03
Вт, дек

Относительно достоверности и толкования хадиса: «Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом»

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Серия ответов учёного Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на фикхий тематику

Ответ на вопрос

относительно достоверности и толкования хадиса:

عُصَيْبَةٌ مِنْ الْمُسْلِمِينَ يَفْتَتِحُونَ الْبَيْتَ الْأَبْيَضَ

«Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом»

адресован Абрару Савабу

Вопрос:

Ассаляму алейкум, у меня к вам вопрос, да благословит вас Аллах.

В хадисе говорится:

«Я написал Джабиру ибн Самуре через своего слугу: «Расскажи мне что-нибудь из того, что ты слышал от Пророка Аллаха ». Он ответил мне: «Я слышал, как Посланник Аллаха вечером в пятницу, когда был побит камнями аль-Аслямий, говорил:

لا يَزالُ الدِّينُ قائِماً حتى تَقومَ السَّاعةُ، أو يَكونَ عليكم اثنا عَشَرَ خَليفةً كُلُّهُم مِن قُرَيشٍ

«Религия будет продолжать существовать до пришествия Часа или пока не возглавят вас двенадцать халифов, все они будут из курайшитов»».

А также я слышал, как он говорил:

عُصَيْبَةٌ مِنْ الْمُسْلِمِينَ يَفْتَتِحُونَ الْبَيْتَ الْأَبْيَضَ بَيْتَ كِسْرَى أَوْ آلِ كِسْرَى

«Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом, дворец Кисры или дворец его потомков».

Также я слышал, как он сказал:

إِنَّ بَيْنَ يَدَيْ السَّاعَةِ كَذَّابِينَ فَاحْذَرُوهُمْ

«Перед пришествием Часа появятся лжецы, остерегайтесь их»

Помимо этого я слышал, как он ﷺ говорил:

إِذَا أَعْطَى اللَّهُ أَحَدَكُمْ خَيْرًا فَلْيَبْدَأْ بِنَفْسِهِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ

«Если Аллах одарит одного из вас благом, то пусть начнёт с себя и со своей семьи».

أَنَا الْفَرَطُ عَلَى الْحَوْضِ

«Я буду вас ждать у Водоёма»».

Какова достоверность этого хадиса и каково толкование слов: «Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом»?

Ответ:

Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1. Указанный вами хадис приводится в сборнике Ахмада, а также передаётся Муслимом с незначительными отличиям в словах. Муслим в своём сборнике приводит слова Амира ибн Саада ибн Абу Ваккаса, который говорит: «Я отправил своего слугу Наафи к Джабиру ибн Самуре с просьбой рассказать мне что-нибудь из того, что он слышал от Посланника Аллаха ﷺ. В ответ он мне написал: «В пятницу вечером, когда казнили Аслами, я слышал, как Посланника Аллаха ﷺ говорил:

لَا يَزَالُ الدِّينُ قَائِماً حَتَّى تَقُومَ السَّاعَةُ أَوْ يَكُونَ عَلَيْكُمْ اثْنَا عَشَرَ خَلِيفَةً كُلُّهُمْ مِنْ قُرَيْشٍ

«Религия будет продолжать существовать до пришествия Часа или пока не возглавят вас двенадцать халифов, все они будут из курайшитов». И я слышал его слова:

عُصَيْبَةٌ مِنَ الْمُسْلِمِينَ يَفْتَتِحُونَ الْبَيْتَ الْأَبْيَضَ بَيْتَ كِسْرَى أَوْ آلِ كِسْرَى

«Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом, дворец Кисры или дворец его потомков». И я слышал его предостережение:

إِنَّ بَيْنَ يَدَيْ السَّاعَةِ كَذَّابِينَ فَاحْذَرُوهُمْ

«Перед пришествием Часа появятся лжецы, остерегайтесь их». А также я слышал его наставление:

إِذَا أَعْطَى اللَّهُ أَحَدَكُمْ خَيْراً فَلْيَبْدَأْ بِنَفْسِهِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ

«Если Аллах одарит одного из вас благом, то пусть начнёт с себя и со своей семьи». И я слышал его обещание:

أَنَا الْفَرَطُ عَلَى الْحَوْضِ

«Я буду вас ждать у Водоёма».

Этот хадис является достоверным и его подлинность подтверждается тем, что он содержится в «Сахихе» Муслима.

2. Что касается пояснения этого хадиса, то в нём затрагивается несколько вопросов. Первый — это слова Пророка ﷺ:

لَا يَزَالُ الدِّينُ قَائِماً حَتَّى تَقُومَ السَّاعَةُ أَوْ يَكُونَ عَلَيْكُمْ اثْنَا عَشَرَ خَلِيفَةً كُلُّهُمْ مِنْ قُرَيْشٍ

«Религия будет продолжать существовать до пришествия Часа или пока не возглавят вас двенадцать халифов, все они будут из курайшитов». Учёные разошлись во мнениях относительно пояснения этого отрывка. Наиболее убедительным мнением является Ибн аль-Джузии, о котором он говорит в книге «Раскрытие неясностей в хадисах из двух Сахихов». Там говорится следующее: «Имеется в виду наличие двенадцати халифов на протяжении всего времени существования Халифата до Судного дня, которые будут поступать праведно, и их периоды правления не обязательно должны следовать друг за другом. То есть будет справедливый правитель, затем его сменит несправедливый правитель, а после некоторого времени придёт справедливый правитель, таким образом, справедливость двенадцати халифов продлится до Судного дня. Это мнение подкрепляется тем, что передал нам Абу Мансур, что Абу Бахра, рассказывал, что Абу аль-Маджлид поклявшись рассказал ему, что эта Умма не погибнет, пока над ней не сменится двенадцать халифов, каждый из них будет поступать праведно и следовать истинной религии, среди них будут двое из семьи Пророка ﷺ, один из которых проживёт сорок лет, а другой — тридцать».

И это наиболее убедительное пояснение, а Аллах знает лучше. Поскольку в хадисе говорится:

لَا يَزَالُ الدِّينُ قَائِماً حَتَّى تَقُومَ السَّاعَةُ أَوْ يَكُونَ عَلَيْكُمْ اثْنَا عَشَرَ خَلِيفَةً كُلُّهُمْ مِنْ قُرَيْشٍ

«Религия будет продолжать существовать до пришествия Часа или пока не возглавят вас двенадцать халифов, все они будут из курайшитов». Таким образом, речь идёт о поддержании религии вплоть до Судного дня, и за этот период будет двенадцать особых Халифов из числа курайшитов. Поскольку халифов было много и они были как курайшитами, так и не из них, поэтому следует понимать так, что в хадисе имеются в виду двенадцать определённых халифов курайшитского происхождения, которые не просто правили согласно законам Ислама, подобно другим халифам, а отличались тем, что правили справедливо и праведно по методу пророчества, и весь период своего правления «каждый из них будет поступать праведно и следовать истинной религии». Вероятно, что четыре праведных халифа являются одними из них, а пятым является Умар ибн Абд аль-Азиз. И, возможно, в будущем, когда восстановится Праведный Халифат по методу пророчества, появятся те, кто будет следовать их пути и методу, то есть будут халифы, которые будут управлять по Исламу до Судного дня. Как сказал об этом Посланник Аллаха ﷺ в хадисе, переданном Нуъманом ибн Баширом от Хузайфы, в котором говорится, что после будет период деспотического правления, как это происходит сейчас, а затем вернётся Халифат по методу пророчества. Во времена второго Халифата по методу пророчества будет много халифов, правящих по Исламу, и из них в том числе будут семь справедливых праведных халифов, правящих по методу пророчества, и необязательно, чтобы их периоды правления следовали друг за другом. И тогда завершится круг двенадцати справедливых халифов, правящих по методу пророчества. Это моё мнение, а Аллах знает об этом лучше.

3. Что касается пояснения слов Пророка ﷺ:

عُصَيْبَةٌ مِنَ الْمُسْلِمِينَ يَفْتَتِحُونَ الْبَيْتَ الْأَبْيَضَ

«Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом». То в этом хадисе Белый дом трактуется как дворец Кисры и его потомков. Этот дворец, как известно, был завоёван благородными сподвижниками в эпоху Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В толковании ан-Навави к «Сахиху Муслима» говорится: «Высказывание Пророка :

عُصَيْبَةٌ مِنَ الْمُسْلِمِينَ يَفْتَتِحُونَ الْبَيْتَ الْأَبْيَضَ بَيْتَ كِسْرَى أَوْ آلِ كِسْرَى

«Небольшой отряд мусульман завоюет Белый дом, дворец Кисры или дворец его потомков», является одним из ярких чудес Посланника Аллаха ﷺ и он был завоёван, Хвала Аллаху, во времена Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). «Аль-Усайба» (عُصَيْبَةٌ) является уменьшительной формой слова «Асаба», означающего группу, а первая буква в слове «Кисра» огласовывается касрой или же фатхой». Конец цитаты.

4. Что касается высказывания Пророка ﷺ:

إِنَّ بَيْنَ يَدَيْ السَّاعَةِ كَذَّابِينَ فَاحْذَرُوهُمْ

«Перед пришествием Часа появятся лжецы, остерегайтесь их». Учёные толкуют его несколькими способами. В книге «Миркат аль-Мафатих», в комментариях к «Мишкат аль-Масабих» говорится следующее:

«...От Джабира ибн Самуры передаётся, что он слышал, как Пророк сказал:

إِنَّ بَيْنَ يَدَيْ السَّاعَةِ كَذَّابِينَ فَاحْذَرُوهُمْ

«Перед пришествием Часа появятся лжецы...». Аль-Музахир утверждает, что здесь говорится о распространении невежества, уменьшении знаний, появлении выдуманных хадисов и о тех, кто приписывает свои домыслы Посланнику Аллаха . Также возможно, что здесь имеются в виду те, кто ложно объявили себя пророками, как это было во время Посланника и после, а также те, кто выдвигает порочные взгляды, приписывая свои ложные убеждения Посланнику подобно сторонникам нововведений, «...остерегайтесь их».

5. Что касается оставшейся части хадиса, ан-Навави объясняет её следующим образом:

«Слова Пророка :

إِذَا أَعْطَى اللَّهُ أَحَدَكُمْ خَيْراً فَلْيَبْدَأْ بِنَفْسِهِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ

«Если Аллах одарит одного из вас благом, то пусть начнёт с себя и со своей семьи». И то, что Пророк ﷺ также сказал:

أَنَا الْفَرَطُ عَلَى الْحَوْضِ

«Я буду вас ждать у Водоёма». Под словом «Аль-Фарат» (الْفَرَطُ), огласованном фатхой на букве «ра», имеется в виду тот, кто приходит первым и ждёт, чтобы напоить остальных. «Фарат» и «фарит» обозначают человека, который идёт впереди остальных к воде, чтобы подготовить всё необходимое для остальных».

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
26 Шавваль 1445 г.х.
05.05.2024 г.