Политика — это идеи, связанные с заботой о делах людей. Эти идеи могут относиться к вероучениям (акаид), положениям (ахкям), поступкам (афъал), которые происходили, происходят или будут происходить, или к новостям.
Если эти идеи затрагивают вопросы реальности, то это — политика, будь эти вопросы связаны с настоящим или с будущим. Если это произошло в прошлом, то есть в прошлом это было реальностью, то это — история, будь то недавняя или древняя. Отсюда следует, что история была политикой, а позже стала историей. Эта история могла быть фактом, не меняющимся с учётом обстоятельств, а поэтому она должна быть изучена. Или она могла быть инцидентом, произошедшим в определённых обстоятельствах, и, следовательно, не должна приниматься во внимание. Читатель должен учитывать последний тип истории, чтобы, читая события, не принимать подобное без учёта тех обстоятельств, в которых это событие произошло в прошлом, иначе он попадёт в заблуждение и получит вред, приняв это событие из истории.
Человек или индивид в силу своей природы живёт в этом мире и является политиком, проявляя интерес и переживание по отношению к политике. Это происходит потому, что он заботится о своих делах или о делах тех, за кого он несёт ответственность, или о делах своей Уммы, о делах своей идеологии или о собственных идеях. Тем не менее, индивиды, группы, государства или международные союзы, которые выступают в интересах своего народа, государства, региона или держав, являются политиками по своей природе. Они являются политиками из-за характера своей деятельности, жизни и политики. И из-за этого они становятся выдающимися политиками и по праву называются таковыми. Этот термин не применим к обычному человеку, поскольку такой человек ограничен в своих мыслях с точки зрения заботы о делах, а также ограничен в жизненных поступках. Дискуссия в политике касается политиков, а не всех людей.
Учёные определили политику как искусство возможного. Это правильное определение, однако ошибочно ограничивать его злободневными проблемами, потому что это означает реализм в неправильном смысле этого слова, который изучает ситуацию и заставляет принимать решение согласно сложившимся обстоятельствам. Если такое определение было бы правильным, тогда не существовало бы никакой истории или политической жизни. Это так потому, что история говорит об изменениях в жизни народов, а политическая жизнь — перемены происходящих событий на другие.
Поэтому определение политики как искусства возможного является неправильным, если понимать его так, как это понимают многие люди и политики сегодня. Однако если понимать слово «возможное» под действительным его значением, а именно — в обратном смысле «невозможному», то получится правильное определение, поскольку политика — это не искусство невозможного, а искусство только возможного. Идеи, которые не связаны с возможными событиями и реальностью, не являются политическими; они являются логическими предположениями или просто воображением. Чтобы идеи были политическими, они должны быть связаны с возможным. Вот почему политика — это искусство возможного, а не невозможного.
Политика не имеет отношения к невозможному, поскольку это не относится к событиям и реальности и противоречит истории. Если бы события не изменились в зависимости от возможного, тогда не было бы политики и не существовало бы истории с изменяющимися событиями. Поэтому политика — это действительно искусство возможного, а не невозможного. Посланник Аллаха ﷺ рассматривал политику как искусство возможного, а не невозможного, и благодаря этому он заменил ширк Исламом. Исламские идеи и положения, рассматривающие проблемы человечества, пришли на смену идеям ширка и куфра.
Из книги «Политические идеи Хизб ут-Тахрир».
Газета «Ар-Рая»
18.07.2018