После того, как во время правления Умара ибн аль-Хаттаба мусульмане завоевали земли Шама, в частности — первый центр Восточной церкви в городе аль-Кудс, ненависть засела в груди христиан других регионов.
Они ждали подходящей возможности атаковать мусульманские земли, в частности — аль-Кудс. И вот наступил момент в Средние века, когда христиане Европы воспользовались некоторыми условиями и атмосферой, которые стали преобладать в Европе и в мусульманских странах, чтобы начать войну против мусульман.
На самом деле, несмотря на множество причин, побудивших крестоносцев разжечь войны в землях Ислама, главная причина — это то, о чём свидетельствовал Аллах:
وَدَّ كَثِيرٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُم مِّن بَعْدِ إِيمَانِكُمْ كُفَّاراً حَسَداً مِّنْ عِندِ أَنفُسِهِم مِّن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ
«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её» (2:109),
وَلاَ يَزَالُونَ يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىَ يَرُدُّوكُمْ عَن دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُواْ
«Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут» (2:217),
إِن يَثْقَفُوكُمْ يَكُونُوا لَكُمْ أَعْدَاء وَيَبْسُطُوا إِلَيْكُمْ أَيْدِيَهُمْ وَأَلْسِنَتَهُم بِالسُّوءِ وَوَدُّوا لَوْ تَكْفُرُونَ
«Если они случайно встретятся с вами, то они окажутся вашими врагами, будут вредить вам своими руками и языками и захотят, чтобы вы стали неверующими» (60:2).
Ненависть к Исламу и его последователям — это первый мотив и движущая сила подобных войн. Подтверждением того, что сердца христиан были наполнены ненавистью к Исламу и его последователям, является речь Папы Урбана II. Последний был самым известным среди тех, кто дал толчок к Первому крестовому походу. Речь Убрана II звучала так: «Так очистите свои сердца от скверны ненависти, положите конец конфликту между вами, пройдите свой путь к святой гробнице и отберите эту землю у скверного племени, и тогда вы сможете ей владеть!».
Что касается других причин и мотивов, упомянутых историками, то их влияние гораздо меньше, чем ненависть к мусульманам. Данные причины и мотивы можно свести к двум типам: внешние и внутренние, при этом от каждого из них имеются ответвления. Если вкратце изложить внутренние мотивы, то они таковы:
1. Конфликты, которые преобладали в Европе и предшествовали Первому крестовому походу на Шам. Это были религиозные конфликты между христианскими и политическими кругами. Что касается религиозных конфликтов, то это были войны между христианскими течениями, которые привели к тысячам жертв. Что касается политических конфликтов, то они происходили между европейскими королями, а также между феодалами и королями. В связи с этими конфликтами в Европе образом благородного человека стал рыцарь. Европа была сформирована на основе политических и межрелигиозных конфликтов, т.е. она была разделена на соперничающие между собой феодальные владения. Хаос стал обычным явлением в Европе. В некоторых землях короли потеряли полный контроль, как, например, во Франции.
Так, в 986 г. династия Каролингов полностью потеряла контроль над своей страной, само же правление перешло в руки феодалов. Теперь король был лишь символом без какого-либо политического влияния. Каждый феодал имел свою армию. Следовательно, возникла необходимость отвлечь внимание противоборствующих сторон и направить их агрессию в другое место. Такой подход позволял избавиться от ненужных конфликтов в Европе и отправить страждущих проливать кровь за её пределы.
2. Желание некоторых Пап и королей Европы объединить Восточную и Западную церкви, а также положить конец их конфликту. Причина этого заключалась в том, что на протяжении долго времени Европа была свидетелем борьбы и раздробленности этих двух Церквей. Само разделение Церквей на Православную и Католическую произошло в 1054 г., т.е. появились Римско-католическая и Восточная православная церкви. Поэтому, развязав войну против Ислама, Рим стремился объединить две Церкви подобно тому, как ранее стремился объединить европейские королевства.
3. Религиозные причины, связанные с Крестовыми походами. К числу таких причин относится вопрос искупления ошибок и грехов. Священники и монахи, развратившие Церковь, объявили прощение тем, кто освободит христиан и святые места, в частности — если обеспечит безопасность маршрута христианских паломников в аль-Кудс. Также к религиозным причинам относилась месть за убийство христиан в сражениях со стороны мусульман, в частности — месть за битву при Манцикерте в 1071 г. Что касается битвы при Манцикерте, то она преподала урок, отбивший на долгие годы желание у христиан вторгаться в земли мусульман. А ведь на битву при Манцикерте отправились тысячи рыцарей и солдат Восточной церкви. Поражение при Манцикерте вынудило христиан Восточной церкви обратиться за помощью к Западной церкви, несмотря на раскол и раздробленность между обоими Церквями.
4. Экономические причины. Данные причины связаны с амбициями рыцарей и королей контролировать новые территории в мусульманских странах, чтобы они стали источником средств для поддержки королевств Европы. В тот период Европа переживала тяжёлое экономическое положение из-за борьбы и раздоров, господства духовенства и Церкви, а также из-за смертельных болезней, охвативших Европу. В связи с этим Папы и короли всеми правдами и неправдами поощряли рыцарей готовиться к завоеванию новых территорий, богатства которых будут подвергнуты грабежу.
На тот момент крестоносцы воспользовались состоянием раздробленности и конфликтов, которые царили в землях Ислама, особенно после смерти доблестного Алп-Арслана, второго султана вилаята Сельджукидов, преподавшего урок христианам в битве при Манцикерте. В результате европейские королевства объединились против Ислама для Первого крестового похода, при этом параллельно происходила Реконкиста в землях Андалуса. Когда начались первые крестовые походы против земель Ислама, слово христиан стало единым, их ряды сплотились, и это произошло несмотря на их соперничество, религиозные и политические споры.
После поражения при Манцикерте христиане Восточной церкви испытали неописуемый страх перед мусульманами, поэтому во времена своего правления византийский император Алексей I Комнин посылает сигнал бедствия Западной церкви в Риме. Папа Урбан II отвечает на сигнал и созывает в 1095 г. большой собор в городе Клермон. В ходе заседания Урбан II призвал освободить святые места от мусульман и призвал рыцарей отправиться в путь великого прощения. Урбан II был тем, кто стремился объединить Восточную и Западную церкви под знаменем Ватикана.
В результате этого обращения крестоносцы единым войском направляются в Малую Азию, где между ними и сельджуками происходит несколько сражений, в которых крестоносцы сначала терпят поражения, но затем, перестроив свои ряды и воспользовавшись разладом среди сельджуков, в битве при Дорилее в 1097 г. одерживают победу. Далее крестоносцы выдвигаются из Константинополя и в 1098 г. захватывают Антиохию и побережье Шама; затем они выдвигаются на аль-Кудс и в июле 1099 г. захватывают и его. Осада аль-Кудса длилась десять дней, руководил ей французский полководец Готфрид Бульонский. В ходе осады были использованы метательные машины, что привело к разрушению большей части города (и даже мест поклонения христиан). А когда крестоносцы ворвались в город, то началась резня.
Нападавшие убивали всех подряд — мужчин, женщин, детей, стариков, превратив аль-Кудс в место настоящей бойни. Резня длилась несколько дней, в городе царили хаос и безумие. Как отмечают историки, вырезанию подверглись все жители города, т.е. мусульмане, христиане и евреи. Деяние крестоносцев показало лживость их идеи об освобождении христиан и святых мест из рук мусульман, ведь на тот момент, живя под властью мусульман, христиане аль-Кудса и других районов находились в полной безопасности.
Оккупация аль-Кудса, в частности — благословенной мечети аль-Акса, стало стимулом, подтолкнувшим мусульман к единству перед лицом нашествия крестоносцев. Мусульмане воспылали желанием вырвать первую кыблу из лап крестоносцев. В результате джихад продолжался на протяжении всего периода оккупации аль-Кудса и не утихал ни на мгновение. Так продолжалось, пока не была одержана великая победа династиями Зингидов и Айюбидов в битве при Хаттине в 1187 г. Эта победа расчистила путь к освобождению аль-Кудса и благословенной мечети аль-Акса.
Здесь мы должны остановиться на некоторых важных аспектах, касающихся оккупации мечети аль-Акса и её окрестностей, как и на её освобождении руками великих лидеров, будь то во время вторжения крестоносцев или во времена нашествие монголо-татар.
Но об этом, с дозволения Аллаха, мы поговорим в следующем части.
Газета «Ар-Рая»
Хамд Табиб
Иерусалим
25 Джумада аль-уля 1443 г.х.
29.12.2021 г.