Жестокость и грубость дикого капитализма мы ощущаем во всех сферах. Особенно ярко это проявляется в экономической сфере.
Экономические кризисы, которые скрываются и называются второстепенными, на самом деле не являются ни скрытыми, ни косвенными. Это понимают только работники с минимальной зарплатой, малообеспеченные рабочие и ремесленники, борющиеся за выживание, вот и всё! Несмотря на наши многочисленные богатства, есть только одна причина, по которой люди страдают от такой бедности и экономических кризисов, — это экономическая система капитализма.
Существует три основных принципа, на которых базируется капиталистическая экономическая система. Ими являются:
1. Проблема дефицита товаров и услуг в соотношении с человеческими потребностями, то есть проблема недостаточности товаров и услуг по отношению к разнообразным и меняющимся потребностям людей.
2. Проблема ценности произведённых товаров и услуг.
3. Цена и её роль в процессах производства, потребления и распределения.
По мнению капиталистов, у человека есть потребности, которые должны быть удовлетворены. Однако эти потребности носят сугубо материальный характер. Иными словами, капиталисты не учитывают нематериальные потребности. Если есть спрос на товар или услугу, то они признают, что в этом есть польза, даже если этот товар или услуга вредны для общества и человека. Каждый товар, приносящий пользу, имеет свою ценность, и среди капиталистических экономистов существуют разногласия по поводу того, как её оценивать. Опять же, по их мнению, мерилом полезности товара или услуги является цена, которую потребители готовы заплатить за обладание товаром или услугой. По их мнению, цена — это естественный механизм, определяющий производство, потребление и распределение.
С помощью Аллаха, в этой статье мы попытаемся рассказать, как капиталисты объясняют роль цены в процессе производства, потребления и распределения и насколько это тупиковый путь.
По мнению капиталистов, цена определяет, что будет и что не будет производиться, что будет и что не будет потребляться, а также то, как будут распределяться товары. Она определяет, кто из производителей войдёт в сферу производства, а кто нет. Это связано с тем, что каждый будет стремиться производить товары по высокой цене. Точно так же цена определяет, какие потребности потребителей будут удовлетворены, а какие останутся неудовлетворёнными. Ведь не все смогут приобрести товары с высокой ценой. Люди будут удовлетворять свои потребности за счёт разных товаров в зависимости от того, какими деньгами они располагают.
Издержки (затраты, стоимость) производства товара являются основным фактором, определяющим его предложение на рынке. Потому что производители считают более выгодным производить товары с низкой себестоимостью и высокой отпускной ценой. С другой стороны, люди, естественно, будут требовать недорогие товары того же качества. Эти тенденции как среди производителей, так и потребителей измеряются ценой. По мнению капиталистов, эти тенденции, являющиеся двумя основными предметами экономики, называются спросом и предложением. Если предложение — это товары и услуги, предлагаемые на рынок производителем, то спрос — это потребности рынка. Как невозможно определить спрос, не упоминая о цене, так невозможно определить и предложение.
В силу такой сложной взаимосвязи спрос и предложение имеют прямую зависимость от цены. Поскольку люди предпочитают дешёвые товары, то при повышении цены спрос уменьшается, а при снижении цены спрос увеличивается. В случае с предложением ситуация прямо противоположная. При росте цены предложение увеличивается, а при падении цены — уменьшается. Поэтому, по мнению капиталистов, механизм цен является идеальным методом распределения товаров и услуг между членами общества. Ведь, по их мнению, кто платит деньги, тот и заказывает музыку!
Теперь, если попытаться рассмотреть этот вопрос более подробно, можно объяснить особенность цены как регулятора/ориентира/директивы производства, потребления и распределения следующим образом:
С точки зрения роли в качестве направляющего для производства главным фактором, побуждающим человека затрачивать какой-либо производительный труд или проявлять какую-либо самоотверженность, является материальная отдача от этого труда или самоотверженности. Как уже отмечалось выше, капиталистические экономисты не признают, что человек может затрачивать труд в силу духовных или моральных факторов. Они включают моральные факторы, существование которых они признают, в область материального вознаграждения. Они считают, что человек затрачивает труд только для удовлетворения своих потребностей и удовлетворения своих материальных желаний. Это удовлетворение осуществляется либо путём непосредственного потребления произведённого самим человеком, либо путём приобретения за денежную цену товаров и услуг, произведённых другими людьми. Удовлетворение своих потребностей, если не всех, то, по крайней мере, значительной их части, человек осуществляет путём обмена своего труда на труд других людей. Для удовлетворения своих потребностей человек получает деньги в обмен на свой труд и на имеющиеся у него деньги приобретает товары и услуги. В противном случае человек не пожелает иметь деньги в качестве основного средства доступа к производимым благам. По этой причине материальное вознаграждение (которое называется ценой) направляет людей на производство. Таким образом, цена является фактором, побуждающим производителей тратить свой труд, а также побуждает их к производству. Это объясняется тем, что для того, чтобы потреблять, человек должен производить и зарабатывать деньги для покупки товаров и услуг, которые будут потребляться в обмен на то, что он производит.
С точки зрения роли в качестве направляющего для потребления человек хочет удовлетворить все свои потребности. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, он старается приобрести товары и услуги, которые удовлетворят его потребности. Если бы каждому отдельному человеку была предоставлена свобода в удовлетворении своих потребностей, то он не отказался бы от потребления тех товаров, которые ему нужны. Однако, поскольку все люди стремятся к одному и тому же желанию, возникла необходимость установить определённый предел в удовлетворении потребностей человека. Этим пределом является предел, при котором свой труд можно обменять на труд других людей. Иными словами, это предел денежной суммы или цены, которую человек получает за ту энергию, которую он тратит сам. Таким образом, цена — это естественно возникающая отметка, позволяющая людям остановиться на том пределе, который соответствует их доходам в зарабатывании и потреблении. По этой причине определение цены требует сравнения и ранжирования по значимости с учётом конкуренции потребностей, которые необходимо удовлетворить. Другими словами, это заставляет человека брать то, что ему необходимо, и отказываться от того, что менее важно. Фактором, подталкивающим человека к такому выбору между потребительскими благами, опять же, является цена. Ведь люди вынуждены тратить в соответствии со своими доходами и ограничивать свои потребности.
С точки зрения роли в качестве направляющего для распределения разница в доходах потребителей обеспечивает то, что расходы каждого индивидуума зависят от величины дохода. Так одни люди с ограниченными доходами ограничивают своё потребление определёнными товарами, а другие с неограниченными доходами не ограничивают своё потребление определёнными товарами. Механизм цен становится фактором, регулирующим распределение благ между потребителями в результате роста и падения цен на некоторые товары и того факта, что у одних людей есть денежный эквивалент этой цены, а у других — нет. Товары и услуги распределяются таким образом между теми, кто может позволить себе их купить. По мнению капиталистов, тем, кто не может себе этого позволить, делать нечего. Если бы они вносили достаточный вклад в производство, то у них было бы достаточно доходов, чтобы покупать товары и услуги, которые они будут потреблять в соответствии с механизмом цен. Если же они не имеют такой возможности, то либо они не внесли свой вклад в производство из-за лени, либо отстали в производстве в силу определённых недостатков. Однако какова бы ни была причина, это проблема индивида.
По всем этим причинам в глазах капиталистов цена является основополагающим элементом экономики, краеугольным камнем экономической системы. Цена — это и связующее звено между потребителем и производителем, как и элемент баланса между потреблением и производством. По их мнению, этот механизм, рассматриваемый как механический процесс, всегда действует в естественных состояниях.
Так капиталисты объясняют, что цена — это механизм, регулирующий производство, потребление и распределение. Однако при глубоком анализе этой идеи выясняется, что она во многом противоречива. Можно перечислить эти несоответствия следующим образом.
1. Капиталистические экономисты утверждают, что цена является фактором, определяющим производство, поскольку именно материальная ценность, которую люди получают в обмен на свой труд, побуждает их затрачивать любой труд. Эта идея несовместима с реальностью. Потому что материальные ценности, которые они получат взамен, не являются единственной причиной, побуждающей людей что-то делать или производить. Люди могут производить иногда для того, чтобы их похвалили, иногда для того, чтобы получить награду от Аллаха, а иногда для того, чтобы к ним проявили лояльность. Потребности человека, обусловленные его природой, не только материальные. У человека есть также духовные и моральные/нравственные потребности. Например, иногда для удовлетворения своих духовно-нравственных потребностей человек может потратить больше денег на щедрость, чем на удовлетворение своих материальных потребностей. Поэтому не только цена побуждает человека к производству. Это может быть не только цена, но и другие факторы. Люди могут работать на строительстве мечети, не ожидая материального вознаграждения, или с желанием помочь нуждающемуся человеку. В этих и подобных сферах производства не цена является движущей силой. Более того, сама материальная отдача не ограничивается ценой, поскольку в качестве такой отдачи может выступать другой товар или услуга. Поэтому говорить о том, что цена — это единственное, что движет производством, и рассматривать её в таком качестве некорректно.
2. То, что цена является единственным механизмом распределения богатства между индивидами, — это самое странное, что определяется капиталистической экономической системой. По их мнению, цена — это та сила, которая заставляет людей устанавливать соответствующий предел владения и потребления в соответствии с их доходом. Цена ограничивает потребление каждого индивида рамками его дохода. Таким образом, цена определяет механизм распределения богатства между потребителями: рост цен на одни товары и падение цен на другие, изобилие денег у одних и их нехватка у других. Поэтому доля каждого человека в богатстве страны непропорциональна его основным потребностям. Напротив, она возникает пропорционально его вкладу в стоимость товаров и услуг при производстве товаров и услуг, то есть в соответствии с землёй, которой он владеет, капиталом, работой (трудом), которую он выполняет, или в обмен на проектное производство.
