При размышлении о переменах нужно, в первую очередь, обратить внимание на основу, т.к. на ней строится жизнь.
Если этой основой является разумная доктрина, что находится в гармонии с природой человека, то нет нужды в изменениях, когда всё стоит на своём правильном месте. Если же основа не является верной, то любое размышление об изменении чего-либо до неё (этой основы) будет напрасным трудом. Верная основа неизбежно побуждает своих приверженцев к изменению тех, кто не имеет основы или имеет неверную основу.
После образования верной основы можно с лёгкостью изменить критерии, понятия и убеждения, потому что основа – это и есть стержень, главное понятие и основополагающее убеждение. Размышление о переменах не является качеством только тех, кто ощущает необходимость в изменении. Мысль об изменении существует только по причине существования потребности в переменах во вселенной. Человек пытается измениться во всём, что требует изменения. Мысль о переменах возникает в результате ощущения жизни, даже если ей противостоят силы, отвергающие перемены. Люди начинают думать об изменении либо под принуждением, либо путём убеждения их в необходимости размышления над изменением.
Простое чтение книг, журналов и газет не приводит к появлению мысли. Многие из тех, кто читает, не начинают думать о прочитанном и не постигают идей, изложенных в напечатанном слове. Если человек хорошо разбирается в данной теме, то только благодаря своему отличному пониманию темы у него могут появиться какие-либо мысли, а вовсе не в результате чтения. Секрет развития народов не заключается в чтении. Ведь мышление работает при наличии реальности и предшествующей информации, а чтение не является ни реальностью, ни предшествующей информацией. Наиболее читаемыми сегодня текстами являются художественные, политические, идейные и законодательные тексты:
а) Художественные тексты больше содержат в себе рифмы и выражений эмоций, нежели знаний. Они обращают внимание на знания исключительно с точки зрения того, пригодны ли они для описания или нет. Вся эта литература направлена больше на создание эмоционального впечатления у читателя, чем на передачу смысла. Основной целью этих текстов является не доведение знания для читателя, а, скорее, создание эмоционального впечатления. Понимание этих текстов нуждается в предварительном знании о наиболее популярных выражениях, оборотах и общей начитанности, чтобы можно было распробовать вкус поэзии и художественной прозы. Следовательно, вопрос заключается в чувствительности и вкусе, а это возможно только со временем и при частом чтении текстов. Поскольку полученное знание (и только оно) может позволить человеку изведать вкус достойного художественного произведения. И если тебе не удаётся прочувствовать этот вкус, то ты просто поймёшь идею, однако никаких эмоций она в тебе не возбудит и не окажет на тебя своего влияния. Именно поэтому поэт старается подобрать самые яркие идеи и красочные выражения, чтобы приблизить к читателю передаваемую в поэзии мысль.
б) В противоположности этому находятся идейные тексты, которые являются языком разума, а не эмоций (чувств). Они направлены на насыщение разума идеями и сосредоточены, в первую очередь, на выражениях и значениях. Слова и выражения, используемые для идейных текстов, отличаются точностью и определённостью. Для их понимания требуется предшествующая информация о читаемом тексте. Необходимо чётко представлять реальность предшествующей информации и то, на что она указывает, а не ограничиваться пониманием только смыслов слов. Например, в отношении текста, говорящего о политике на арабском языке, недостаточно лишь знания арабского языка и понимания значения каждого слова в отдельности. Напротив, необходимо чётко представлять приведённые в тексте идеи. Понимание идейных текстов рождает в человеке политическую сознательность, а также понимание векторов борьбы и противоположных сторон, влиянию которых он может подвергнуться в этой борьбе. И здесь неважно, оказали ли идейные тексты воздействие на эмоции (чувства) или нет. Так как это не влияет на их определение как идейных текстов. Главное, чтобы внимание было сосредоточено на мыслительном содержании.
Верно, эти тексты пригодны для всех людей. Однако не всем под силу постигнуть их глубокий смысл. Напротив, каждый понимает их в зависимости от своей силы понимания. Люди, которые не обладают предшествующей информацией на уровне этих текстов, лишены возможности понять их. Одним из основных требований к идейным текстам выступает верное (правильное) их понимание. А поэтому для понимания идейного текста недостаточно лишь наличия предшествующей информации, напротив, необходимо, чтобы эта информация была на отвечающем тексту уровне и была осознаваемой по своей сути, а также необходимо правильно понимать содержание этого текста, потому что идейный текст нужно понять для того, чтобы принять его и действовать в соответствии с ним. Ислам со своими вероучениями ниспосылался по частям, последовательно с событиями, что позволяло мусульманам с лёгкостью понимать его, потому что они смогли представить его реальность и кардинально изменить себя.
Мысль нужно понимать для того, чтобы определить свою позицию в отношении неё, т.е. принимать её или отвергать и бороться с ней. Это является очень важным и необходимым условием, дабы не отступить от главной проблемы и не исказить её, как это произошло в отношении греческой философии, которую начали изучать мусульмане в Ираке. Некоторые из них хотели использовать её (философию) в спорах с христианами. Другие просто желали познать вкус исследования и приняли её (философию) за основу своего мнения, подкрепив её обобщёнными положениями Ислама. Третьи впали в глубокое заблуждение и полностью отреклись от веры. Что касается тех, кто изучал философию, чтобы ответить христианам, то среди них были и такие, которые взяли её (философию) в основу и попытались истолковать законы Ислама в соответствии с философией. Ими были мутазилиты. Другая часть из них попыталась ответить им и исправить их. Ими были ашаириты или, как они себя называли, «Ахлю с-Сунна». Таким образом, полемика велась между этими двумя группами. В дальнейшем появилось множество групп, и мусульмане разделились на десятки групп по причине этой философии, а точнее – по причине непонимания её реальности и отсутствия верного представления её сути. И если бы не «Ахлю с-Сунна ва ль-Джамат», то мусульмане бы лишились верного понимания Ислама. Аналогично ситуация обстоит с идеями капитализма и социализма, со всеми вытекающими из них воздействиями на умы мусульман. Верно, исламское право (Шариат) разрешает проводить идейные исследования, однако оно требует ставить только Ислам в основу их принятия. И для того, чтобы определить, стоит ли принимать идею или нет, необходимо осознать её реальность и верно понять её суть, что возможно только при наличии предшествующей информации на уровне исследуемой идеи.
05 Сафара 1436 года
27.11.2014