19
Вт, март

Несправедливость в распределении доходов

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Пятый доклад из конференции «Решения Ислама экономического кризиса в 10 пунктах»

Абсолютное и математическое равенство между людьми в вопросах доходов и богатства является полностью противоречащим человеческой реальности делом и чем-то невозможным. Ведь люди отличаются друг от друга по физическим и умственным способностям, обусловленным их природой, а также они различны с точки зрения умения владеть, использовать и орудовать средствами и инструментами производства. Даже географическое расположение и климат, который их окружает, в разной степени влияют на благосостояние и доход тех или иных людей. В этом отношении не существует абсолютного или математического равенства в распределении доходов. Однако разрыв в распределении доходов, создаваемый капиталистической экономикой, никоим образом не приемлем. Несправедливость в распределении доходов между людьми стала самым очевидным и конкретным показателем ныне существующей экономической системы.

Достаточно взглянуть на ряд экономических данных, чтобы увидеть разрыв в распределении доходов, созданный капиталистической экономической системой. Например, согласно отчёту «Оксфам», богатство 1% богатейших людей в мире более чем вдвое превышает совокупное состояние 6,9 миллиарда человек. Опять же, миллиардеры мира, число которых составляет всего 2 тысячи 153 человека, владеют большим богатством, чем общее богатство 4,6 миллиарда человек. В то время как миллиарды людей в мире испытывают трудности с удовлетворением основных потребностей в период действия пандемии, которая сопровождается глобальными закрытиями на различных уровнях, 20 самых богатых миллиардеров мира увеличили своё состояние на 68% за этот 1 год пандемии. Следующий пример, отражённый в подготовленном ко Всемирному экономическому форуму в Давосе отчёте со стороны «Оксфам», который проводит изучение, исследование и мониторинг глобального имущественного неравенства, является поистине образцовым: «Если бы вы откладывали по 10000 долларов США каждый день с момента, когда были построены египетские пирамиды, то скопили бы только 20% среднего состояния пяти самых богатых людей в мире» [1].

Одного этого доклада достаточно, чтобы показать, как капиталистические экономики эксплуатируют народы и ресурсы мира и вливают мировое богатство в карман горстки богачей.

Давайте поговорим о неравенстве в распределении доходов внутри Турции. Институт статистики Турции («Туркстат») огласил результаты «Исследования доходов и условий жизни» за 2020 год. В соответствии с этими данными, озвученными в результате расчёта располагаемого дохода домохозяйств с учётом размера и состава домохозяйства, доля 20-процентной группы с наибольшим доходом увеличилась на 1,2 пункта по сравнению с предыдущим годом и достигла 47,5% в 2020 году.

Однако доля 20-процентной группы с наименьшими доходами снизилась на 0,3 пункта и достигла 5,9%. Отношение доходов самых богатых 20% общества к доходам самых бедных 20% увеличилось с 7,4 до 8.

Эти цифры свидетельствуют о том, что в Турции, где претворяется и практикуется капиталистическая экономика, бедные беднеют день ото дня, а богатые преумножают своё богатство.

В том же самом отчёте Туркстат также объявил о расчётах коэффициента Джини. Коэффициент Джини [2], который является одним из критериев неравенства в распределении доходов и выражает равенство в распределении доходов по мере приближения к «нулю» (0) и ухудшение распределения доходов по мере приближения к «единице» (1), был определён в 2020 году на уровне 0,410 с увеличением на 0,015 пункта по сравнению с предыдущим годом. В том же отчёте уровень тяжёлой материальной нужды, в рамках которой людям стало затруднительным удовлетворить даже свои основные потребности, составил 27,4% в 2020 году, увеличившись на 1,1 пункта, хотя составлял 26,3% в 2019 году.

Причины неравенства в распределении доходов

— Взятие в основу производства, а не распределения:

Несправедливость в распределении доходов, порождаемая капиталистической экономической системой в реальной жизни, а также наблюдаемая в статистических данных, является проблемой, которая возникает из самой системы и не может быть решена, пока продолжает существовать и главенствовать данная система. По словам английского экономиста Томаса Роберта Мальтуса, в то время как население земного шара удваивается каждые 25 лет, то есть увеличивается в геометрической прогрессии (2, 4, 8, 16…), производство пищевых ресурсов и продуктов питания увеличивается только в арифметической (2, 3, 4, 5…). Из-за разницы между этими приростами производство продуктов питания увеличится к концу века в пять раз, а население земного шара, в свою очередь, увеличится в 16 раз. Эта разница создаст баланс, который приведёт к гибели некоторой части человечества. В результате этого расчёта Мальтуса теория «относительной редкости продуктов» легла в основу капиталистической экономики. В соответствии с этим, в то время как человеческие потребности безграничны, товары и услуги являются ограниченными. Чтобы удовлетворить эти неограниченные потребности, необходимо увеличить производство. Однако, как бы ни увеличивалось производство, существующие товары и услуги не смогут удовлетворить потребности человека. Как сказал Мальтус: «Кто-то непременно будет вынужден остаться без еды и умереть с голоду!». Касательно же того, кто будет голодать или умрёт с голоду, это определяется степенью его вклада в производство. Те, кто способствует производству, — живут, а те, кто не способствует производству, — умирают.

Как видно, источник проблемы — капиталистическая экономика — основан только на увеличении производства, а не на справедливом распределении существующих товаров и услуг среди людей. По этой причине, независимо от того, кому принадлежит богатство, прогресс (развитие) обычно измеряется величиной национального дохода. В соответствии с этим, даже если этим богатством владеет одна десятая часть общества, а девять десятых не могут обеспечить себя пищей, одеждой и кровом, общее богатство делится на всё население, и просто заявляется, что «доход на душу населения таков…». Другими словами, вычисляется общий объём производства и делится на численность населения. Но для капиталистов не имеет значения то, кто сколько получает дохода и сколько зарабатывает, они не думают о нуждающихся, бездомных и бедняках.

Например, доход на душу населения в нашей стране в 2020 году был рассчитан в размере 8 тысяч 597 долларов. Учитывая, что курс доллара составляет 7,5 лир на конец 2020 года, доход на душу населения составляет 64 тысячи 477 турецких лир. Согласно этим данным, озвученным государством, доход семьи из четырёх человек составляет 257 тысяч 908 турецких лир. Интересно, сколько людей реально смогли увидеть суммы, отображённые в подсчёте дохода на душу населения? Таким образом, расчёты национального дохода, сделанные для того, чтобы скрыть эксплуатацию и бедность людей, являются не чем иным, как иллюзией.

Согласно исламской экономической политике, насущные и основные потребности каждого человека должны удовлетворяться государством. Этими основными потребностями являются кров, одежда, еда и питьё. Ислам не смотрит на всё общество в целом с его формулой валового внутреннего продукта (ВВП) подобно капитализму, а смотрит на каждого индивида как на отдельную личность. Прежде всего, Ислам смотрит на индивида как на человека, основные потребности которого должны быть полностью удовлетворены. Во-вторых, Ислам смотрит на него как на человека, которому необходимо предоставить возможность обеспечивать свою роскошь настолько, насколько ему это позволяют его силы. Таким образом, что сегодня нужно сделать государству, так это удовлетворить основные потребности всех, кто не может этого сделать самостоятельно.

— Монополизация и не имеющие конкурентов гигантские корпорации:

Колониальная капиталистическая экономика направляет все свои исследования и решения только на увеличение производства и богатства. Она направлена на повышение уровня национального дохода стран. Когда речь касается увеличения производства и благосостояния, крупные компании, являющиеся держателями огромного капитала, в любом случае получают всяческую поддержку. Все экономические законы принимаются в пользу крупных компаний и владельцев капитала. В результате возникают гигантские капиталистические компании с огромнейшими состояниями. Эти компании становятся монополиями в отдельных странах или даже в глобальном масштабе. В итоге над капиталом начинают всячески господствовать эти гигантские компании-монополисты, с которыми мелкие и средние предприятия и компании уже сами по себе не в состоянии конкурировать, — настолько, что они становятся чуть ли не сильнее целых государств.

В глобальном масштабе затраты, которые эти компании-гиганты выделяют только на рекламу, превышают совокупный капитал десятков тысяч малых и средних предприятий. Поэтому монополизация и компании-гиганты, ставшие реальностью экономической системы, владеют значительной частью существующего национального дохода и капитала, в то время как малый бизнес борется за существование в условиях высоких налогов и расходов. С другой стороны, большие слои населения пытаются выжить на грани голода, имея лишь минимальную заработную плату, а армия безработных, которые не могут получить даже минимальную заработную плату в условиях растущей безработицы, не в состоянии выжить, удовлетворяя свои основные потребности, такие как еда, питьё и кров.

Ислам сделал обязательным (ваджибом) распределение товаров и богатств между всеми гражданами и теми, кто находится под опекой государства. Ислам в этом распределении так же запретил монополизацию, которая имеет место только среди определённой группы людей.

Всевышний Аллах сказал следующее:

كَيۡ لَا يَكُونَ دُولَةَۢ بَيۡنَ ٱلۡأَغۡنِيَآءِ مِنكُمۡۚ

«Дабы эти блага не стали богатством (силой), которое находится в обороте только среди богатых из вас» (59:7).

В таком случае, раз происходит такое, государство должно вмешаться в сложившуюся ситуацию в качестве своей основной и прямой обязанности. Государственная казна и финансовая поддержка, которую государство будет оказывать, не должны быть предоставлены в распоряжение только компаний-владельцев капитала, а напротив, должны быть предложены нуждающимся людям.

— Приватизация общественной собственности:

Одна из главных причин несправедливости в распределении доходов в капиталистической экономической системе заключается в том, что все виды общественных благ беспрепятственно передаются в дар частным лицам — а также компаниям — в рамках процесса под названием «приватизация». Компании, строящиеся на всевозможных рудниках, таких ресурсах, как нефть и природный газ, даже на лесах и водоёмах, которые изначально должны были принадлежать обществу, получают огромные богатства от этих общественных благ. Чтобы понять масштабы проблемы в этой области, достаточно взглянуть только на капиталы мировых нефтяных компаний.

В нашей стране отечественные или иностранные компании могут иметь состояние на миллиарды долларов, сидя на общественном богатстве — как в области энергетики, так и в области добычи полезных ископаемых, особенно золота. Например, в области энергетики — такие компании, как «ENKA», «EnerjiSA», «Cengiz Enerji»; в сфере добычи золота — такие компании, как «Tüprag», «Anagold», «Koza Altın»; в области нефти и природного газа — такие компании, как «Petkim», «Tüpraş», «Petrol Ofisi», «Opet» и «Botaş»; все они зарабатывают миллиарды долларов прибыли от общественной собственности.

Как известно, капитализм — это идеология, основанная на понимании индивидуальной собственности. По мнению капиталистов, все средства и элементы производства должны быть отданы в распоряжение индивидуальных и корпоративных компаний, и не должно быть понимания «общественной собственности» и «государственной собственности». В рамках «свободы собственности» не должно быть препятствий перед предпринимателями, владельцами капитала. По мнению капитализма, у государства не может быть собственности. Государство только исполняет законы и никак не вмешивается в экономику. Всей экономикой управляют индивидуальные или корпоративные компании. Социализм, с другой стороны, выступая против этого, отстаивал то, чтобы всё стало общественной собственностью, а личная собственность была полностью упразднена и запрещена.

Именно здесь проявляется совершенство уникальной экономической системы Ислама. Потому что единственная система, которая раскрывает тему собственности наиболее подробным и фактическим образом, — это система Ислама. Ислам классифицировал и разъяснил собственность как частную, общественную и государственную, и привёл совершенные хукмы касательного каждой из них.

Общественная собственность:

Богатства, которыми запрещено владеть отдельным лицам и которые предоставляются для общего пользования общества, относятся к сфере общественной собственности. В самом общем виде общественная собственность соответствует трём качествам:

1. Объекты, на базе которых основывается общество.

Это всевозможные объекты, подпадающие под сферу основных потребностей людей в целом. Посланник Аллаха ﷺ перечислил их в хадисе, и они не связаны с размером или количеством, а более связаны с характером самих объектов. Пророк ﷺ сказал:

اَلْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلاَثٍ: فِي الْكَلإِ وَالْمَاءِ وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх (вещах): в воде, пастбище и огне» («Сунан» Абу Давуд).

Хадисы упомянули эти три пункта с точки зрения того, что они являются основными столпами общества, и это стало иллятом того, что они вошли в число основных потребностей общества. Согласно этому, объекты, в которых нуждается общество, будь то упомянутые в хадисах, такие как вода, пастбища и огонь, или не упомянутые, считаются общественной собственностью.

2. Неисчерпаемые полезные ископаемые.

Это полезные ископаемые в неограниченном количестве, что полностью относится к общественной собственности. Запрещается приобретать такое имущество в собственность любым частным лицом. От Абьяда ибн Хаммаля приводится хадис о том, что:

أَنَّهُ وَفَدَ إِلَى رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَاسْتَقَطَعَهُ الْمِلْحَ، فَقَطَعَ لَهُ. فَلَمَّا أَنْ وَلَّى قَالَ رَجُلٌ مِنْ الْمَجْلِسِ: أَتَدْرِي مَا قَطَعْتَ لَهُ؟ إِنَّمَا قَطَعْتَ لَهُ الْمَاءَ الْعَدَّ. قَالَ: فَانْتَزَعَهُ مِنْهُ

«… он однажды подошёл к Посланнику Аллаха с просьбой выделить ему землю, где находится соль, и Пророк ответил на его просьбу, отдав ему солончак. Когда же тот отошёл, один из присутствующих людей сказал: «Знаешь ли ты, что выделил этому человеку? Ты отдал ему в имущество неисчерпаемую воду (т.е. залежи соли)», — после чего Пророк забрал солончак обратно» («Сунан» ат-Тирмизи).

Данный хукм охватывает все полезные ископаемые, которые находятся в неисчерпаемом изобилии, и относит их к общественной собственности. Этот хукм распространяется на все подобного рода ресурсы. Право собственности на все эти рудники, будь то полезные ископаемые, такие как соль, сурьма, рубины, которые используются без какой-либо обработки после добычи, или металлы, такие как золото, железо, медь, свинец и другие, которые могут использоваться в результате определённых процессов, считаются находящимися в сфере общественной собственности. Кроме того, не имеет значения, являются ли минералы твёрдыми, как кристаллы, или жидкими, как нефть. Все такие шахты и месторождения являются общественной собственностью.

3. Объекты, которые по своей природе не могут находиться в собственности человека.

Это объекты, отвечающие интересам общества в целом. Например, дороги и тому подобное ни при каких обстоятельствах не могут стать частной собственностью. Государство открывает дороги, чтобы люди могли безопасно путешествовать. Оно не должно предоставлять эти дороги ряду компаний в качестве источника дохода и ни в коем случае не должно позволять взимать деньги с людей, проезжающих по этим дорогам с высокими транзитными расходами, как это происходит сегодня.

Да, в какой бы уголок мира мы бы ни обратили свой взор, разрыв и несправедливость в распределении богатств между людьми отчётливо видны почти везде. Этот ужасный дисбаланс, который испытывает человечество в удовлетворении потребностей, очевиден без всякого разъяснения.

Наряду с тем, что эта жестокая ситуация является проблемой, созданной капиталистической экономической системой, и вопреки тому, что были предприняты некоторые усилия для решения данной проблемы, успеха так и не было достигнуто, напротив, разрыв между слоями общества увеличивался день ото дня. Вместо решения этого вопроса они довольствовались статистическими данными.

Социалисты, с другой стороны, не могли найти иного способа устранить дисбаланс в распределении доходов, кроме ограничения собственности с количественной точки зрения. Они искали решение, запрещая индивидуальную собственность посредством способа, который противоречит человеческой природе.

В результате ни экономисты-капиталисты (либералы), ни экономисты-социалисты (коммунисты) не смогли найти решение этой проблеме.

Несомненно, единственная экономическая система, имеющая политику решения, способную устранить в корне данную проблему и обеспечить справедливое распределение богатства, — это исламская экономическая модель. Это не пожелание и не предположение, а факт и истина, потому что Ислам, рассматривая экономическую проблему с целью её решения, в первую очередь основывается и сосредотачивается на вопросе распределения богатств. Согласно Исламу, экономическая проблема заключается в справедливом распределении и доведении товаров и услуг до людей. В исламской экономике — по причине того, что Ислам подходит к проблеме с этой точки зрения — не может быть несправедливости и разрыва в распределении доходов.

Основные причины несправедливости в распределении доходов и пути их решения заключаются в следующем:

1. Должны быть гарантированы основные потребности каждого индивида. Теория относительного дефицита товаров и услуг убрала все религиозные и моральные границы, чтобы получать выгоду от товаров и услуг. Данная реальность произвела на свет тип жадного и алчного человека, способного на все виды жестокости и безнравственности, чтобы жить и получать больше пользы от товаров и услуг. Тот факт, что государство гарантирует удовлетворение основных потребностей каждого индивидуума из числа своих подданных, означает, что оно также обеспечивает решение наиболее критического порога в распределении доходов. Поэтому государство должно выполнять своё обязательство и удовлетворять потребности каждого человека в жилье, еде, одежде, образовании и здравоохранении, независимо от его расы, языка или религии.

2. Следует предотвратить монополизацию, чтобы обеспечить экономический баланс в обществе. Компании-гиганты, возникшие в результате претворения капиталистической системы, стали монополистами в определённых областях и получили привилегию продавать свою продукцию по желаемой цене. Эта ситуация, конечно же, повлекла за собой неравенство в распределении доходов. Монополизация, запрещённая Исламом, не должна допускаться, и государство должно вмешиваться в это посредством своих инструментов и средств. Государство должно удовлетворять потребности людей посредством производства тех видов продуктов, которые могут попасть под монополию со стороны некоторых лиц и компаний, тем самым воспрепятствовав им в этом.

3. Запрет акционерных (капитальных) обществ и фондовых бирж. Акционерные общества, которые котируются на фондовой бирже или не котируются, собирая значительные суммы денег с акционеров, влияют на поток и обращение богатства. Например, «Europap Tezol Kagit», которая начала торговаться на фондовом рынке, выставила с 8 по 10 сентября 2021 года на продажу 24% своих акций под вывеской «публичное предложение» и собрала 333 миллиона турецких лир. Деньги, которые акционерные общества собрали за последние 2 года с помощью таких публичных предложений на фондовом рынке, составляют 16 миллиардов 300 миллионов турецких лир. Так куда ушли эти деньги и где они были задействованы? Может, на новые производственные мощности? Или обновление техники? А может, на трудоустройство путём открытия рабочих мест? Конечно же, нет! Деньги, собранные с населения, переводятся на фондовый рынок, проценты, иностранную валюту, криптовалюту, оффшорные счета; другими словами, происходит увеличение капитала за счёт денег населения. Изъятие денег акционерными обществами приводит к диспропорциям (дисбалансу) и перекосам в распределении доходов. По этой причине создание акционерных обществ должно быть запрещено.

