25
Чт, апр

Падение Киркука развеяло мечты Барзани об отделении Курдистана

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Президент области Курдистан в Ираке Масуд Барзани в своём обращении в воскресенье 29.10.2017 перед открытием заседания парламента Курдистана заявил:

«После 1 ноября я не буду продолжать занимать этот пост и отказываюсь от него. Нельзя менять закон о президенте области и продлевать срок».

После этого он добавил:

«Я прошу парламент провести совещание о том, как заполнить правовой вакуум, пока должность президента области будет вакантной. Эту проблему необходимо решить».

Барзани подчеркнул необходимость для Пешмерги и всего народа продолжать «борьбу за права» Курдистана.

С такими словами Барзани снял с себя полномочия президента области после долгих лет проблем, приобретений и потерь перед лицом внутреннего и внешнего давления, вынудившего его уйти с правления, отдав его бразды трём видам власти в Курдистане, коими являются правительство, парламент и совет судей. Некоторые представители этих властей являются членами оппозиционных курдских партий, а некоторые — вообще гражданами иных государств, но Барзани оправдывает этот свой шаг под предлогом «стремления положить конец кризису», который он сам же и начал своим референдумом 25.09.2017.

Согласно заявлению одного из членов партии «Патриотический союза Курдистана», Масуд Барзани, желая сохранить своё лицо как мужчины и политика, подал в отставку после провального референдума и того, что за ним последовало, в т.ч. — падения Киркука и прочих районов, оспариваемых Багдадом. Заявление об отставке было с радостью встречено центральным правительством в Багдаде, назвавшем этот шаг позитивным изменением обстановки в области. Так, например, высокопоставленный чиновник из администрации премьер-министра Хайдера аль-Абади заявил, что «диалог станет однозначно более лёгким, и мы надеемся, что область Курдистан соберёт делегацию и направит её в Багдад, после чего мы начнём искать выход из кризиса согласно конституции». После он добавил: «Референдум — в прошлом. Сейчас нужно работать над полным восстановлением отношений».

Когда иракские войска вошли в Киркук, стало ясно, что мечта о создании курдского государства опирается на нефть Киркука, с потерей которого прекратилась и добыча нефти. Так и завершились мечты Барзани об отделении Курдистана. В свою очередь, центральное правительство в Багдаде не останавливается только лишь на возвращении Киркука, который расценивается основным спорным районом между Центральным правительством в Багдаде и областным в Эрбиле. Центральное правительство приняло решение вернуть под свой контроль все районы, захваченные курдской Пешмергой после 2014 г., когда курды под предлогом сопротивления «ИГИЛ» захватили эти районы, чем ещё сильнее разожгли противоречия с Багдадом, перешедшие в итоге в вооружённый конфликт между ними. В середине октября иракские войска приступили к военной кампании с целью установления контроля над многими спорными районами, и в первую очередь — над Киркуком, после чего Багдад потребовал от курдов вернуться к границам размежевания, существовавшим до оккупации Ирака в 2003 г., вернуть ему в подчинение все пограничные переходы и аэропорты, а также нефтяные месторождения. Спорные районы, за которые ведётся борьба между этими двумя сторонами вот уже 14 лет, достигают площади в 37 тыс. км2, на которых проживает 1,2 млн. курдов, а именно — в провинциях Ниневия, Эрбиль, Салахуддин, Дияла и Киркук. Это — самые значимые провинции, за которые идёт борьба.

Военный конфликт пришёл на смену праздникам, охватившим города Курдистана после проведения референдума. Особенно это почувствовалось в Киркуке, который одна из курдских писательниц назвала «курдским Иерусалимом», потому как, недолго порадовавшись референдуму, десятки тысяч курдов покинули город, уехав вглубь Курдистана после того, как Пешмерга отступила из города перед лицом иракской армии и Хашд Шааби.

Когда же курды стали возвращаться обратно в Киркук, то увиденное ими заставило их отказаться от образов, которые до этого им рисовал Барзани, доведший их до такого итога. Одна из курдских женщин по возвращении со своей семьёй обратно в Киркук из Сулеймании, когда уже Хашд Шааби покинули город, в интервью каналу «Аль-Джазира» заявила:

«Я обращаюсь к Масуду Барзани: «Полюбуйся на итог своих обещаний и референдума, предложенного всем. Тебе же говорили: «Не делай этого!», — и вот он итог: мы покинули город, дома разрушены, убиты десятки людей из Пешмерги и Хашд Шааби. Кто это всё возместит? Это уже не в первый раз, когда курды терпят провал, и мы не делаем выводов из прошлых ошибок».

