Какому из шариатских путей должна последовать группа, чтобы достичь своей шариатской цели?
Какие положения Шариата должна принять группа для достижения желаемого результата?
Какие принципы регулируют понимание группой широкого спектра шариатских положений, необходимых для того, чтобы она могла вести призыв?
Какое у неё отношение к решению Шариата? Как она приходит к нему? Какие источники шариатского решения она приняла для себя? Являются ли для неё решения Аллаха по тем или иным вопросам однозначными, или в них дозволяется разногласие? Какова её позиция в отношении спорных положений Шариата?
Как группа относится к разуму и какую роль выделяет ему в принятии шариатского решения и принятии вопросов акыды?
Что для группы значит реальность? Реальность является для неё источником мышления или объектом мышления?
Что для неё значит интерес? Она определяет интерес на основе разума или Шариата?
Когда мы можем определить цель, род деятельности, метод и образ мышления группы, тогда мы можем понять, что именно группа должна делать и какие перед ней стоят задачи. Следовательно, мы будем знать, когда и как нужно делать наставления, если группа сбивается с пути.
Прежде чем мы обсудим шариатский метод, которому должна следовать группа, необходимо вспомнить принцип, который не следует упускать из виду: Шариат не оставил ни одно из дел этого и Следующего мира. Ни одно из дел добра и зла, больших и малых, которые заботят человека, Шариат не оставил без внимания, сказав о них что-то и предоставив решение. Если мусульманин носит или снимает свою одежду, если он входит и выходит из дома или мечети, если он имеет дело с другими, женится, молится, постится, говорит или делает что-либо, Аллах показал ему, как это делать, и объяснил ему решение.
Если это приказ, то его нужно выполнить, если запрет, то этого необходимо сторониться, если мандуб, то желательно выполнить, если макрух, тогда нежелательно, а если мубах, то оставлено на усмотрение человека. Мусульманин должен придерживаться границ этих решений. Всё, что мы сказали о действиях, касается и вещей, но с небольшой разницей — в основе все вещи дозволены (мубах), кроме тех, которые исключает шариатское доказательство. Таким образом, нет ничего из числа действий и вещей, на которое не было бы решения Аллаха. Всё это выливается в два шариатских правила:
1) Основа в действиях — следование решению Шариата,
2) Основа в вещах — дозволенность, пока не будет доказательства на запрет.
Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд