Мы постараемся кратко объяснить вам, наши дорогие читатели, очень популярное в последние годы определение социального поколения, которое пытаются обрамить поведенческими кодами, его характеристики, а также то, почему его принимают за эталон в социально-экономической сфере.
В этой статье, в которой мы проанализируем, являются ли факторы, вызывающие проблемы между поколениями, следствием конфликта интересов или различий между периодами, мы представим критический взгляд на сегодняшнее понимание поколений.
Прежде всего, начнём с определения понятия «поколение» (генерация). «Период, в течение которого индивиды, родившиеся в определённые исторические временные интервалы, на которых влияет экономическое и социальное поведение периода, в который они живут, или определения, сделанные для создания определённого социального кластера», называется «генерацией, коленом» или, другими словами, «поколением».
Также для данного понятия были составлены определения в области социологии и философии. Например, в области социологии понятие «поколение» определяется как «группа индивидов, составляющих возрастные кластеры примерно 25-30 лет», а в философии — как «сообщества людей, родившихся примерно в одни и те же годы, переживших условия одного возраста, а значит, имеющие схожие горести и радости».
Вкратце коснёмся истории возникновения социальных поколений...
Социальные поколения начали исследоваться с тех, чьи даты рождения начинаются с 1925 года. В данном исследовании предметом рассмотрения является понимание периодического поведения людей, родившихся с 1925 года по настоящий период. Но первое появление концепции «поколение» было более древним. Первым мыслителем, начавшим исследования в этой области в 1830-1840 годах, был известный социолог Огюст Конт. Мы также можем сказать, что Эмиль Литтре (1863), французский врач, философ, лингвист и политик, был первым мыслителем, который определил понятие «поколение» в этом отношении, утверждая, что «люди в определённом возрастном диапазоне имеют одинаковое поведение». В начале XIX века эта концепция начала формироваться в академической сфере. Немецкий социолог Карл Маннгейм (1928) в своей статье «Проблема поколений» («Das Problem der Generationen»)» рассматривал понятие «поколение». Периоды поколений, которые популярны сегодня и на которых основываются многие исследователи и институциональные структуры, относятся к «Теории поколений Штрауса–Хоува», разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Их теория анализирует периоды американской и западной истории и описывает цикл поколений, основанный на этих периодах.
В отличие от возрастного определения поколения западными позитивистскими мыслителями исламские мыслители разделяют это понятие на период «сахабов» (сподвижников), которые были свидетелями претворения Ислама в период, который жил Посланник Аллаха ﷺ, затем — на период «табиинов», которые стали свидетелями практического претворения религии сподвижниками, позже — на период «таби табиинов», «фукаха» и так далее, которые являлись свидетелями претворения Ислама в более поздние периоды. Можно сказать, что если западная мысль фокусируется на периодах поколений, которые основаны на биологических стадиях с учётом возрастов и вынужденных тезисов, скорее, в контексте поведенческих характеристик индивидов, то исламская культура оценивает этот вопрос через верность Аллаху и Его Посланнику ﷺ и правовые нормы.
После этого вступления давайте кратко обсудим современные различия между поколениями и их характеристики.
Фактическое определение теории поколений является верным, поскольку внутренние и внешние факторы (семья, друзья, образование, экономика, политика, технологии и так далее), способствующие воспитанию поколений, вызывают естественное различие между эпохами. Например, естественным различием является то, что привычки питания деда моего деда и мои привычки питания не совпадают. Из-за этой естественной разницы каждое поколение критиковало то, как предыдущее поколение — говоря простым языком — сидит, ест, пьёт, а также ведёт торговлю, бизнес.
Фраза Аристотеля, которая часто используется в воспитании поколений, на самом деле говорит нам о том, что это естественное различие существует и будет существовать в каждую эпоху. Поэтому каждое поколение, говоря: «Сегодняшняя молодёжь — это молодёжь с такими-то и такими-то недостатками», — использует следующие и подобные им выражения: «Молодые люди в наше время вышли из-под контроля и неуправляемы. Они грубо едят, неуважительно относятся к старшим, не подчиняются родителям, раздражают учителей». Многие подобные высказывания были сказаны новым поколениям ещё со времён до нашей эры.
