21
Сб, дек

Газопровод Марокко-Нигерия — лихорадочная гонка в интересах Европы

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Обеспечение поставок газа и их диверсификация стали насущной проблемой для европейских стран, особенно после прекращения работы российского газопровода и остановки поставок из Алжира в Марокко, а затем и в Испанию по причине разногласий по сахарскому вопросу.

Это заставило страны Западной Европы обратить внимание на Западную Африку и, в частности, на Нигерию, которую называют «нигерийским гигантом». По словам нигерийского министра нефтяных ресурсов, страна обладает огромными запасами в 206 триллионов кубических футов и производит 8 миллиардов кубических футов газа в сутки, а также имеет большие возможности для экспорта сжиженного газа.

Соглашение о строительстве газопровода, соединяющего Марокко и Нигерию, было достигнуто во время государственного визита короля Марокко в Нигерию и его встречи с президентом страны Мухаммадом Бухари в декабре 2016 года.

На реализацию этого масштабного проекта выделен бюджет в размере 25 миллиардов долларов, а его мощность составит около 30 миллиардов кубометров в год. После завершения строительства это будет самый длинный газопровод в Африке — протяжённостью 6800 километров, проходящий через 13 стран. По данным компании NNPC, обладающей достаточным опытом в добыче, переработке и сбыте природного газа, проект полностью реализуем.

Компания также подчеркнула, что газопровод представляет собой амбициозный и экономически выгодный проект для всех стран, через которые он пройдёт. В их число входят: Бенин, Того, Гана, Кот-д’Ивуар, Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея-Конакри, Гвинея-Бисау, Гамбия, Сенегал (недавно присоединившийся к проекту), Мавритания и Марокко. Конечной точкой этого гигантского проекта станет Испания.

Марокканские власти полны решимости и уверены, что этот проект укрепит связи их страны с западноафриканскими государствами в энергетическом секторе.

Этапы реализации проекта газопровода:

Директор Национального управления по углеводородам и полезным ископаемым Марокко Амина Бенхадра заявила: «Окончательное решение об инвестициях в проект газопровода между Нигерией и Марокко ожидается в начале 2025 года. Мы уже прошли множество важных этапов, в частности подписали меморандумы о взаимопонимании между Марокко, Нигерией и остальными странами, через которые пройдёт трубопровод». Хотя Алжир утверждает, что меморандумы подписали только девять стран.

Она добавила: «Нам также удалось договориться с одной из крупнейших компаний Европы, занимающихся сбором газа. Эта компания обязалась покупать весь газ, экспортируемый через газопровод Марокко-Европа, как только трубопровод будет подключён».

Амина Бенхадра отметила: «Мы приглашаем инвесторов всех типов: иностранные суверенные фонды, международные нефтяные компании и многосторонние банки. Это будет реализовано в рамках государственно-частного партнёрства. У нас уже есть все технические и финансовые оценки, которые подтверждают конкурентоспособность этого способа транспортировки газа в сравнении со сжиженным природным газом, перевозимым танкерами».

Инвестиционные трудности и сдержанность Европы:

Хотя Марокко с Нигерией и демонстрируют твёрдую решимость в реализации проекта, однако он сталкивается с рядом серьёзных вызовов. Одним из ключевых является вопрос финансирования, поскольку проект требует значительных денежных вложений, что делает необходимым привлечение международных партнёров, частных инвесторов и государственных структур. Также имеются сомнения в долгосрочной значимости природного газа на мировом энергетическом рынке.

На сегодняшний день имеются лишь предварительные обещания финансирования, которые явно не соответствуют масштабам этого амбициозного проекта. Кроме того, Европа, которая могла бы стать главным выгодоприобретателем, проявляет недостаточный к этому интерес. Даже несмотря на зависимость Европейского союза от российского газа и их планы прекратить импорт газа из России к 2027 году.

Экономист Кирстен Вестфаль заявила: «Преимущества проекта очевидны, но успех подобных инициатив зависит от минимизации количества транзитных стран». Она также отметила, что этот аспект может стать источником споров, в том числе и коммерческих.

Безопасность и геополитические разногласия:

Прохождение газопровода через 13 стран, среди которых есть государства, страдающие от проблем с безопасностью и от вооружённых конфликтов, представляет серьёзную угрозу для его инфраструктуры. Кроме того, длинный и сложный маршрут с труднопроходимым рельефом добавляет трудностей к потенциально конфликтной обстановке на локальном и региональном уровне.

К тому же политические и экономические противоречия между странами-участниками из-за несовпадения интересов представляют дополнительную угрозу для реализации проекта. Региональные конфликты, такие как спор о Западной Сахаре, также способны усложнить политическое сотрудничество между Марокко и его соседями.

Помимо этого, конфликт между Россией и Европой, который США используют для расширения своего влияния на континенте, представляет собой ещё одну угрозу. Российская стратегия вооружения сторон конфликта и участие группировки «Вагнер» в вооружённых столкновениях в Нигере, Судане и даже Нигерии, главной стране проекта, создают очаги напряжённости в регионе. Новые альянсы, такие как Конфедерация стран Сахеля, включающая Мали, Нигер и Буркина-Фасо, объявившие о выходе из ЭКОВАС в 2024 году, добавляют ещё больше нестабильности.

Конкуренция проектов газопроводов в Северной Африке:

Среди других препятствий стоит отметить существование альтернативного проекта газопровода, предложенного в 2002 году. Этот маршрут длиной 4128 км предполагает транспортировку газа из Нигерии через Алжир в Италию, проходя через Тунис. По данным Алжирского телевидения, на данный момент остаётся построить всего около 1800 километров этого трубопровода.

Также Ливия заявляет о своём проекте, который предусматривает транспортировку газа из Нигерии через Нигер в Ливию. Несмотря на то, что для соединения с Европой требуется всего около тысячи километров трубопровода, реализация этого проекта требует тщательной проработки вопросов региональной безопасности.

Конкуренция между странами Северной Африки сопровождается также соперничеством международных энергетических компаний. «TotalEnergies» работает с Алжиром, тогда как «Shell» поддерживает проект Марокко, что усиливает напряжённость и вовлекает европейских игроков в борьбу за контроль над газопроводами.

В завершение хочу напомнить о предостережении пророка Мухаммада ﷺ:

فَوَاللهِ مَا الْفَقْرَ أَخْشَى عَلَيْكُمْ، وَلَكِنِّي أَخْشَى أَنْ تُبْسَطَ عَلَيْكُمْ الدُّنْيَا كَمَا بُسِطَتْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَتَنَافَسُوهَا كَمَا تَنَافَسُوهَا، وَتُهْلِكَكُمْ كَمَا أَهْلَكَتْهُمْ

«(Однако), клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали жившие до вас, и это погубит вас, как погубило их» (Бухари, Муслим).

Несмотря на то, что Аллах одарил эту Умму видимыми и скрытыми богатствами, благоприятным климатом, человеческими ресурсами, а также великой законодательной сокровищницей, чтобы она могла обрести счастье в обоих мирах и донести послание истины и света до всего человечества, однако видеть, как колониальные марионеточные режимы, превратившись в инструмент реализации колониальных повесток, увековечивающих зависимость, унижение и разобщённость, своими действиями создают мрачный образ Ислама и мусульман, чем побуждают врагов действовать ещё смелее, вызывает глубокую боль.

Это положение дел обязывает мусульман работать над возрождением исламского образа жизни путём установления Праведного Халифата. Под его сенью будут защищены святыни, сохранены богатства, распределяемые справедливо, устранены разногласия и конфликты, что воплотит слова Аллаха:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Воистину, верующие – братья» (49:10).

 

Газета «Ар-Рая»
Ясин ибн Яхья
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир, Тунис
11.12.2024

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая