Женщины на Западе не упускают возможности отпраздновать ту или иную годовщину добытых ими прав, которые ранее были отняты у них.
Так и в наши дни проходит первая столетняя годовщина права женщин баллотироваться в английский парламент. Эта годовщина совпала с предоставлением женщинам старше 30 лет права голоса на парламентских выборах, а также по достижению 21 года право баллотироваться в парламент страны. Однако в 21 год тогда нельзя было голосовать на выборах.
Так в 1893 г. Новая Зеландия стала первой страной, которая предоставила избирательное право женщине, затем, в 1902 г., это сделала Австралия, в 1906 г. — Финляндия, в 1913 г. — Норвегия, в 1915 г. — Дания, в 1917 г. — Канада, в 1918 г. — Англия, Германия, Польша, Австрия и Россия.
Но если мы посмотрим дальше вглубь истории, то увидим, что 1400 лет назад женщина имела право участвовать в голосовании и избирательном процессе. Это право вытекало из законодательства Аллаха, где нет различия между мужчиной и женщиной в политических правах. Участие женщины в политике является не просто правом, а обязанностью. Сказал Всевышний:
وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9:71).
Первый случай участия женщин в политических делах произошёл в эпоху Посланника ﷺ, во время первой присяги при Акабе, где он ﷺ сказал ансарам выбрать из своего числа 12 старейшин. Среди ансаров были и 2 женщины, таким образом, они приняли участие в выборах старейшин. Вполне вероятно, что одна из них могла бы стать одной из старейшин, если бы была избрана. Далее эти женщины присягнули Посланнику ﷺ наравне с мужчинами. Когда Посланник ﷺ переехал в Медину, Аллах приказал ему брать у женщин присягу:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ إِذَا جَآءَكَ ٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ يُبَايِعۡنَكَ عَلَىٰٓ أَن لَّا يُشۡرِكۡنَ بِٱللَّهِ شَيۡٔٗا وَلَا يَسۡرِقۡنَ وَلَا يَزۡنِينَ وَلَا يَقۡتُلۡنَ أَوۡلَٰدَهُنَّ وَلَا يَأۡتِينَ بِبُهۡتَٰنٖ يَفۡتَرِينَهُۥ بَيۡنَ أَيۡدِيهِنَّ وَأَرۡجُلِهِنَّ وَلَا يَعۡصِينَكَ فِي مَعۡرُوفٖ فَبَايِعۡهُنَّ وَٱسۡتَغۡفِرۡ لَهُنَّ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ غَفُورٞ رَّحِيمٞ
«О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими у них присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (60:12).
Этот аят был ниспослан в день открытия Мекки; тогда на горе Сафа женщины присягнули Посланнику ﷺ, и это произошло после того, как мужчины присягнули на верность Исламу и джихаду. Это является доказательством на право женщин участвовать в выборах, потому что присяга происходит после выборов и назначения.
Давайте также не забывать о том, что, когда Абдуррахман ибн Ауф консультировался с людьми относительно Али и Усмана, т.е. кто из них достоин быть халифом после Умара ибн аль-Хаттаба, он опросил всех, даже женщин. Другими словами, женщины так же участвовали в голосовании и избирательном процессе. На протяжении всей исламской истории женщины участвовали в политических процессах, выборах, заявляли о своём несогласии, требовали отчёта у правителей и государственных чиновников.
Следовательно, политические права женщин в Исламе — это участие в избрании халифа и присяга ему. Также женщина может голосовать за любого кандидата в Маджлис уль-Умма или же сама выдвинуть свою кандидатуру. Задачей этого органа является помогать советами правителю, когда тот обращается к нему, и в то же время он является органом, требующим отчёта с правителя.
Но то, что произошло после распада Халифата, ухудшило ситуацию, и это так же не обошло стороной и женщин. Враги Ислама и их приспешники принялись искажать понятия Ислама и его законы, заявляя, что Ислам нарушает права женщин. Они выставили обычаи некоторых стран как часть норм Шариата, где умоляется роль женщин, где они стали вторым сортом. Они преподнесли опеку мужчин над женщинами как господство и тиранию, тем самым исказив закон Ислама. А ведь именно Ислам предоставил женщине все человеческие права.
Что касается положения женщин в странах мусульман и снижения их политической роли, то это не вина Ислама или закона опеки над женщинами; причиной тому послужили светские режимы, стоящие во главе власти. Например, в КСА (Запад называет его «исламским государством») женщина не могла принять участие в выборах. Недавно ей дали это право, хотя это всё равно не позволит ей играть роль в принятии политических решений. Такое положение вещей является следствием имеющихся обычаев в стране, но никак не Ислама. Опека над женщиной не означает господство и тиранию, напротив, это является обязанностью опекуна (отца, брата, мужа); он должен защищать её, проявлять заботу о ней. Отсутствие на Западе системы опеки и других справедливых законов заставили западных женщин бороться за свои права.
К сожалению, есть те, кто заявляет о недопустимости политической роли женщины, ссылаясь на то, что она не способна заниматься этим, ведь на ней лежит основная обязанность: мать и хранительница семейного очага. Однако в реальности быть матерью и хранительницей семейного очага не мешает и не противоречит её политической активности, ведь здесь всё упирается в упорядочивание ролей и правильное распределение времени. Ведь экономические задачи, возложенные на мужчин, и их длительное пребывание на работе не мешают их участию в домашних, религиозных и политических делах, не говоря уже о других функциях.
Поэтому то, что мы видим из ущемления прав женщин, будь то социальные, политические, экономические, образовательные, является результатом отсутствия государства Халифат. Что касается женщин на Западе, то, отстаивая свои права на протяжении долгих десятилетий, они смогли лишь добиться крох со стола. Мы видим, что только Ислам проявил о женщинах заботу, предоставил им защиту и дал им права, и для этого им не пришлось прибегать к каким-либо усилиям.
Что же мы видим сегодня? Нашлись те, кто ведёт деятельность над экспортом западной культуры в мусульманский мир, прибегая к разного рода способам и средствам. В этом им помогают режимы, которые не боятся Аллаха, но боятся потерять власть. С дозволения Аллаха, не за горами время, когда они будут разрушены и выкинуты на свалку истории, а на их руинах будет установлено государство Халифат.
Газета «Ар-Рая»
Муслима аш-Шами (Умму Сухайб)
5 Рабиъ уль-ахира 1440 г.х.
12.12.2018 г.