Экономическая система специализируется, главным образом, на операциях с товарами, услугами и на их потреблении.
Однако экономическая политика – это способ управления этими операциями. Финансовая же система – это не обязательно часть экономической системы, а деньги – это инструмент оценивания пользы товаров и услуг в операциях производства и потребления, которые стали известны как мерило, которым измеряют ценность товаров и услуг между производителями и потребителями.
Ислам не оставил финансовую систему без ограничений, напротив, он связал её с определённой денежной единицей, которой является золото и серебро. Посланник Аллаха ﷺ утвердил взаимоотношения золотым динаром и серебряным дирхемом, как это имело место среди арабов в Благородной Мекке. Он также утвердил вес золотого динара, который был в обиходе торговцев Курайша в их операциях в Мекке, сделав его тем самым денежной мерой торговых операций, как это приводится в хадисе Посланника Аллаха ﷺ: от Ибн Умара сообщается: «Объём – это объём жителей Медины, а вес – это вес жителей Мекки». Принятие Исламом золота и серебра базовой валютой очевидно из следующих доказательств:
1 – Запретив накопление имущества, Ислам обособил этот запрет золотом и серебром, хотя имуществом является всё, чем можно обладать. Например, земли, скот, зерно – это такое же имущество, как и золото и серебро. Таким образом, накопление золота и серебра опирается на то, что они являются базовой денежной валютой Исламского Государства.
2 – Ислам связал золото и серебро с утверждёнными неизменными шариатскими законами как, например, дия (вира, выкуп).
3 – Посланник Аллаха ﷺ определил золото и серебро деньгами в сделках, таких как торговля, калым и др.
4 – Когда был ниспослан закон о закяте, Ислам определил минимальный размер имущества (с которого необходимо выплачивать закят) в золоте и серебре.
5 – Положения обмена касательно денежных операций пришли относительно только золота и серебра.
Таким образом, денежной валютой в исламской экономической политике будет золото и серебро или опирающиеся на них деньги. Грядущее Исламское Государство станет свидетелем решительного возвращения твёрдой денежной меры, базирующейся на золоте и серебре. Это не означает исключение других форм обмена, напротив, возможен обмен производственных товаров на другие виды товаров и услуг посредством бартера на основе их стоимости, в то время как золотая и серебряная меры применимы к деньгам и денежным обменам.
Проведение финансовых операций с деньгами на основе золота и серебра является шариатским законом, который не дозволено нарушать руководителям государства. Этот закон не подвержен воздействию рыночных условий и международных колебаний, как это происходит при капитализме, где золото подверглось ряду неудач даже после того, как международное сообщество согласилось на золотовалютную систему и сделало её основой валют в конце Первой и Второй мировых войн.
Восстановление золотой системы государством Халифат приведёт мир к доверию в отношении экономической политики в Исламе и к его финансовой системе, тем более, что сегодня мир страдает от методов капиталистических колонизаторов, которые используют деньги в качестве способа экономического и финансового порабощения, превратив денежную систему в иные системы, не опирающиеся на золото и серебро. Это привело к тому, что финансовая система стала изменчивой, а не стабильной, из-за чего капиталистическая система стала причиной глобальных экономических кризисов.
Начиная с 1971 года, когда США в одностороннем порядке объявили о приостановлении золотой системы и отмене Бреттон-Вудского соглашения, американский доллар стал основной валютой в мире, а также инструментом для контроля над международным финансовым рынком и господством над ним. Более того, выход из господства доллара и возврат к золотой системе столкнётся с сопротивлением американской гегемонии.
Когда бывший президент Франции Николя Саркози заявил в 2008 году, что «мы должны в корне пересмотреть финансовую систему, как это произошло в Бреттон-Вудсе», а бывший британский премьер Гордон Браун сказал, что «мы нуждаемся в новом Бреттон-Вудском соглашении для построения глобальной финансовой структуры на предстоящие годы», это не обрадовало американцев. Это произошло потому, что Америка имеет гигантские финансовые рынки на сотни триллионов долларов, которые в несколько раз больше, чем запасы золота во всём мире.
Подобное чрезмерное – виртуальное – богатство считается самым серьёзным препятствием для возвращения к золотой системе. А поскольку запасы золота во всём мире оцениваются до 150.000 тонн, и если мы примем существующую цену на золото равной почти 1.150 долларов, то стоимость всего этого золота будет 5,4 триллиона долларов, а это меньше, чем сумма внешнего американского долга, который оценивается в 22 триллиона долларов. Соединённые Штаты владеют менее чем 8.200 тонн золота стоимостью менее 300 млрд. долларов – этих сбережений недостаточно, чтобы покрыть и 2% их долга. Таким образом, Америка разработала прочный и высокий барьер на пути возвращения к золотой системе.
В дополнение к вызову американской гегемонии, государство Халифат будет решать три основные проблемы при принятии золотой системы в финансовой политике:
1 – Наличие золотых и серебряных запасов в стране, а также недопущение их утечки за пределы страны.
2 – Наличные деньги, находящиеся в обращении среди людей при установлении государства Халифат.
3 – Обменный курс по отношению к валютам других стран.
Что касается запасов золота и серебра, то исламские страны богаты этими двумя ресурсами. У нас существует более чем 5.000 тонн запасов золота, не говоря о множестве существующих рудников. Вместе с тем, выдача наличных денег не обязательно связана с количеством золота и серебра. К примеру, динар может быть разделён на 100, или на 1.000, или на 10.000 единиц или более. Так, динар, который соответствует 4,25 грамма золота, может быть компенсирован множеством частей. И то, что определяет этот размер, – это покупательная способность динара, который, в свою очередь, зависит от производительности государства, что делает обязательным для государства повышение своих производственных мощностей до максимума.
Что же касается валюты, обращаемой среди людей в момент установления государства, то государство продлевает обращение существующей валюты до определённого периода, пока не будет осуществлён её сбор Государственным банком. Обмен существующей валюты невозможен до установления государства Халифат по причине отсутствия конкретной стоимости валюты, однако её обращение в сделках и взаимоотношениях дозволяется в течение определённого периода, обозначенного для него государством.
Касательно обменного курса по отношению к другим валютам, государство устанавливает свой обменный курс, основанный на цене золота на мировых рынках. И если грамм золота, к примеру, стоит 30 долларов, то курс динара будет равен приблизительно 130 долларам. Тем не менее, государство в своей внешнеторговой политике будет зависеть от обмена товаров и услуг, а не от их покупки. Например, Халифат будет поставлять в Китай газ или нефть в обмен, предположим, на технологии. Таким образом, политика государства основана на сохранении золотого богатства и на предотвращении его утечки за границу.
С целью укрепления своей финансовой политики на требуемом уровне государству будет необходимо работать над достижением самодостаточности в основных вопросах, таких как продукты питания, здравоохранение, образование и вооружение. Затем оно во всех этих операциях будет руководствоваться исламской идеологией, соблюдая её законы и не колеблясь между изменчивыми кратковременными интересами.
Доктор Мухаммад Малькави
7 Зуль-каъда 1437 х.
10 августа 2016 г.