29
Пт, март

Макрон в роли опекуна между надеждой властей Туниса и народным гневом

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Тунис, а затем — и в Сенегал в начале февраля 2018 г. был стратегическим визитом в рамках африканского турне. Это турне проходило согласно программе, объявленной в декабре 2017 г. на климатическом саммите «Одна Планета» («One Planet Summit»), проходившем в Париже.

Визит проходил в контексте исключительно политических и экономических обстоятельств, с которыми сталкивается Тунис в последнее время. С начала января 2018 г. Тунис охвачен акциями протеста из-за высоких цен и трудностей проживания, особенно после ратификации Финансового закона, что подлило масла в огонь. Этот закон был принят через несколько дней после исключения Туниса из «чёрного» списка «налоговых гаваней» (опубликованного 5 декабря 2017 г. в Брюсселе) и его переноса в «серый» список. Другими словами, это последняя возможность Туниса выстроить свои законы и политику в соответствии с требованиями ЕС.

С другой стороны, нужно не забывать, что Франция и еврозона живут в условиях экономических кризисов, роста безработицы и бедности. Учитывая это, Эмманюэль Макрон в своей предвыборной кампании преподнёс себя в роли спасителя и того, у кого есть выход из сложившейся ситуации.

Разговоры о предстоящем визите Макрона в Тунис начались за месяц до самой поездки. СМИ часто поднимали вопросы о том, несёт ли этот визит экономическую поддержку Тунису и отвечает ли его интересам, а также поднимали вопросы об искренности Франции в своих предыдущих обещаниях. Многие из политиков и чиновников пытались сделать анализ личности президента и его открытости в новой политике Франции. Подобные действия со стороны властей Туниса проводились с целью подготовить почву для визита Макрона, тем самым пытаясь предотвратить разного рода народные и политические противодействия этому.

Сама форма приёма Эмманюэля Макрона происходила путём развешивания французских флагов на улицах, СМИ освещали все подробности его визита, будь то дипломатические формальности или его поездки по рынкам, селфи с ним и т.д. Во всём этом ясно прослеживаются ожидания и надежды тунисских чиновников от визита «необычного посетителя», т.е. Макрона, давшего много обещаний и сделавшего ставку на красивые лозунги и настроения. Однако во время своего визита в Тунис он показал, что ориентиры Франции далеки от ориентиров властей Туниса. В то время, когда Макрон ищет успеха на франкоязычном форуме 2020 г., правители Туниса находятся в ожидании новых финансовых доз для смягчения растущего народного недовольства.

Да, программа его визита в большинстве посвящена подписанию соглашений, касающихся:

— сотрудничества в борьбе с терроризмом, экстремизмом;

— создания фонда поддержки развития, организаций, и молодёжных инициатив в Тунисе;

— создания тунисско-французского университета в Африке и Средиземноморье.

Однако самым явным было то, что было сказано Макроном на совместной пресс-конференции с Беджи Каидом эс-Себси. На ней Макрон не упустил возможности сыграть роль рефери в оценке курса Туниса, высоко оценив демократический процесс в стране и даже пообещав, что Тунис станет образцом для других государств. Также им отдельно была отмечена борьба Туниса в отстаивании ценностей демократии и свободы совести, а также равенства между полами на данный момент.

Вывод французских войск из Туниса после объявления независимости 20 марта 1956 г. не упразднил французского присутствия в стране. Этот колониальный период, длившийся 75 лет, сохранял для французов классическую форму влияние в регионе, характеризуясь новыми и наиболее часто используемыми формулировками, например, «исторические отношения между двумя государствами». Эти отношения, введённые с 1830-х гг., оказали сильное влияние на политические и просветительские решения Франции, в частности — на экономическом уровне.

Начиная с середины прошлого века Франция сумела сохранить статус первого торгового партнёра Туниса. Она лидирует на тунисском рынке с наибольшей долей импорта — до 16%, что составляет более 3 млрд. долларов. Большую часть французского экспорта составляют механическое и транспортное оборудования, электроприборы и текстиль. С другой стороны, французский рынок потребляет 34% тунисского экспорта продуктов питания и текстильных изделий на сумму 4 млрд. долларов, однако отличие между товарами Франции и Туниса заключается в том, что цены на тунисские товары во много раз ниже, нежели их окончательная цена на французских рынках.

Эмманюэль Макрон доказывает, что в политике Франции не существует исключений. Франция взаимодействует с Тунисом и другими странами Магриба как с регионом отсталых протекторатов, куда нужно направить указания и программы, дабы они стали светскими, как того желают Макрон и те, кто был до него в Елисейском дворце.

Сами заявления Макрона разъяснили суть и скрытые стороны визита. Франция не упускает возможностей для вмешательства во внутренние дела Туниса со времён военного колониализма. Это вмешательство происходит через поддержку диктатуры. В своё время Франция предложила Бен Али во время «Арабской весны» поддержать его в подавлении протестов, сегодня она действует через массы неблагополучных политиков и наёмные организации для распространения своих пагубных идей и просвещения в Тунисе в обмен на финансирование различных собраний и банкетов тунисского протектората.

Когда Макрон шёл по улицам, среди прохожих были те, кто подговаривал других, а кто-то даже угрожал им, если они не будут аплодировать Макрону, также были зажжены свечи в память о жертвах «Charlie Hebdo» — журнала, который публиковал карикатуры, оскорбляющие Ислам, Посланника Аллаха ﷺ и мусульман. И в этот раз «Charlie Hebdo» не упустил возможности поставить в неловкое положение национальных пропагандистов Туниса, опубликовав оскорбительный образ Туниса и его жителей.

Сегодня каждый ощущает, что ведётся деятельность по недопущению народного протеста против Макрона, его визита, как и прослеживается лесть и теплота со стороны властей и политиков во встрече со своим врагом. Поэтому Хизб ут-Тахрир и его сторонники провели акцию перед зданием парламента страны, где было направлено послание к его членам, напоминающее им об их чести и достоинстве. Парламентариям напомнили о том, что понятия чести и достоинства стали пустыми лозунгами — лозунгами, которые сегодня никто из них не осмелится поднять.

Газета «Ар-Рая»
Мухаммад Ясин Самида
Представитель информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Тунисе
21 Джумада аль-уля 1439 г.х.
07.02.2018 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню