19
Вт, март

Концепция «соотечества» в Исламе

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Член суверенного совета Раджа Никола Абдуль-Масих в субботу 6 июня 2020 года заявила в прессе, что она провела телефонный разговор с заместителем министра образования Египта и обсудила вопрос отсутствия в расписании занятий христианских учебных дисциплин, в частности, для аттестованных студентов 2020 года.

Планируется трансляция этих учебных дисциплин по телевидению в ближайшие дни. «Нет сомнений, что концепция «соотечества» служит основой для прав и обязанностей», — отметила Раджа Никола Абдуль-Масих, советник при министерстве юстиции и представительница православного коптского населения (см. газету «As-Sayha.net» за 14 июня 2020 года).

Что значит «соотечество» служит основой для прав и обязанностей? Имеет ли так называемое «соотечество» некую систему, которая регулировала бы права и обязанности людей?

Термин «соотечество», который в настоящее время получил широкое распространение и действенное влияние на законы, идеи, просвещение и общество, несмотря на удары со стороны тенденций глобализации, стирающей границы и идентифицирующие особенности общества, а точнее — упраздняющей национальный барьер, стал основой единого правительства для мира, о котором возвещает Генеральный секретарь ООН, и поводом для сбора средств против коронавирусной пандемии. Хотя средства капиталистов, затрачиваемые на борьбу с этой пандемией — не что иное, как капля в море.

В арабском языке слово «соотечество» обозначается словом «مواطنة» — [муватана], которое является производной от корневых букв «و ط ن» — [ватан]. В толковом словаре арабского языка «Лисан уль-Араб» говорится: «وطن» — [ватан] — «отечество» — это место расположения или проживания человека, в котором он располагает своё хозяйство. Во множественном числе это слово обозначается словом «أوطان» — [автан]. Загоны и приюты для домашнего скота арабы так же называют «автанами». Глаголы «وطن» «أوطن» означают «поселился» и «разместил», т.е. принял данный пункт местом своего постоянного проживания. Всевышний Аллах так же употребляет выражение, производное от коренных букв «وطن» — [ватан], и говорит:

لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ...

«Аллах одарил вас победой во многих местах» (9:25).

В хадисе Пророка Мухаммада ﷺ также приводится глагол, производный от коренных букв «وطن» — [ватан]:

«كَانَ لَا يُوطِنُ الأمَاكِن» أَيْ لَا يَتَّخِذُ لِنفْسِه مَجْلِساً يُعْرَف بِهِ

«...Он не размещался в определённом собрании», т.е. он не причислял себя к определённому собранию

Как видно, слово «وطن» — [ватан] — «отечество» во всех шариатских и арабских литературных текстах употребляется для обозначения пункта и места расположения. Нигде оно не употребляется с неким терминологическим значением, выходящим за рамки вышеупомянутого лексического значения этого слова. Поскольку у этого слова не существует терминологического значения, а, напротив, только лексическое. Отсюда становится ясным, что сегодняшние политики под выражением «مواطنة» — [муватана] — «соотечество» или «وطن» — [ватан] — «отечество» вовсе не имеют в виду языковое или шариатское значение этого слова, а, напротив, подразумевают совсем другое значение, которое мы рассмотрим ниже.

На самом деле, взгляды и желания людей определяют их поведение и заставляют принять определённые критерии. Поэтому идеи, отношения и законы, регулирующие поведение людей, меняются в зависимости от увеличения или уменьшения познаний человека, а также от его хорошего или плохого нрава и видения того, что осуществит его интересы. Некоторые даже пытались провести аналогию — аль-Кыяс — между словами «соотечество» и «сожительство». Несмотря на отсутствие подобного употребления в арабском языке, т.е. в общении чистокровных арабов, мы видим полное несоответствие этого значения реальности. Напротив, мы видим, что идёт попытка приобщения этого термина к той политической карте, которая появилась в XX веке вследствие подписанного неверующими договора по разделу наследия так называемого «больного человека Европы» — Османского Халифата — в соответствии с соглашением Сайкс–Пико, заключённым в 1916 году.

По всей видимости, этому термину желают дать определённую идейную содержательность, чтобы на её основе выстроить определённые представления и поведение в отношении «отечества», которое получило название «государство», дабы она заняла место религии при формировании идейных представлений и выстраивании взаимоотношений. Этот термин появился, когда происходили процессы отхода западного христианского общества от религии, а также с ростом националистических и патриотических идей над религиозными взглядами и принадлежностью к своему историческому наследию.

Со временем всё это превратилось в символ верности и признак вражды, на основании чего были приняты система ценностей, образ жизни и традиции, а также права и обязанности в отрыве от религии, а точнее — любого идеологического или культурного наследия, противоречащего принципу «соотечество», поскольку такое наследие стирает все условные и этнические барьеры, интегрируя приверженцев одной религии в одно единое целое.

Несмотря на неустойчивость термина «соотечество», который каждый раз интерпретируется по-новому, не являясь исчерпывающим определением, всё же сегодня его рассматривают как законные отношения между индивидами и государством, олицетворяемым в лице трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, регулируя взаимоотношения в соответствии с действующими законами на основе принадлежности к одному отечеству, которое подчиняется одной политической системе вдали от привязанности к чему-либо другому помимо отечества, будь то религия, культура или что-то ещё. На самом деле, это — искусственные отношения, а не естественные. Они не являются неотъемлемым и врождённым качеством человека, а, скорее, приобретаемыми в продолжение всей своей жизни. Также человек может утратить это качество при определённых условиях и обстоятельствах. Например, «при получении или лишении гражданства».

Более того, законы, упорядочивающие это отношение, легко изменяются сообразно изменению государственных законов, которые регулируют границы этого взаимоотношения и поясняют права и обязательства, предполагающие принадлежностью к этому государству. Например, соотечественник, проживавший на юге Судана, ещё недавно был суданцем, а сегодня — нет!

Исходя из принципа «соотечества», все граждане являются соотечественниками одного законного центра. Всё, что дозволяется в отношении одного индивидуума, дозволяется в отношении всех граждан. Всё, что запрещено в отношении одного индивидуума, запрещено и в отношении остальных. Мусульмане верят в обязательность справедливого отношения ко всем, даже к воюющим с ними неверующим, как об этом говорят шариатские тексты. Однако существуют тексты, которые обособляют неверующих, проживающих в Дар уль-Ислям, т.е. зиммиев, некоторыми законами, которые отличают их от мусульман. Принятие принципа «соотечества» в вышеупомянутом виде означает пренебрежение этими законами. Например, согласно принципу «соотечества», иудей или христианин из числа граждан Дар уль-Ислям, может быть валием (правителем) мусульман.

И к этому призывают нас сторонники «соотечества». Это указывает на то, что концепция «соотечества» находится в противоречии с шариатскими законами относительно этих и других вопросов. Нет сомнений в том, что неукоснительное следование шариатским законам предусматривает непринятие принципа «соотечества», поскольку «соотечество» — это законная связь между индивидом (соотечественником) и государством (отечеством) со взаимными обязательствами и правами, принятыми на основе того, что только отечество служит источником этих прав и обязанностей, наряду с равенством всех субъектов государства (соотечественников) согласно общности их отечества и соблюдению общественных систем, где каждый намеренно отдаляет свою религию от этой законной связи.

Следовательно, призыв к «соотечеству» по своей сути является призывом к светскости, но с новым именем! Призывающие к принципу «соотечества» подразумевают совсем иное, нежели то, что говорят, а именно — что это хорошее обхождение или справедливое отношение к своим оппонентам и другие тому подобные утверждения, которые приходятся слышать в СМИ. На самом деле, данный термин нацелен на отдаление людей от божественного законодательства — Шариата — и перенаправление их в сторону соблюдения тех законов, которые придумали и выбрали сами люди.

Приверженцы демократической идеи считают, что воплощение подлинного смысла «соотечества» возможно только в либеральном демократическом государстве. Как и сторонники социалистической идеи уверены в том, что воплощение подлинного значения «соотечества» возможно только в социалистическом государстве.

Что касается мусульман, то принцип «соотечества» представляет собой призыв к расколу, разобщённости и замыканию в себе, а также к верности индивидуума своему отечеству, законы которой он должен соблюдать и защищать не на жизнь, а на смерть. Причём эта верность не должна выходить за границы отечества и распространяться на представителей необъятной исламской общины, поскольку «соотечество» связано с определёнными географическими границами, установленными для осуществления мирских интересов.

С принятием «соотечества» и призыва к нему увеличиваются факторы изоляции между странами одной Уммы. Вспомните, как в период американской военной интервенции в Афганистан некоторые псевдоучёные на основании этого «соотечества» издали служащим в американской армии мусульманам фетву о дозволенности участвовать в агрессии против афганских мусульман. До этого, в начале минувшего столетия, в Египте прозвучали призывы, запрещающие египетским мусульманам помогать своим ливийским братьям против итальянской оккупации. Принцип «соотечества» разделяет сыновей одной Уммы и даёт немусульманским соотечественникам такие права, которыми обделены другие мусульмане, не проживающие в этой стране, что является превознесением связи соотечественников над братской связью по Исламу.

Связь, которая объединяет мусульман друг с другом во всех уголках земного шара — это связь по вере, олицетворяемая в единой Умме, а не связь соотечественников, основанная на общности отечества. Существует большое количество шариатских текстов, доходящих по своему значению до уровня категоричности, которые указывают на то, что объединяющей всех мусульман связью является связь по вере. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (49:10).

Тем не менее, следует отметить, что данная связь может воплотиться в реальной жизни только в идеологическом государстве, которое будет править мусульманами в соответствии с законами Аллаха, объединяющими всех мусульман, невзирая на их происхождение и расу.

 

Гадат Абдуль Джаббар
Газета «Ар-Рая»
10 Зуль-каъда 1441 г.х.
01.07.2020 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню