Король Иордании Абдуллах II заявил о прекращении действия присоединения (оккупации) «Израилем» приграничных сёл Бакура (евр: Нахарайм) и Гамр (евр: Тзофар) согласно соглашению Вади-эль-Араба, подписанному с «Израилем» в 1994 г.
В воскресенье 21.10.2018 король Иордании заявил, что Тель-Авив был оповещён о его решении, подчёркивая, что сёла Бакура и Гамр принадлежат Иордании и останутся в ней, и Иордания полностью восстановит над ними свой контроль. На своей странице в «Твиттере» король заявил: «Мы решили известить о прекращении присоединения (оккупации) сёл Бакура и Гамр и отделении их от мирного соглашения (с «Израилем») с целью предпринять всё необходимое для защиты интересов Иордании и иорданцев».
Возвращаясь к соглашению Вади-эль-Араба и вопросу расширения оккупированных зон Бакура (зона B1) и Гамр (зона G1) в порядке частной собственности, необходимо отметить, что Иордания отказалась от господства над ними в 1994 г. В ст. 2 соглашения пишется: «Обе стороны признают, что этот район подпадает под иорданское господство, но «израильтяне» имеют право приобретать в нём частную собственность, иметь имущественные интересы, распоряжаясь землёй, входящей в состав этой зоны».
Это значит, что Иордания признаёт за еврейским образованием право на владение землёй как частной собственностью, даже не очертив границы этой земли и степень прав пользования в зоне Бакура. Что же касается зоны вокруг с. Гамр, то в ст. 2 соглашения пишется: «Израиль» имеет права, связанные с частным пользованием землёй». Соглашение проводит разницу между правом пользования в Гамре и правом частной собственности и имущественными интересами, дающими возможность евреям действовать на земле с. Бакура.
Таким образом, иорданское господство, о котором говорится в соглашении, является иллюзорным и не имеет никакого смысла, потому что текст соглашения означает для Иордании отказ от господства над землёй в с. Бакура в пользу евреев, о чём говорится в ст. 2, пункт «a»: «Иордания соглашается предоставить свободу действий владельцам земельных участков, их посетителям и пользователям, передвигаться в них, входить в них выходить из них, а также использовать без взноса пошлин в рамках этих территорий. Также владельцам земельных участков дозволено отказаться от своих прав владения землёй в добровольном порядке согласно действующему закону Иордании».
Так о каком же господстве может идти речь, когда евреи имеют возможность спокойно приезжать на эти земли, гулять там и творить что захотят, не боясь никаких последствий от иорданского закона, в т.ч. материальных уплат и т.д., а также имеют право отказаться от владения землёй в пользу кого бы то ни было? Также в ст. 2, пункт «b» соглашения, пишется: «Иордания соглашается не вводить налоги или сборы за землю и деятельность на ней», — но в то же время Иордания вводит налог на все слои своего собственного населения!
Так о каком господстве речь? Соглашение Вади-эль-Араба не остановилось на данных пунктах, а продолжилось до полного аннулирования господства Иордании над перечисленными зонами, потому что в ст. 4, пункт «g», пишется: «В связи с присоединением (оккупацией), Иордания не будет претворять над этой территорией свои законы из уголовного кодекса в отношении граждан «Израиля». Нет никакого сомнения в том, что господство Иордании над сёлами Бакура и Гамр иллюзорно и не имеет никакой силы, кроме как если мы обратим внимание на ст. 3, пункт «g», в котором говорится: «Израиль» соглашается не допускать сброса фекальных отходов внутрь этой зоны»! Господство Иордании над сёлами Бакура и Гамр было иллюзорным с момента своего подписания. В основе эти сёла захвачены «Израилем»: в 1950 г. — Бакура и в 1968 г. — Гамр.
Что же касается заявления короля о том, что он оповестил евреев о намерении Иордании прекратить действие соглашения относительно этих сёл, то оно произошло в соответствии с текстом самого соглашения, в ст. 6 которого говорится: «Без ущерба правам частного владения землёй в этом районе, его присоединение (оккупация) будет действовать на протяжении 25 лет и автоматически обновляться на аналогичные периоды, кроме как если одна из сторон уведомит другую о намерении прекратить действие присоединения за год до окончания периода.
В этом случае обе стороны входят в переговоры по решению этого вопроса согласно требованию одной из сторон». Поэтому король Иордании выдвинул своё заявление лишь в рамках соглашения, а иорданское правительство выразило «израильской» стороне намерение Иордании прекратить действие ст. 1, пункта «a», связанного с селом Бакура, и ст. 1, пункта «b», связанного с селом Гамр. Со своей стороны, премьер-министр еврейского образования заявил о намерении войти в переговоры с Иорданией, так же согласно соглашению.
Само соглашение не позволяет Иордании отменить хоть букву его текста, а все дела сводятся к новым переговорам относительно присоединённых зон. Иордания так и не вышла из этого соглашения и совершенно не превысила его пунктов. Она полностью действует согласно соглашению. Также ст. 6 соглашения, гласящая об окончании действия зон присоединения, говорит о том, что, какими бы ни были итоги переговоров, не дозволяется наносить ущерб правам частного владения землёй в этих зонах, т.е. нельзя отнимать у евреев их право пользования землёй, которую они оккупировали.
Здесь следует отметить, что король использовал слово «прекращение» и настоял на нём во время заявления в газетах и «Твиттере»: «Мы решили заявить о прекращении оккупации сёл Бакура и Гамр и отделении их от мирного соглашения». Слово «прекращение» не означает «отмену», как об этом фантазируют некоторые газеты и наблюдатели, как и совершенно не указывает на отмену соглашения. Слово «прекращение» лишь указывает на то, что действие соглашения завершается, а значит, нужно перейти к переговорам и решить, какие условия и пункты оно будет содержать на этот раз: либо утвердить его таким, каким оно было ранее, ещё на 25 лет, либо пересмотреть соглашение или его часть.
Что же касается отмены соглашения, то об этом вообще нет никакой речи. Об этом говорил ещё Марван аль-Муашер, один из свидетелей подписания соглашения Вади-эль-Араба, заявив о «необходимости вооружаться и готовиться к ряду переговоров с евреями в будущем, ибо, согласно, текстам соглашения, ожидаются тяжёлые переговоры, что требует вооружения и проведения крупной законной экспертизы».
Значит, вся обсуждаемая проблема сводиться к новым переговорам вокруг соглашения. Так если Иордания допустила разбазаривания земель в 1994 г., то что она сможет теперь? И даже если король решительно настроен вернуть часть своих земель, то в таком случае ему подобает для начала отказаться от признания оккупации этих зон, отказаться от признания самого соглашения как в общем, так и в деталях. Но он не собирается этого делать и в точности идёт по пути отца, который начертила Британия ещё со дня создания ею Иордании как государства около 100 лет назад!
Господство, о котором говорит король, является тем же господством, о котором говорится в соглашении, т.е. полностью иллюзорным, дающим все привилегии евреям без того, чтобы у Иордании были хоть какие-то реальные полномочия, вплоть до того, что Иордания не может преследовать еврейских преступников в границах этих зон! Ясно видно, что соглашение было построено таким образом, чтобы его нельзя было изменить, пока ты действуешь в его рамках. Оно было составлено сроком действия на 25 лет, и, согласно ему, его статьи могут быть прекращены, но не отменены. Разница между этими словами огромна.
Полезно также напомнить о поступке бывшего короля Иордании Хусейна, когда он заявил о намерении прекратить действие соглашения о предоставлении защиты и мандата Британии над Иорданией в 1956 г., потому что соответственное соглашение говорило о прекращении срока к определённой дате, после которой обеим сторонам разрешается начать переговоры про обновление условий нового соглашения. В те годы многие подумали, что Хусейн стал полноправным правителем и вывел Иорданию из рабского положения перед Британией. Тогда он тоже использовал слово «прекращение» для обновления и утверждения своего следования указкам Британии вместо того, чтобы использовать слово «отмена», как это требовалось от него.
По методу своего отца, используя те же формулировки, те же способы и стремясь к тем же целям, король Абдуллах II, требуя от еврейского образования приступить к переговорам по вопросу соглашения, не желает его отмены, а действует так лишь потому, что срок соглашения истекает, а поэтому он должен оповестить евреев за год о желании переговоров относительно условий соглашения. Но для потребителя внутри Иордании король использует случай, чтобы зарекомендовать себя снова неким победителем и защитником иорданского господства, которое разбазарил ещё его отец, а сын продолжает его традицию. Сейчас пришла лишь очередь повторить шаг отца.
Однажды известный устаз Ахмад Даур, да помилует его Аллах, выступая в Национальном собрании при правительстве Иордании, заявил: «Я призываю правительство заменить слово «прекращение» на «отмену»!». Сегодня же мы говорим: «Призываем короля Абдуллаха потребовать отмены соглашения, а не ограничиваться его прекращением!».
Пусть он, его окружение и весь иорданский народ вспомнят слова Аллаха Всевышнего:
وَلَن يَجْعَلَ اللَّـهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلً
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
Не открывайте и вы пути евреям на земли Бакуры и Гамра при том, что эти земли — под вашей властью, как вы об этом заявляете! Более того, необходимо лишить их власти над последней пядью исламских земель во всей Палестине!
وَاللَّـهُ غَالِبٌ عَلَىٰ أَمْرِهِ وَلَـٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).
Газета «Ар-Рая»
Д-р Мухаммад Джейляни
22 Сафара 1440 г.х.
31.10.2018 г.