Каковы различия, обусловленные воспитанием поколений, политической средой, в которой они живут, и социально-экономическими изменениями? Способны ли эти различия порождать конфликты и противоречия?
Современные исследования социальных поколений, основанные на наблюдениях за людьми, родившимися после 1925 года, обычно определяют поколения по пяти группам:
1925-1945 годы — Молчаливое поколение
Другими словами, его называют «поколением традиционалистов». Родившиеся в этом поколении — это люди, которые видели последствия Первой мировой войны и застали Вторую мировую. Что касается Турции, то такие люди характеризуются как лица, родившиеся в республиканский период и в период однопартийности [1]. Он знаменует собой период, когда слова «За десять лет мы создали пятнадцать миллионов молодых людей всех возрастов» воплотились в жизнь. Молчаливое поколение состоит из сегодняшних бабушек и дедушек, которые пережили Великую экономическую депрессию (1929–1939). Это поколение, которое пережило деспотические режимы. Эксперты определяют это поколение как гармоничное, потому что им пришлось подчиниться давлению. В настоящее время считается, что они не представляют ценности для исследователей, поскольку их численность уменьшилась, и они не могут принимать активное участие в общественной жизни. Мы можем назвать это поколение «традиционалистами», поскольку они были поклонниками британцев и безоговорочно подчинялись практике существующей власти. Можно сказать, что они поддержали создание рукотворных систем после распада государства Халифат. Это поколение — с доминирующим инстинктом самосохранения, потому что они лично пережили голод, безработицу и войны по всему миру.
Поведенческие характеристики молчаливого поколения:
- Они лояльны к власти и ждут указаний.
- Они дисциплинированны, прагматичны и стремятся к стабильности.
- Они ценят чувство и ощущение доверия.
1946-1964 годы — Поколение беби-бумеров
Название, данное этому поколению, переводится как «беби-бомбардировка» или «беби-бум». Поскольку количество людей, убитых во время установления капиталистического миропорядка, уменьшило население планеты, в эти годы население планеты росло быстрее всего за счёт поощрения людей к рождению детей, которые и были названы этим именем.
Сегодня это поколение, самому старшему из которых — 75 лет, а самому младшему — 57, является поколением, которое пережило движения за права человека и золотой век радио в мире, а также революцию и переход к многопартийной эпохе в Турции. У них — высокое чувство лояльности и преданности властям. Они непритязательны, готовы были долгое время работать на одном и том же месте. Технология была близка для одних и далека для других, большинству было сложно дотянуться до неё. В то время как наиболее идеалистичные из них восставали против общественной несправедливости и становились героями «молодёжных движений 1968 года», подавляющее большинство было удовлетворено и счастливо, считая, что они достигли того, чего ожидали от жизни. В 2000-х годах их возраст превышал 50 лет. У них имелись деньги «в кармане», они считали, что качественный уровень жизни продлевает их долголетие, они прилагали усилия, чтобы «хорошо стареть» или даже, если это возможно, не стареть вообще. Это поколение, которое определяло политическую власть в последние двадцать лет и стало звездой благодаря своим покупательским предпочтениям.
Поведенческие характеристики поколения беби-бумеров:
- Они не ставят под сомнение адаптивные и управленческие подходы. Они считают, что «если всё «идёт гладко», то проблем нет».
- Они определяются как ориентированные на правила.
- Это поколение с сильным чувством тоски по процветанию, товарам и услугам, вызванным переживаниями предыдущего поколения.
- Они являются трудоголиками с высокой склонностью к амбициям и чрезмерной приверженностью к рабочему месту.
- Они умеют довольствоваться малым.
- Им свойственно быть строгими и в то же время способными работать на одном месте в течение многих лет.
