«Нам рассказал Абу Закария Яхъя ибн Мухаммад аль-Анбари… от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
أَلَا مَنْ قَتَلَ نَفْسًا مُعَاهَدًا لَهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ فَقَدْ خَفَرَ ذِمَّةَ اللَّهِ وَلَا يَرَحْ رِيحَ الْجَنَّةِ وَإِنَّ رِيحَهَا لَيُوجَدُ مِنْ مَسِيرَةِ سَبْعِينَ خَرِيفًا
«Кто убил муахида, находящегося под покровительством Аллаха и Его Посланника, тот нарушил покровительство Аллаха, и он не почувствует благоухания Рая, хотя его благоухания распространяются на расстояние в сорок лет».¹
«Зимми — это каждый, не исповедующий Ислам человек, ставший гражданином Исламского Государства. Слово «зимми» образуется от арабского слова «зимма» и означает договор. На нас лежит обязанность обращаться с ними на основе договора, заключённого с ними, и управлять их делами согласно законам Ислама. В Исламе имеется очень много законов, касающихся зиммиев, гарантирующих им права граждан и их обязанности».² Передаётся от Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Они (ахлю зимма) выплачивают джизью, чтобы их имущество и кровь стали [неприкосновенными] как наше имущество и кровь».³ «Передаёт Амр ибн Маймун от Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), что, находясь при смерти, Умар давал следующее наставление:
وَأُوصِي الْخَلِيفَةَ مِنْ بَعْدِي بِكَذَا وَكَذَا وَأُوصِيهِ بِذِمَّةِ اللَّهِ وَذِمَّةِ رَسُولِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يُوَفَّى لَهُمْ بِعَهْدِهِمْ وَأَنْ يُقَاتَلَ مِنْ وَرَائِهِمْ وَأَنْ لَا يُكَلَّفُوا فَوْقَ طَاقَتِهِمْ
«Я завещаю халифу после меня то-то и то-то. Я завещаю ему соблюдать договор с Аллахом и Его Посланником ﷺ в отношении зиммиев, сражаться за них и не возлагать на них больше того, что они могут вынести».⁴ «Зиммии оставляются на своих убеждениях и ритуалах, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ كَانَ عَلَى يَهُودِيَّتِهِ أَوْ نَصْرَانِيَّتِهِ فَإِنَّهُ لَا يُفْتَنُ عَنْهَا وَعَلَيْهِ الْجِزْيَةُ
«Тот, кто исповедует иудаизм или христианство, не должен принуждаться оставить свою религию, но должен платить джизью».⁵
«С зиммиев не взимаются таможенные пошлины так же, как они не взимаются с мусульман. Абу Убайд в книге «Аль-Амваль» приводит от Абдуррахмана ибн Маакиля: «Как-то я спросил Зияда ибн Худайра: «У кого вы брали 1/10?». На что он сказал: «Мы не брали 1/10 ни у мусульман, ни у муахидов». Я спросил: «Так у кого вы брали 1/10?». На что он сказал: «С торговцев Дар уль-харб, поскольку они брали с нас 1/10, когда мы приезжали к ним». Сборщик десятины (аль-а́шир) — это тот, кто взимает таможенные пошлины». Таким образом, зиммии являются гражданами Исламского Государства, как и другие, а значит, они обладают правами граждан, защиты, гарантированного проживания и справедливого обращения. Они также имеют право проявление к ним доброты и снисходительности.
Ахлю зимма могут присоединиться к армии мусульман, сражаться рядом с ними. Однако они не обязаны участвовать в сражениях, с них не взимается выплаты кроме джизьи, поэтому налоги, взимаемые с мусульман, не распространяются на них. Правитель и судьи рассматривают их в том же свете, что и мусульман, без какой-либо дискриминации с точки зрения заботы о делах общества, законов о торговых сделках и системе наказания. Следовательно, зиммии пользуются всеми правами, как и мусульмане, в равной степени. Но при этом зиммии должны строго выполнять все обязанности, возложенные на них посредством договора о защите, и подчиняться закону государства».⁶
Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.
1. «Аль-Мустадрак аля ас-сахихайн» аль-Хакима.
2. «Аль-Мугни» Ибн Кудамы.
3. «Аль-Мугни» Ибн Кудамы.
4. «Сахих» Бухари.
5. «Ат-Тальхису аль-джабир» Ибн Хаджара аль-Аскаляни.
6. «Проект конституции» Такыюддина Набхани.