Акционерные общества носят хукм недействительных с точки зрения Шариата компаний и не соответствует моделям компаний, допускаемых Исламом. Акционерные общества, возникшие именно при капиталистической идеологии, представляют собой тип корпораций, в которых отсутствует труд, другими словами, отсутствует фактор человеческой личности. Когда капитализму понадобились крупные компании, которым удавалось бы монополизировать и владеть капиталом, был создан такой тип компаний. Вот почему в его названии присутствует слово «anonyme» — «Анонимное акционерное общество».

Акционерные общества не являются законной согласно Шариату компанией, в которой бы два или более лица совместно заключали договор о создании компании в рамках одного собрания (маджлиса) путём взаимного предложения и принятия. Однако хукмы об образовании компаний в Исламе основаны на договоре, заключённом воочию с человеком, то есть с индивидом. Согласно шариатскому хукму, компания представляет собой договор между двумя или более лицами для реализации финансовой задачи с целью получения прибыли в соответствии с обоюдно согласованными условиями, и этот договор реализуется посредством «предложения» и «принятия» в рамках одного и того же собрания (маджлиса).

Акционерные общества, созданные капиталистической системой, являются недействительными и харамом согласно Исламу, поскольку договор не основан на физическом аспекте, предложение и принятие не реализуются в одном и том же собрании, а является только индивидуальной волей. Поэтому система фондового рынка, при которой акции акционерных обществ покупаются и продаются, недопустима.

4. Важно отчётливо и ясно различать между собой частную собственность, общественную собственность и государственную собственность. Согласно Исламу, имеется три вида собственности. Это индивидуальная собственность, общественная собственность и государственная собственность. Основная причина, по которой разрыв в распределении доходов в современном мире между индивидами так велик, заключается в том, что некоторым людям предоставлено право эксплуатации рудников, подземных и наземных богатств и извлекаемого из них сырья, находящихся в общественной и государственной собственности. Когда общественная собственность переходит к отдельным лицам, она создаёт неисчерпаемый источник доходов, что свидетельствует о несправедливости в распределении доходов. Следовательно, то, что входит в рамки общественной собственности, должно быть изъято у частных лиц и управляться государством от имени общества.

Капитализм заявляет, что потребление и распределение будут происходить через ценовой механизм. Другими словами, каждый, кто вносит свой вклад в производство, получит вознаграждение за свой труд и будет тратить столько, сколько вносит. Землевладелец будет получать ренту, владелец капитала — процентный доход, рабочий — заработную плату, а предприниматель — прибыль. Лица, которые по каким-либо причинам не участвуют в производстве, не могут получить долю от распределения в этой системе.

Ислам же, с другой стороны, предложил самые справедливые и правильные решения в отношении распределения богатства и доходов между людьми. Это совершенная система, не допускающая концентрации богатства в руках определённых групп и превращения его в орудие угнетения и притеснения. Ислам — это система, полностью удовлетворяющая и гарантирующая все насущные и основные потребности каждого человека, обеспечивающая потребности людей в роскоши, насколько это возможно, в соответствии с условиями общества, в котором они проживают. Делая всё это, Ислам защищает и сохраняет общество в оси высоких целей, ценностей и идеалов. Он никогда не позволит обществу прогнивать, разлагаться и портиться ради богатства, потому что Ислам — это система, которая обещает принести верующим счастье как в этом мире, так и в Вечной жизни, при правильном и полном претворении и соблюдении Ислама.

 

Köklü Değişim
На турецком языке

1. https://www.kedv.org.tr/oxfam-2020-esitsizlik-raporu

2. Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по какому-либо изучаемому признаку. Используется для оценки экономического неравенства. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения. Индекс Джини — процентное представление этого коэффициента.

Главное меню