Гуманизм, который является эквивалентом французского слова «humanisme», используется как научное философское понятие в значениях «человечность, гуманность, ориентированность на человека, антропоцентризм».
Это понимание ориентировано вместо Бога на человека, то есть является точкой зрения, основанной на довольствии и удовлетворении человека. Соответственно, когда дело касается действий, дел — за основу принимаются выгода, довольство и удовлетворение человека, а не Бога (Создателя).
Хотя исторические корни гуманизма уходят в Древнюю Грецию, сам термин происходит от слова «umanista», которым в XIX веке назвали тех, кто интересовался классической литературой в Италии в начале XV века.
Среди важных представителей гуманизма были следующие личности: основоположник итальянской литературы Данте (1265–1321), известный своими сонетами итальянский поэт Петрарка (1304–1374), знаменитый своим жанром рассказа итальянский писатель Боккаччо (1313–1375), считающийся основоположником французской литературы поэт Вийон (1431–после 1463, но не позднее 1491), заложивший основы жанра романа французский писатель Рабле (1490–1553), французский поэт Ронсар (1524–1585), «отец» жанра эссе, французский писатель и мыслитель Монтень (1533–1592), всемирно известный как автор первого в своём роде романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанский писатель Сервантес (1547–1616), великий поэт и драматург английской и мировой театральной литературы Шекспир (1564–1616).
Гуманистическое мышление стало влиятельным в Турции только в республиканский период. Некоторые эссеисты во главе с Нуруллой Атачем, Орханом Бурианом, Сабахаттином Эйюбоглу и Ведатом Гюнйолом отстаивали гуманизм, выработанный современным мышлением. По мнению этих авторов, Юнус Эмре был первым турецким гуманистом, хотя тот не имел никакого отношения к гуманистическому движению, а также не следует забывать, что любовь Юнуса Эмре к человеку проистекала из суфизма.
Эпоха Возрождения оказала серьёзное влияние на зарождение гуманизма как философской мысли. Период Возрождения, построенный на художественной основе, стал лоном для многих политических и идейных движений, влияние которых мы всерьёз ощущаем сегодня. В этом отношении гуманизм, возможно, следует считать наиболее важным из этих движений, потому что это философское понимание, которое якобы «ценит человека за то, что он человек», практически нашло своё отражение в эпохе Возрождения, возникшей с движениями за реформы.
Понимание искусства, высвободившееся от господства средневековой Церкви, так же испытало влияние древней римско-греческой цивилизации и привело к тому, что на искусство стали смотреть по-новому. С точки зрения художественных течений, таких как литература, живопись и скульптура, сосредоточенных на человеческом потенциале, возникла идея исключения религии (Бога) из жизни и жизненных дел. Согласно этому ориентированному на человека пониманию, всё предназначено для человека, и девизом этого периода, возможно, является фраза Альберти1: «Человек может делать всё что угодно, если захочет».
Завоевание Стамбула Мехмедом II Завоевателем (Фатихом) в 1453 году привело к эмиграции многих учёных, художников и мыслителей Константинополя в Европу, особенно в Италию. Искусство и идейные движения, которые процветали и развивались на благоприятной для себя почве, которую они нашли в Италии, со временем распространились почти по всей Европе и положили начало процессу, который мы сегодня называем движениями Возрождения и реформ.
Слово «гуманизм», происходящее от латинского «homo» (человек) или «humanus» (человеческий), встречается в западных языках с середины XVIII века, но оно начало широко использоваться в его современном значении в 1850-х гг. Общее значение гуманизма звучит так: «Любовь к человечеству; привязанность к человечеству; гуманность; человечность; любить людей, не учитывая их цвет кожи, расу, религию и положение, думать об их благе». Более узкое значение: «Учение, которое ценит, ознакомляет и исследует древнегреческую и латинскую литературу эпохи Возрождения».
Философское же значение: «Мировоззрение, основанное на защите человеческих ценностей», — или: «Философское течение, которое в целом рассматривает существование разумного человека как единственный и высший источник ценности, заявляя, что творческое и моральное (ахляк) развитие человека может быть реализовано рациональным и значительным образом, без какого-либо обращения к сверхъестественному, и в пределах этого подчёркивает, что естественность, свобода и деятельность человека находятся на переднем плане»2.
Гуманизм и Возрождение, первые проявления которого начали зарождаться в Италии в начале XIV века, достигли своего пика в XV веке и продолжали существовать до конца XVI века. Итальянцы по происхождению Данте (1265–1321), Петрарка (1304–1374) и Боккаччо (1313–1375) были первыми вестниками гуманизма и Возрождения. Этим троим удалось восстановить культурный и художественный мост, который связал их с античностью, но который был разрушен много веков до этого. Таким образом, Данте, Петрарка и Боккаччо положили начало гуманистической мысли и движению Возрождения. Гуманизм и Возрождение, распространившиеся после Италии на Испанию, Португалию, Францию, Англию и Германию в XV веке, продолжили своё существование в этих странах в очень близком друг к другу понимании3.
Насколько бы сегодня ни пытались представить концепцию «гуманизма» как «любовь к человеку», по сути она является гораздо большим. По правде говоря, необходимо обратить внимание на то, что за этим стоит значение «обожествления человека» вместо невинного выражения по типу «любить человека». В греко-римской философии, а также в период Возрождения, в котором гуманизм появился и принял нынешнюю форму, прослеживается именно понимание «обожествления человека»!
Под выражением «обожествление человека» следует понимать, что «жизнь и мирские дела регулируются не религиозными аргументами, а суждениями, которые человек вывел посредством своего разума». Соответственно, за основу следует брать довольство человека, а не Бога (Создателя). Именно в этом и заключается значение «гуманизма».
Секуляризм, возникший в постсредневековый период в качестве позиции против господства Церкви, которая управляла жизненными делами во имя Бога, повлиял на людей через идею об отделении религии от жизни и провозгласил своё господство с того периода по настоящее время. Таким образом, можно сказать, что с точки зрения отделения религии от жизни гуманизм схож с секуляризмом, потому что гуманизм является ярким выражением борьбы за освобождение человека.
Согласно гуманизму, человек, приложив усилия, способен «прийти к правильному», при этом не прибегая к каким-либо сверхъестественным силам, мистицизму, традиции и другим способам, которые не могут быть раскрыты научными доказательствами и логикой. В данном поиске важны научный скептицизм и научный метод. Следовательно, «правильное» — это истины, полученные научным методом и собственными силами. Единственный судья о добре и зле — это человек и человеческий разум. Существование каких-либо иных источников власти недопустимо.
Основная идея философии гуманизма — это дать свободу человеку от господства различных авторитетов и раскрыть его собственный потенциал. Следовательно, для него нет ничего «священного», или можно сказать, что его «единственная святость — это сам человек».
Сегодня защита гуманизма некоторыми мусульманами через лозунг «любви к человеку» или иное проявление суфийской фразы «мы любим творение из-за любви к Творцу» является проявлением идейного упадка, поскольку ни один здравомыслящий мусульманин не станет защищать гуманизм, зная идейно-философское содержание гуманизма. Как было сказано выше, любому пониманию, которое ставит человека на место Творца, нет места в Исламе, и более того, подобное явление по Исламу является явным куфром.
Согласно этой философии, «гуманизм с оптимизмом смотрит на человеческие возможности, но не утверждает, что человеческая природа полностью хороша или что все люди способны достичь рационалистических и духовных ценностей, которые пропагандирует гуманизм. Эта цель требует настойчивости со стороны индивида и помощи со стороны других людей. Целью гуманизма является развитие человека, желание сделать жизнь всех людей лучше. Гуманизм сосредоточен на том, чтобы делать хорошие дела, жить хорошо здесь и сейчас и оставлять после себя лучший мир для будущего»4.
Эта концепция так же, как и почти все западные философские взгляды, представила себя через приятные на слух и манящие выражения и дискурсы, но то, что она принесла человечеству на практике, это беспорядки, несправедливость и кровопролитие, поскольку главная причина нынешнего положения мира и человечества состоит в том, что человек считает себя единственным авторитетом в установлении системы и что он не может предвидеть безвыходных ситуаций и положений, возникающих из-за человеческого фактора в рукотворной системе. Ведь, как и в случае с сотворением, вынесение решений, законов, хукмов является прерогативой Творца — Аллаха. Однако идеологии, подход которых основан на законотворчестве человека, скрывают эту действительность и рассматривают себя в качестве правообладателя на власть во владении Аллаха.
В таком случае необходимо раскрыть суть и природу человека с объективной точки зрения, чтобы можно было выявить несостоятельность значения, приписываемого человеку гуманистическим пониманием, которое сосредотачивается на человеке и даже освящает человека, словно поклоняясь ему.
Человек — это разумное существо с инстинктами и органическими потребностями. Это наиболее точное определение человека, хотя на протяжении всей истории выдвигалось множество различных определений. Однако дать определение чему-либо означает описать его суть, то есть прояснять форму, суть и свойства. Мерилом правильности определения является то, насколько определение охватывает все отдельные составляющие определяемой вещи и исключает всё, что не имеет отношения к данному определению. И наше определение полностью справляется с этой задачей. При рассмотрении человека становится очевидным, что у него имеются некоторые неотделимые от него особенности. Перечислим их:
Ограниченность состоит в том, что тело человека, его клетки, зрение и слух имеют определённые границы. Даже его разум ограничен, и человек не может размышлять без предшествующей информации, помощи чувств и ощущений.
Несовершенность (бессилие) — этот недостаток заключается в том, что человеку постоянно нужны другие люди, другие вещи и объекты, и он не в состоянии поддерживать своё существование в одиночку.
Противоречивость состоит в том, что человек часто противоречит самому себе даже в собственных решениях. Он постоянно сталкивается с тем, что решение, которое он принял вчера, является неправильным сегодня, и может принять решение, полностью противоположное вчерашнему.
Взаимное разногласие заключается в том, что люди в общем противоречат друг другу в своих решениях. Если быть точнее, решения, которые принимает один человек, не являются удовлетворительными и не приходятся по нраву остальным людям, и человек не может угодить всем, всегда и по всем критериям!
Эти и подобные им особенности показывают, что человек не может издавать решения в отношении человечества из-за своей ограниченной, беспомощной и противоречивой природы. А в случае, если подобное произойдёт, то эти решения приведут человечество не к миру, а к хаосу и беспорядку. Так произойдёт, даже если этот человек крайне гениален, одарён и своей гениальностью выработал для людей идеологию. «Идеология, порождённая в уме даже самого гениального человека — бесполезна, ложна и напрасна (т.е. батыль), поскольку эта идеология родилась из ограниченного разума, неспособного постичь существование во всех его аспектах.
Ведь человеческое размышление в установлении системы обречено на то, чтобы находиться под влиянием окружающей среды, впадать в противоречие, конфликты и изменения. А всё это, в свою очередь, вызывает возникновение противоречивой системы, приводя человечество к беспокойству и несчастью. Следовательно, как акыда идеологии, порождённой в уме человека, так и система, вытекающая из этой акыды — бесполезна, ложна и напрасна (батыль)»5.
Следовательно, выработанная человеком система неспособна привести человечество к развитию, миру и предложить ему счастье. Исходя из этого, представление гуманизма, которое освящает человека и видит в нём источник мафхумов (воззрений, понятий, концепций) о жизни, неверно с самого начала.
Что касается эффекта, внедряемого под видом «любви к человеку», который гуманизм произвёл в мусульманских кругах, то это понимание привело некоторых мусульман к:
• неспособности различать друга от врага, и, таким образом, мусульмане стали дружелюбно смотреть на неверующих;
• отказу мусульман от джихада как предписанной для них обязанности (фарда) или к восприятию его в качестве «оборонительного джихада»;
• подчинению рукотворным системам вместо систем, которые Аллах ниспослал для человечества;
• избеганию от ответственности за «амр биль-маруф ва нахй аниль-мункар», являющегося одним из основополагающих предписаний Ислама, а также оставлению людей в их порочном состоянии;
• обращению за решением насущных проблем к таким рукотворным убеждениям, идеям и системам, как демократия, секуляризм и республиканство;
• отдалению от деятельности в рамках правильного исламского сплочения и уделению большого внимания индивидуальной практике или деятельности вместе с благотворительными организациями, к участию лишь в проповеднической и наставнической инициативе и к призыву только к нравственным качествам.
Более глубокое рассмотрение перечисленного покажет, что там имеется влияние идеи обожествления и освящения человека. Это переступание границ — одна из главных проблем современных мусульман, выражающаяся как проявление попытки вывести людей далеко за пределы того положения, которого они заслуживают.
Однако Ислам поставил человека на наивысшую ступень среди творений и назвал его ашраф уль-махлюкат (самым почётным из творений). При этом воля, данная человеку, также стала для него испытанием в вопросе сохранения отведённого ему положения ашраф уль-махлюкат. Каждый раз, когда человек совершает ошибку в сохранении этого положения, он преступает, нарушает рамки богослужения и восстаёт против своего Господа. И в таком случае он становится асфала сафилином (низшим из низших) и сталкивается с последствиями этого. Отсюда мы видим, что рамки заключаются между заявлением о том, что человек является божеством, и пребыванием человека в богослужении и поклонении.
لَقَدۡ خَلَقۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ فِيٓ أَحۡسَنِ تَقۡوِيمٖ ٤ ثُمَّ رَدَدۡنَٰهُ أَسۡفَلَ سَٰفِلِينَ ٥ إِلَّا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ فَلَهُمۡ أَجۡرٌ غَيۡرُ مَمۡنُونٖ
«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы вернём его в нижайшее из низких (асфала сафилин), за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая» (95:4–6).
Какими бы заманчивыми ни были дискурсы нашего времени, человек достоин быть самым благородным из творений. И путь к этому лежит через служение Аллаху должным образом, а вовсе не через то, чтобы обожествлять и освящать себя или свои желания и прихоти.
1. Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leon Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя–25 апреля 1472, Рим) — итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
2. «Западные литературные течения», http://halukseyit.wixsite.com
3. См. там же.
4. «Википедия».
5. «Система Ислама», Хизб ут-Тахрир.