В прошедшую субботу закончился второй раунд переговоров по Сирии в Вене. Участники договорились провести новую встречу в Париже до конца этого года для того, чтобы дать оценку продвижению достигнутого соглашения о прекращении огня, а также начать политический процесс и избрание участников политических переговоров в проблемной стране (т.е. в Сирии), как это говорится в итоговом совместном заявлении.
В заявлении говорится, что представители 17 государств, а также ЕС, ООН и ЛАГ (Лиги Арабских Государств) в ходе многосторонней встречи согласовали график, согласно которому переходное правительство в стране должно быть сформировано в течение полугода, а также они заявили о том, что необходимо провести выборы в течение 18 месяцев. Несмотря на это, стороны разошлись во мнениях относительного будущего Башара Асада.
Со своей стороны, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что государства-участники встречи в Вене решили начать немедленные переговоры с оппозиционными группами. Он отметил, что до конца года должны состояться переговоры между сирийским правительством и оппозицией.
Со своей стороны, глава европейской дипломатии Федерика Могерини высоко оценила результаты этой встречи. Она заявила: «Это – очень хорошая встреча между представителями 17 стран и трёх международных организаций». Также она отметила, что встреча в Вене «несёт другой смысл» после терактов в Париже.
Это – вторая международная встреча в течение 15 дней, которая состоялась спустя несколько часов после парижских терактов, унёсших жизни по меньшей мере 128 человек.
Глава МИДа России Сергей Лавров сказал, что Иордания будет координировать подготовку единого, всеми приемлемого списка террористических организаций до начала политического процесса между правительством и оппозицией в январе следующего года.
Керри признал, что участники не смогли договориться относительно роли Асада во время переходного периода и о его будущей роли в правительстве. Америка и её союзники считают, что война не закончится, пока Асад находится у власти. Однако Россия и Иран настаивают на том, что данное решение должен принимать народ Сирии, который имеет право на свободное избрание своего руководства.
В ходе брифинга после встречи в Вене Керри сказал: «Мы достигли большого прогресса, но впереди ещё много работы». Он также добавил: «Страны достигли взаимопонимания по ряду пунктов, которые положат конец конфликту в Сирии». При этом Керри отметил: «Мы единогласны относительно необходимости политического диалога и прекращения огня. Мы разработали первые шаги в этом направлении. Мы договорились о необходимости начать официальные переговоры между оппозицией и режимом под эгидой Организации Объединённых Наций».
Госсекретарь Америки призвал представителей стран, принявших участие на встрече по Сирии в Вене, проявить политическую гибкость, считая, что шансы успеха дипломатического решения в Сирии отчасти зависят от военного соотношения сил.
В своей речи в исследовательском центре в Вашингтоне незадолго до отъезда на встречу в Вене Керри признал, что нелегко достичь урегулирования в Сирии. Он сказал, что любое потенциальное соглашение будет зависеть от развития боевых действий внутри Сирии и от сужения промежутка основных разногласий между США, Россией и Ираном относительно будущего сирийского режима.
Перед началом встречи в Вене Керри заявил, что существуют три команды, которые работают одновременно в едином направлении. Первая группа занимается выявлением в Сирии террористических групп с точки зрения, приемлемой для Америки, России, Саудовской Аравии, Ирана, Турции и Европы. Вторая группа участников встречи занимается определением тех, кто будет представлять оппозицию на сирийских переговорах. Третья группа несёт ответственность за самые животрепещущие проблемы, предусматривающие организацию гуманитарной помощи в случае успешного исхода переговоров.
Бывший посол США в Сирии Роберт Форд дал произошедшей встрече пессимистический анализ и подверг сомнению возможность решения сирийского кризиса во время симпозиума на ежегодной конференции института Ближнего Востока. Он отметил, что переговоры в Вене не дадут никакого успеха и не покончат с войной, ведь они основаны на стратегии «возлагать надежды». Он отметил, что «пока не видит ближайшего решения» сирийского кризиса, и в завершение сказал: «Воюющие стороны готовы пойти на уступки, когда они исчерпают себя, а нынешняя ситуация в Сирии пока далека от этого». По его прогнозам, сирийская война растянется на долгие годы.
Вторая встреча в Вене произошла, чтобы дополнить первую встречу, которая состоялась две недели назад. На первой встрече участники данных переговоров договорились о политическом устройстве будущего государства в Сирии, что оно будет светским демократическим государством, а также о необходимости поддержки этого государства и его институтов. На второй встречи под руководством Америки они разрабатывают практические шаги для достижения долгосрочной цели. Вашингтон начал оказывать давление на повстанческие группировки под предлогом выявления террористических групп – и это является главной целью встречи. Они хотят исключить эти группировки из переговоров. Это невидимое давление оказывается на революционеров и соседние государства. Начался процесс переустройства и пересмотра некоторых революционных групп, которые зародились с образованием так называемой группировки «Джайш аш-Шам» под командованием бывших членов группировки «Ахрар аль-Шам» и «Нусра», которые не закончатся с появлением «сирийских демократических сил». И, по всей видимости, группировка «Новая армия Сирии» является не последней производной группировкой, поскольку после российской военной интервенции в Сирию международные и региональные игроки намереваются снять ярлык терроризма с тех движений, которые перейдут на их сторону, т.е. начнут вращаться в их орбите. Вашингтон классифицирует группировки «Джабхат ан-Нусра» и «ИГИЛ» как террористические организации, также Вашингтон подозревает группировку «Ахрар аль-Шам» в связи с «Аль-Каидой». И это происходит несмотря на то, что некоторые доклады говорят о том, что Америка склоняется к тому, чтобы считать «Ахрар аш-Шам» частью решения сирийского конфликта. Тем временем Америка стремится укрепить роль «демократических сил Сирии», в частности – «Новую Сирийскую Армию».
Важным аспектом во всём вышеизложенном выступает определение и ясное понимание цели революционеров. Если целью после всего этого масштабного разрушения, кровавых рек, гибели более 250 тысяч мучеников и изгнания более 11 миллионов беженцев является только устранение Башара и передача власти по той же системе международных отношений и международного права, то горе это, а не цель. Если же целью является благородный помысел, изменение системы международных отношений и переустройство её в соответствии с божественным обещанием и увещеванием Пророка Мухаммада ﷺ, если же цель гласит о стойкости и осознанной бескомпромиссности перед всеми заговорами внешних и внутренних врагов, направленными на срыв этой революции, – если цель предусматривает всё это, то тогда можно ждать, что Аллах одарит нас победой, а Америка и её агенты потерпят поражение, ИншаАллах. Поистине, Аллах над каждой вещью мощен!
Хатим Абу Аджмия
Иордания
Источник: газета «Аль-Рая»
6 Сафара 1437
18.11.2015