3. В силу принципа цены как регулятора распределения капиталистическая экономическая система не признаёт права на жизнь за теми, кто не вносит вклад в производство товаров и услуг. По их мнению, люди, не способные в силу своей слабой природы или ослабленные впоследствии вносить вклад в производство товаров и услуг, не получат доли потребления, поскольку не вносят вклад в производство. Эти люди, которые не могут удовлетворить даже свои обязательные потребности, не будут иметь права на жизнь. Потому что такие люди не имеют права иметь то, что им необходимо из богатств страны для удовлетворения своих потребностей. Точно так же быть пресыщенным своим богатством, быть уверенным и влиятельным имеет право только тот, кто силён телом и духом, кто способен получить это путём созидания или каким-либо другим способом. Очевидно, что люди с сильной склонностью к материальным ценностям обладают большим богатством. Люди с сильными духовными качествами и наклонностями обладают меньшим материальным богатством.
Таким образом, чтобы иметь больше богатства, то есть больше производить, необходимо отойти от моральных и духовных ценностей и принять за основу материально-центристскую жизнь. В странах, исповедующих и практикующих капиталистическую экономическую систему, складывается ситуация, когда из жизни устраняется нравственный и духовный элемент, а жизнь рассматривается как борьба за получение средств удовлетворения материальных потребностей и фактически ведётся такая материальная жизнь. Таким образом, в странах с капиталистической системой хозяйствования господствует нажива на капитале, а производители доминируют над потребителями. Точно так же небольшое меньшинство людей являются владельцами крупных компаний, таких как нефтяные, автомобильные, заводы тяжёлой промышленности и так далее, и продают эту продукцию по той цене, по которой хотят.
Эта жестокая экономическая система делает богатыми лишь незначительное меньшинство людей и приводит к тому, что миллионы людей в современном мире живут без крова, голодают и испытывают жажду, а тысячи людей ежедневно умирают только по этим причинам. Такая безжалостность экономической системы капитализма время от времени приводит к попыткам внести в неё некоторые коррективы. Некоторые экономисты признают право государства на вмешательство в ограничение цен в некоторых особых случаях с целью защиты национальной экономики и потребителя, сокращения потребления определённых товаров и ограничения власти монополистов. Были созданы общие проекты, управляемые государством в области регулирования производства. Однако эти и подобные им попытки «латания дыр» всегда существовали при определённых условиях и обстоятельствах, несмотря на то, что противоречили основной идее экономической системы — экономической свободе. С другой стороны, большинство экономистов, придерживавшихся школы индивидуализма, не соглашались с этой идеей. По их мнению, «одного только механизма цен достаточно, чтобы реализовать однородность между трудом производителей и трудом потребителей без необходимости какого-либо контроля со стороны государства». Но эти лоскутные решения сторонников интервенции возможны только при определённых условиях и обстоятельствах. Однако даже при этих условиях и обстоятельствах распределение богатства между людьми не может быть обеспечено таким образом, чтобы полностью удовлетворить все потребности всех людей.
Таким образом, концепция свободы собственности и идея превращения цены в единственное средство распределения богатства, основанная на идее неравенства, распространена во всех обществах, где практикуется капиталистическая экономическая система. В Америке благодаря тому, что каждый американец обладает достаточным богатством для полного удовлетворения всех своих потребностей и удовлетворения других своих нужд, индивиды из-за изобилия богатства в стране доводят до предела удовлетворение всех своих потребностей в роскоши. В противном случае заработок каждого индивида не эквивалентен стоимости товаров и услуг, в производстве которых он участвует. Более того, то, что механизм цен рассматривался как ограничитель распределения, заставляло капиталистические монополии Запада выходить за пределы страны для получения сырья и поиска рынков сбыта произведённого. Колониализм, сферы влияния, экономические войны и монополизированные корпорации, от которых сегодня страдает мир, — всё это результат того, что цена стала распределителем богатства. Таким образом, на этой основе богатство мира концентрируется в монополиях капиталистических спекулянтов. Всё это является следствием применения неверных принципов, заложенных в капиталистической экономической системе.
Сегодня, в связи с разрушениями, которые она вызвала в обществе, и тупиком, в который она зашла, идеология капитализма вынуждена пренебречь заложенными в неё принципами. Экономические идеи стоят на первом месте среди нарушенных принципов. Мир уже не может идти дальше с этой порочной экономической системой. Кризисы, порождаемые капитализмом, обусловлены его природой. Как социализм, противоречащий природе человека, уничтожил сам себя, так и капитализм, так же противоречащий природе человека, в ближайшем будущем отправится на свалку истории. Потому что есть лишь небольшое меньшинство, которое устраивает эта порочная система и защищает её выживание.
Köklü Değişim Dergisi
Джавит Караджа
15.03.2018