О возможности продолжения военных действий между Багдадом и Эрбилем заявил американский генерал Джеймс Гаррард:

«Никто из иракцев не хочет возвращаться к войне. Да, есть некоторые беспорядки и напряжённость, но мы много лет работали вместе с Багдадом и Эрбилем против «ИГИЛ», и теперь не в интересах наших союзников вести междоусобную войну».

Курдские информационные источники заявили о состоявшейся трёхсторонней встрече военных делегаций от Багдада и Эрбиля при посредничестве Америки. В ходе переговоров было предложено, чтобы на пограничных КПП были размещены совместные силы иракской армии и Пешмерги при административном управлении со стороны США. Также было предложено разместить вооружённые силы Эрбиля и Багдада вне зоны административного управления области Курдистан, в которых до сих пор расквартирована Пешмерга. Информационные источники пояснили, что стороны всё ещё не подписали окончательного соглашения, несмотря на то, что между ними уже найдены общие точки зрения, которые должны были бы привести к нему. Руководители курдских партий упомянули во время своего заседания о роли «курдской силы» и о том, что она «может приступить к полноценным переговорам без каких-либо условий на основе интересов между Багдадом и Эрбилем в соответствии со статьями конституции». Затем они взяли на себя инициативу по урегулированию ситуации, состоящую из трёх пунктов:

1. Заморозка итогов референдума, но не их отмена.

2. Немедленное прекращение огня, касающееся всех военных операций.

3. Начало открытого диалога с федеральным правительством в соответствии с конституцией Ирака.

Курдский депутат Мухаммад Усман указал на «посредническую роль Америки между премьер-министром Хайдером аль-Абади и представителем правительства области Курдистан Нечиваном Барзани в Багдаде в целях изучения и разрешения противоречий». Одновременно он упомянул, что «федеральное правительство всё ещё стремится отменить результаты референдума, прежде чем вступить в любые переговоры». Это главное условие, выдвинутое со стороны аль-Абади, премьер-министра Ирака, прежде чем начнутся любые переговоры между сторонами. Американская инициатива будет призвана решить вопрос противоречий между Эрбилем и Багдадом. В этом уверяет сама Америка устами её госсекретаря Тиллерсона, который заявил:

«США готовы помочь Багдаду и Эрбилю определить будущее Ирака как единой, демократической федерации мирным путём. Я призываю обе стороны прекратить кровопролитие между иракскими войсками и Пешмергой. Я также призываю премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади согласиться с призывом Эрбиля и начать переговоры в соответствии с иракской конституцией».

Диалог, который он имеет в виду, подразумевает создание федеративного государства Ирак в соответствии с иракской конституцией, ранее установленной самой Америкой.

Таким образом, мы видим, как курды стали жертвой международных и региональных конфликтов, а также амбиций колонизаторов, насаждающих свои марионеточные правительства в стране. Большая часть курдов является одним из древнейших народов этого региона, имеющих свою давнюю культуру и просвещение. Аллах оказал им благо, и многие из них приняли Ислам. Когда-то они были из числа лучших воинов Исламского Халифата в самые разные времена. Из их числа появлялись учёные и командующие армиями. То, что записала история, достаточно как свидетельство об их героизме в борьбе против крестоносцев и батинитов под руководством Салахуддина аль-Айюби, и это — лучшее доказательство искренности их религии... Однако исцеление ран, нанесённых произошедшими событиями, не будет, если ограничиться небольшой областью. Величия так не достичь.

Нельзя быть маленьким государством и как лёгкая добыча жить в ожидании конца. Курды должны, наконец, действовать в правильном направлении и начать здраво сотрудничать со всем окружающим их исламским миром, отказаться от всех видов невежества (джахилии), понять, что они — часть древней Исламской Уммы и что перед ними нет иного пути к развитию, кроме принятия политического проекта Уммы, выраженного в политическом Исламе, а после начать работать над построением Исламского Халифата по методу пророчества, с помощью которого все мусульмане Ирака и прочих исламских земель смогут избавиться от неверных колонизаторов, агентов-тиранов и лицемеров. Возвышение голосов, требующих федерализации страны — это, по своей сути, гибель. Это — именно то, чего хочет ваш враг. Федерализация означает потерю для вас вашей же страны, это разделение вашего слова, это разграбление ваших богатств и продолжение правления неверных над вами. Аллах Всевышний запрещает такое в Своей Благородной Книге. Перед вами начинается новая серия лжи, над вами устанавливают очередную джахилию, которой заменяют закон Аллаха, что есть величайшее преступление...

Газета «Ар-Рая»
Али Бадри, Ирак
19 Сафара 1439 г.х.
08.11.2017 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню