларов США, то есть около 1800 долларов США в месяц. Однако миллионы семей пытаются выжить на минимальную зарплату в размере около 1600 турецких лир, что составляет лишь одну пятую от этой цифры.
Köklü Değişim Dergisi
Юсуф Явузкан