1965–1979 годы — Поколение X
Это поколение также известно как «Поколение солитера [2]». Причина определения поколения как «X (неизвестное)» заключается в том, что они, скорее всего, имеют тенденцию изменять систему, установленную двумя предыдущими поколениями. Этот период является периодом популярности исламистских движений против капитализма и социалистических движений. По этой причине «поколение X» — это подавленное поколение, воспитанное в условиях жёсткой индоктринации [3] и критики. Как видно из результатов солитера, поколение X воспитывалось в духе деполитизации и обвинения в том, что они «отсталые», «тупые», «безмозглые», когда они не справились с простой игрой. Пока мир в этот период переживал нефтяной кризис и «поколение 1968 [4]», в Турции был конфликт правых и левых [5] и государственный переворот 1980 года [6]. Их воспитывало предыдущее поколение, постоянно вторя им: «Не ввязывайтесь ни в какие события». Так что же делало это поколение, когда достигло возраста деловой жизни и социального статуса? Конечно, они предпочитали не участвовать в событиях и подавлять свои лидерские качества. Для того, чтобы «включаться, ввязываться в события», они ждали, чтобы завершить своё образование, стать менеджерами, генеральными директорами и достичь высоких уровней. По этой причине это поколение не смогло вынести на свет в Турции сильного политического лидера, способного повести за собой массы.
Поколение X, составляющее сегодня 20% населения Турции, — это поколение, которое познакомилось с первым цветным телевизором, первой электронной почтой и первым мобильным телефоном. В этом поколении наблюдается активное участие женщин в рабочей силе. Семьи превратились из многодетных в нуклеарные [7] и имели меньше детей. Ориентированность на деньги и индивидуализм находятся на переднем плане. В эти годы в обществе распространились разводы, ВИЧ и наркотики.
Поведенческие характеристики поколения X:
- Они уважают авторитет.
- В них преобладает сильное чувство принадлежности, и они крайне верны. Но они готовы принять перемены, если найдут лучший вариант.
- Они дисциплинированны и трудолюбивы.
- Они терпеливы и благодарны, потому что были воспитаны в борьбе с трудностями.
- Они соблюдают правила на рабочем месте и уделяют внимание рабочему времени.
- Они считают, что необходимо работать, чтобы жить.
1980-1999 годы — Поколение Y
Это поколение, которое любит задавать вопросы и сомневаться. Поскольку это поколение любит задавать вопросы, оно и получило своё название от этой особенности. Его название происходит от последней буквы «Y» вопросительного слова «Why», что в переводе с английского означает «почему-зачем». Из-за этой особенности они считают бессмысленной иерархию, установленную предыдущими поколениями, поэтому им не очень легко принимать правила систем, установленных предыдущими поколениями. Участвуя в общественной жизни, они задают вопросы, которые не задавали предыдущие поколения. Поскольку они выражают себя свободно, они могут стать предметом жалоб со стороны предыдущих поколений как поколение, которое иногда проявляет неуважение, иногда недооценивает, а иногда принуждает и подавляет своих старших.
В период жизни этого поколения в мире произошли такие события, как 11 сентября, интернет-технологии, многоканальное телевидение и глобализация. Они также стали свидетелями периода процветания и политического кризиса в Турции. Они не испытывали очередей за нефтепродуктами и нехватки бензина в Турции, как предыдущие поколения. Согласно исследованиям, поколение Y, составляющее 32% населения Турции, считает, что для того, чтобы быть успешным, нужно сначала быть счастливым. В соответствии с правилом баланса в жизни они формулируют свою жизнь так: работать — 8 часов, жить — 8 часов, спать — 8 часов.
Поведенческие характеристики поколения Y:
- Их преданность не похожа на преданность предыдущих поколений.
- Можно сказать, что они более преданы своей свободе и независимости.
- Им не нравится следовать правилам и авторитарным структурам.
- Это активное поколение в социальных сетях.
- Они сопротивляются до тех пор, пока не получат того, что хотят.
- Они могут выполнять несколько работ одновременно.
- Технология является для них символом многих вещей в их жизни.
- Им важно участвовать в социальных пространствах и создавать среду.
- Они эффективно используют социальные сети для организации массовых действий.
- Их предпринимательские аспекты высоки.
- Их уверенность в себе выше, чем у предыдущего поколения X.
- Они придают большое значение своему личностному развитию.
- Они хотят знать причину, по которой они делают что-либо. Им хочется видеть общую картину.
2000-2020 годы — Поколение Z
Данное поколение известно под разными именами, такими как «зумеры», «хоумлендеры», «Хрустальные дети» и «поколение Альфа». Детей, родившихся в этот период, также называют «поколением Интернета». Они — дети века технологий. Они открыли глаза в мире с облачными технологиями, биткойном, смартфонами, планшетами и инновациями. Даже самые маленькие научились пользоваться смартфоном, не говоря «мама». Поскольку технологии и Интернет для них являются незаменимыми, им нравится строить общение через Интернет. Таким образом, можно сказать, что они развили в себе способность заниматься несколькими вопросами одновременно. Первые представители этого поколения, родившиеся между 2000 и более поздними годами, вступят в трудовую жизнь уже в ближайшие годы. Поэтому деловая жизнь и социальное поведение этого поколения и последующих ещё не исследованы. Они составляют 17% населения Турции. Поскольку диапазон периодов этого поколения ещё не завершён, ожидается, что количество людей в этом поколении будет меняться в зависимости от темпов роста населения. По причине того, что первые представители поколения Z будут голосовать на предстоящих выборах, считается, что их требования сыграют решающую роль в некоторых вопросах.
Поведенческие характеристики поколения Z:
- Они обладают быстрым и аналитическим мышлением.
- Они обладают высокой уверенностью в себе.
- Их уверенность в себе возрастает ещё больше в соответствии с точкой зрения их родителей.
- Они хотят, чтобы их оставили в покое.
- Они считают, что нет ничего, что они не могли бы сделать.
- Они придают больше значения индивидуализму, а не социализации.
- Большинство из них хотят проложить свой собственный путь, а не идти по стопам своих родителей или родственников.
- Прилагать усилия и жертвовать собой — это не для них.
- Им быстро становится скучно, они быстро сдаются.
Итак…
Будь то новые поколения или прошлые, неизбежно, что между ними существуют различия и что они имеют различные друг от друга характеристики. Когда мы рассмотрим эти различия, станет ясно, что они ведут поколения к развитию и переменам, а не втягивают их в конфликт. Динамичная энергия молодых поколений и сосуществование опытных, зрелых поколений в обществе, которое сформировало связь, основанную на правильной идее (фикре), увеличивает благо, процветание и величие этого общества. Это способствует благодати и изобилию. Не будем забывать, что молитвы Салли и Барик — это молитвы Исламской Уммы за свои поколения, и что верующие люди обретают осознанность, читая эти молитвы во время каждого намаза.
К сожалению, капитализм преуспел в выявлении несовершенства (другими словами, инстинктов и органических потребностей) человеческой природы, потому что он хорошо знает, как спровоцировать человеческие потребности. Поколенческие исследования молодых поколений являются тому примером. Разделение поколений друг от друга резкими линиями позволяет им сформироваться как корыстные, индивидуалистические и потребительские группы. Популярные определения поколений в мире и в Турции уходят корнями в маркетинговые исследования и сферу человеческих ресурсов. Поэтому, пока не изменится менталитет потребления, который классифицирует социальные поколения, реальная причина, по которой поколения конфликтуют друг с другом в этом столетии, будет продолжать игнорироваться во все времена.
Настоящая причина конфликта между поколениями заключается в том, что новому поколению мешают правила и нормы, установленные прошлыми поколениями в соответствии с их собственными интересами, законы, которые они приняли, и идеи, которые они представили молодому поколению. Если установление хукмов и системы будет возложено на людей, то этот порядок будет подвержен изменениям, разногласиям и противоречиям, что приведёт к человеческим беспокойствам и волнениям. Это заставляет людей удовлетворять свои потребности неправильно или извращённо.
Сегодня, если мы можем говорить о справедливости, праве, чести, достоинстве, почёте, защите жизни, разума и имущества, то благодаря усилиям наших прошлых поколений, которые донесли до нас Ислам. К сожалению, каждое поколение, родившееся после 1925 года, передало Ислам следующему поколению, потеряв из него какой-то кусочек. Светский образ жизни привил новым поколениям стремление к собственной выгоде, действовать в соответствии со своими интересами и свободу в качестве вероучения. Светскость советовала человеку идентифицировать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, правильное и неправильное в соответствии со своими ощущениями и разумом. Таким образом, конфликт между поколениями продолжал нарастать с каждым днём. Первопричиной конфликта поколений является капиталистический взгляд на жизнь, который обязывает человечество быть рабом людей. В противном случае различия между поколениями обусловлены милостью, благословением и благодатью Аллаха.
Завещание Османа Гази следующему поколению является хорошим примером того, на чём должно основываться единство поколений. Осман Гази составляет завещание своему сыну Орхану Гази со следующими словами: «Знай, что нашим ремеслом является путь Аллаха, а нашей целью — распространение Его религии. Наша цель — не голое покорение, а распространение слова Аллаха! Ты тоже следуй моим путём! Соблюдай права Аллаха и Его рабов! Пусть следующее поколение, которое придёт после тебя, берёт тебя в качестве примера для себя!».
Давайте прибегнем к Аллаху с мольбой Ибрахима (а.с.), который украшал молитвами заботу о своём поколении, и не будем приносить наши поколения в жертву капиталистической системе.
رَبِّ ٱجۡعَلۡنِي مُقِيمَ ٱلصَّلَوٰةِ وَمِن ذُرِّيَّتِيۚ رَبَّنَا وَتَقَبَّلۡ دُعَآءِ
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (14:40).
Давайте объединим силу, порождённую нашими существующими различиями, с мощью Ислама и будем вести деятельность для того, чтобы Ислам снова стал доминирующим на земле.
Назмие Болат
Köklü Değişim Dergisi
10.09.2022
1. Однопартийный период в истории Турции (тур. Türkiye'de tek partili dönem) — часть истории Турецкой Республики, начавшаяся с официального установления в стране однопартийного режима в 1923 году. В период с 1923 по 1945 годы «Республиканская народная партия» являлась единственной партией Турции — до момента, когда была создана «Партия национального развития» (тур. Millî Kalkınma Partisi)
2. Солитер — это настольная игра для одного игрока, в которой переставляются колышки на доске с отверстиями. Некоторые комплекты используют шарики и доски с выемками. В США игра имеет название Peg Solitaire (колышковый солитер), а название Солитер относится к пасьянсу. В Великобритании игра известна под именем Solitaire (солитер), а карточная игра называется Patience (пасьянс). В некоторых местах, в частности, в Индии, игра носит название Brainvita. В СССР выпускалась головоломка под названием Йога.
3. Индоктрина́ция (англ. indoctrination от лат. in — внутрь и doctrina — учение, теория, доктрина) — передача фундаментальных положений доктрины или религиозного учения. В оперативной инструкции американской «Программы национальной промышленной безопасности» (англ. National Industrial Security Program Operating Manual) индоктринация определяется как «первичная инструкция/указание, даваемая человеку перед предоставлением ему доступа к секретной информации». Если рассматривать это понятие в религиозном контексте, то самое точное определение индоктринации будет: приготовления перед получением эзотерических знаний, доступных немногим; приготовления перед инициацией в религиозные таинства.
Индоктринация населения — насыщение определённым, угодным и выгодным правительству или политической организации содержанием массового сознания населения страны в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов.
4. Поколение 1968 (тур. 68 Kuşağı) — общее название левого антиимпериалистического и национально-освободительного молодёжного движения в Турции, наиболее известными лидерами которого были Дениз Гезмиш, Махир Чаян, Ибрагим Кайпаккая, Харун Карадениз, Хюсейин Инан, Синан Джемгил и Юсуф Аслан. Являлось частью общемирового движения новых левых.
5. Политическое насилие в Турции стало серьёзной социальной проблемой в конце 1970-х годов, и некоторые наблюдатели даже считают его «вооружённым конфликтом низкой интенсивности». На противоборствующих сторонах выступали эскадроны смерти турецких правых ультранационалистических групп, иногда связанных с правительством, и группы левой оппозиции. В результате столкновений погибло около пяти тысяч человек, при этом большинство из них было левыми. Уровень насилия в турецком обществе некоторое время снижался после государственного переворота 1980 года, пока в 1984 году в стране вновь не разразился курдско-турецкий конфликт.
6. Государственный переворот 1980 года, проведённый главой генерального штаба генералом Кенаном Эвреном, стал третьим переворотом в истории республики, после переворотов 1960 и 1971 годов. 1970-е были отмечены вооружёнными конфликтами между правыми и левыми и опосредованной войной между СССР и США. Для того, чтобы создать повод для решающего вмешательства, турецкие военные позволили данным конфликтам разгореться; по некоторым замечаниям, военные использовали стратегию формирования общественного мнения. Впоследствии волна насилия была круто остановлена, некоторые приветствовали переворот как восстановление порядка.
7. Нуклеа́рная семья́ (англ. nuclear family; также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов; на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к индустриальному обществу.