21
Чт, нояб

Восстание на юге Ирака и провал американского проекта

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Несколько недель назад в южноиракской провинции Басра из-за перебоев с электричеством, отсутствия услуг и безработицы вспыхнула волна протестов.

Затем эти протесты распространились на другие южные провинции, такие как Наджаф, Кербела, Майсан, Васит, Мутанна, Кадисия, Ди-Кар, Бабиль, и, наконец, распространились на столицу — Багдад. Примечательно, что протесты, которые переросли в крупное народное восстание, происходят преимущественно в шиитских провинциях на юге, хотя в стране доминируют шиитские партии. Другими словами, протестующие массы отвергли эти сектантские и псевдорелигиозные партии.

Протесты сопровождались штурмом и сожжением штаб-квартир этих партий в нескольких местах, что указывает на огромное недовольство среди масс. Более того, это массовое восстание отличается отсутствием руководящего центра. Это означает, что люди имеют много энергии и большое негодование по отношению к правительству, но они не ждут, чтобы кто-то взорвал эту энергию. Наличие убитых и раненых не помешало этим массам продолжать требовать свои права, и это даже увеличило их гнев и силу.

В результате руководство сил безопасности потребовало не реагировать на демонстрантов, опасаясь гневных ответных реакций, которые выражаются в их лозунгах и повышении требований вплоть до того, что не может считаться «требованием обслуживания», например, требование отменить Провинциальные советы и переместить офисы и штаб-квартиры политических партий и вооружённых группировок, из которых на данный момент сожжены 19, за пределы городов и жилых районов. Демонстранты также требуют перейти на президентскую форму правления, отменить закон о «джихадистской службе» для политиков и содержание лагеря «Рафха» в Саудовской Аравии, уволить чиновников и политиков и привлечь их к ответственности, сжигая изображения верховного лидера Ирана Али Хаменеи и Хомейни, широко распространённые на юге страны, и отменить сектантские квоты в правительстве.

В ходе протестов на данный момент убито 18 мирных жителей, в том числе — три мальчика, не достигших 18 лет, и 611 получили ранения от пуль и вследствии применения слезоточивого газа и дубинок службами безопасности или наезда полицейского автотранспорта, как на прошлой неделе это произошло в городе ас-Самава, столице провинции Мутанна. В то же время число задержанных вечером в субботу возросло до 900, из которых около 600 отпустили; также было освобождено 11 человек из 40 похищенных вооружёнными группами на юге, которые, как считается, принадлежат к сектантским партиям.

Иракский министр заявил «Al-Araby Al-Jadeed», что премьер-министр Хайдер аль-Абади был удивлён протестами и их силой, и изначально предполагалось, что это «ещё одно движение Муктады ас-Садра с целью оказать на него давление, чтобы его выгнали из партии «Дава», или это очередные летние протесты в Басре». По словам министра — члена антикризисного комитета, сформированного премьер-министром аль-Абади для рассмотрения требований демонстрантов Басры, — «расширение протестов в таких масштабах, нападения протестующих на штаб-квартиры партий, наличие убитых и раненых, поддержка протестов со стороны племенных лидеров, явная поддержка со стороны Али Систани с первых дней протестов — всё это говорит о том, что проблема более чем временная».

Он также указал, что «премьер-министр не смог выявить руководителей или зачинщиков этих демонстраций, и это, кажется, является фактором их силы», добавив: «Можно сказать, что «Facebook» является двигателем и руководителем людей, поэтому в Ираке к нему был закрыт доступ так же, как к «Twitter», а затем последовала полная блокировка интернета. Но иракцы использовали некоторые программы обхода или разблокировки интернета, и поэтому меры, принятые правительством против этих сетей, не принесли никакой пользы».

Со своей стороны, правительство устами премьер-министра Хайдера аль-Абади последовательно объявляло о запусках проектов обслуживания и административных реформ, а также предоставления возможностей для трудоустройства в Басре, Мутанне, Ди-Каре, Наджафе и других районах. Помимо этого, было объявлено о выделении около 5 триллионов иракских динаров (около 4 млрд. и 200 млн. долларов) на завершение проектов, приостановленных с 2014 года, связанных с водой и электричеством. Из них три с половиной триллиона — для Басры, а остальные — для Мутанны, Ди-Кара и Наджафа в дополнение к 800 млрд. динаров, о выделении которых было объявлено ранее для реализации проекта по урегулированию жилищного кризиса в стране.

«Демонстрации будут продолжаться из-за отсутствия доверия», — об этом агентству «Al-Araby Al-Jadeed» сказал Саад аль-Рабии, один из шейхов племени Рабиа на юге Ирака, добавив, что «если аль-Абади или любой другой чиновник в Ираке сегодня положит одну руку на Коран, а другую на занавес Каабы, никто не поверит их клятвам и обещаниям. За последние полтора десятилетия люди имели очень горький опыт. Проблема в том, что их обещания на выборах 2006 года были такими же, как и на выборах в 2018 году: обеспечение водой, электроэнергией, безопасностью и рабочими местами, а также отмена сектантских квот. Но люди ничего из этого не получили».

Это восстание в первую очередь является провалом Америки и её проекта в Ираке, которая обещала сделать страну образцом на Ближнем Востоке. В стране, несмотря на обильное богатство, нет ни благосостояния, ни демократии, ни безопасности, ни спокойствия, ни воды, ни электричества, ни работы, ни самых основных элементов достойной жизни. Что скажет Америка после полутора десятилетий оккупации?! Что она скажет о своей позиции против всех восстаний и народных протестов со времён её оккупации и до сих пор?! Это — восстание против Ирана, его союзников и партий, связанных с ним, которые господствовали в стране под действием американской оккупационной политики и получив зелёный свет от неё. Иран позиционировал себя как противника марионеточного правительства в Багдаде и его партий, лояльных к Америке, и он считал Ирак своим задним двором и воротами в арабский мир.

Теперь же Иран своими ушами услышал возгласы демонстрантов и своими глазами увидел огонь, сжигающий штаб-квартиры его последователей. И, наконец, это восстание — восстание против правящих партий, в том числе — суннитских, потому что любое народное движение против коррупции и бездействия правительства охватывает всех без исключения. Все они боятся народной революции, и они даже уверены, что это однажды произойдёт. Однако их жадность побуждает их остаться в жалком политическом процессе, который уничтожает народ и приносит с собой только разрушения и пустоту во всех сферах жизни.

Для того, чтобы восстание принесло плоды и чтобы жертвы не были напрасными, перемены должны сначала опираться на изменение идей и концепций, а затем — системы и законов. Таков порядок перемен, которые происходили в истории народов. Когда Аллах послал Пророка ﷺ, тот изменил идеи и концепции, которые преобладали в джахилии, и заменил их идеями и концепциями Ислама, а затем установил государство Ислама, которое применило законы Шариата над народом.

Перемены и развитие не спустятся вместе с ангелами, а осуществятся только принесением жертв мусульманами под сознательным искренним руководством, непоколебимо и терпеливо выполняющим повеления Аллаха и принявшим эту проблему как судьбоносную. Создание государства и смена предательских режимов не является невыполнимой задачей, и, несмотря на опасности, это в силах обездоленных народов, если их руководство будет сознательным, стойким и искренним. События в Тунисе, Египте и Сирии подтвердили эффективность революционных движений со стороны масс. Если оставить эти массы самовыражаться, то они создадут новое положение во всём исламском мире, и это может привести к новому этапу, который изменит ход истории.

Али аль-Бадри
19 Зуль-каъда 1439 г.х.
01.08.2018 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая