Федеральная резервная система Америки с 16 декабря 2008 года семь лет подряд удерживала учётную ставку на околонулевой отметке. Однако 16 декабря 2015 года ФРС решила поднять процентную ставку на 0,25%. Данное решение было принято после серии встреч и заседаний Федерального комитета по открытым рынкам при ФРС. Это не стало неожиданностью, об этом ранее говорили различные американские и мировые финансовые организации.
Как известно, Комитет по открытым рынкам проводит своё заседание каждые 7 недель для определения процентной ставки. Но эта процентная ставка не является той процентной ставкой, которая имеет место на рынке между банками и клиентами, напротив, это та процентная ставка, которая берётся в основу межбанковских отношений. Все кредитные и депозитные операции между банками производятся на основе того механизма (инструментария), который был определён со стороны ФРС. Согласно этому механизму (инструментарию), каждый банк обязан поддерживать определённый процент своих денежных активов в ФРС. И когда снижается ценность вклада одного из банков от установленного процента, этот банк должен немедленно покрыть разницу. Если банк не имеет достаточной ликвидности, он берёт кредит у другого банка, который имеет достаточно финансов для покрытия дефицита первого банка. Если не находится банка, способного дать кредит, тогда этот банк обращается к ФРС, которая, в свою очередь, вливает необходимую сумму финансов, достаточных для покрытия нужд банка. И поэтому ФРС определяет процентную ставку, полагаемую за кредиты в межбанковских отношениях. Эта процентная ставка в обиходе экономистов получила название «ставка федерального финансирования» (federal funding rate). Это та процентная ставка, которую определяет ФРС каждый семь недель, за исключением экстренных случаев. Эта процентная ставка служит одним из наиважнейших факторов влияния на американскую экономику, а значит – и на мировую. Председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США Алан Гринспен с гордостью сказал: «Америка сможет теперь управлять финансовой и экономической политикой во всём мире путём одного фактора – процентной ставки».
Процентная ставка была снижена ФРС США в декабре 2008 года на минимальный уровень из-за кризиса, который начался в Америке в 2007 году, а впоследствии – распространился на весь мир. Снижением процентной ставки власти США хотели активизировать обращения финансов и увеличить объём кредитования между банками, чтобы банки могли финансировать индивидуумов и предприятия путём кредитования, поскольку банки начали отказываться от кредитования в результате уменьшения своих поступлений от процентных ставок с ипотечных кредитов. Снижение процентной ставки с кредитования между банками должно было стимулировать банки к продолжению своего финансирования проектов в сфере недвижимости, чтобы не останавливать динамику производства в Америке и не допустить падения Америки в пропасть глубокой экономической депрессии. Тем не менее, кризис ипотечных кредитов усугубился и вышел за грани контроля, что вызвало ещё более мощный кризис, который нанёс удар по финансовой экономике всего мира и достиг своего пика в 2010 году.
Нет сомнений в том, что ФРС извлёк наибольшую финансовую выгоду во время этого глубокого экономического спада, поскольку большинство банков в Америке испытывало одну характерную проблему, а именно – отсутствие необходимых средств для продолжения своей работы. А кредитование между банками находилось на самом низком уровне, что позволило ФРС стать единственным кредитором для большинства банков. И как могло быть иначе, ведь ФРС печатает деньги. И поэтому любой кредит, предоставляемый ФРС другим банкам, означает, что Центробанк печатает равную кредиту сумму денег и прибавляет его к своему финансовому резерву, даже если кредит был абсолютно беспроцентным. В 2008 году, т.е. до снижения процентной ставки до нулевой отметки, активы ФРС составляли $ 850 млрд. За шесть лет с момента снижения ставки и до 2014 года суммарная цифра выпущенных ФРС денег составила $ 4,4 трлн., то есть в 5 раза больше, как это видно на следующей таблице:
Спустя семь лет после снижения процентной ставки до нулевой отметки и началось вливание триллионов долларов в американскую экономику, чтобы вытащить её из кризиса, в котором она находилась с 2008 года. ФРС решила постепенно поднимать процентную ставку по ряду причин:
1 – чтобы отметить, что американские банки находятся в добротном положении, а значит, необходимо уменьшить взаимное кредитование между банками. В противном случае на кредитование будет налагаться процентная ставка. Данное предположение не всегда верное. Например, в 2006 году процентная ставка была более чем 5%, но банки не уменьшили кредитования, а скорее – увеличили его, чтобы воспользоваться льготами ипотечных кредитов, которые предоставлялись самой же ФРС. Таким образом, не факт, что повышение процентной ставки приведёт к снижению объёма кредитования. Целью уменьшения объёма кредитования является снижение финансового давления, т.е. потребности в долларе.
2 – чтобы образовать финансовую атмосферу, благоприятную для укрепления доллара и поднятия его ценности. Для этого необходимо уменьшить количество обращаемых долларов. Удержание банков от льготных займов приведёт к сокращению объёма долларов, обращаемых на рынке, а значит – к росту курса доллара. Несмотря на то, что это – естественная логика и предполагаемый сценарий дальнейших действий в зависимости от хода событий, тем не менее, логика зачастую даёт противоречивые с реальностью результаты. Например, Федеральный комитет по открытым рынкам при ФРС уже прибегал к повышению процентных ставок в прошлом для того, чтобы поднять курс доллара. Однако каждый раз результат оказывался обратным, как это показано на следующем графике. Мы видим, что доллар упал в 1994 году после снижения процентной ставки после долгой курсовой стабильности. Аналогичное произошло в 1999 и 2004 годах.
3 – возможно, самым важным результатом повышения процентной ставки окажется впечатление, которое представители ФРС хотят создать в американском обществе, будто американская экономика уже оправилась от последствий самого тяжёлого финансового кризиса с 1929 года. Повышение процентной ставки после непрерывных семи лет нулевой процентной ставки предполагает, что причина, приведшая к снижению процентной ставки, устранена, и этой причиной были финансовый кризис и экономический спад. Таким образом, общественное мнение, естественно, склонится к идее восстановления и подъёма экономики. В свою очередь, это приведёт к поддержке правящей Демократической партии в Америке во главе с Обамой.
4 – на глобальном уровне Америка хочет подтвердить экономическому миру (Европе, Китаю, Японии и России), что американская экономика сильна по сравнению с изнывающей экономикой в Европе, и, в какой-то степени, в Китае, России и Японии. Это поможет Америке ещё больше навязать миру свою гегемонию, особенно если учесть, что в мире существуют актуальные вопросы, требующие того, чтобы Америка выглядела в самых мощных своих проявлениях.
На самом деле необходимо понять, что в Америке оправилась от кризиса только виртуальная и нереальная экономика. Что касается реальной экономики, то в ней не видно никакого улучшения или подъёма. Запас ФРС увеличился в 5 раз и составил около $ 5 трлн. в течение 6 лет. Взамен этим финансам Америка за этот период времени не произвела даже пятой части товаров и услуг. Задолженность правительства США выросла с $ 10 трлн. в 2008 году до $ 18 трлн. в 2015 году, в то время как уровень национального дохода с 2010 года вырос только на $ 1,5 трлн. Это означает, что образ того, что американская экономика оправилась и восстановилась, – не что иное, как иллюзия, подобно виртуальной и нереальной экономике.
Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что финансовый и экономический кризис в Америке (и в мире – в целом) – не что иное, как горький плод капиталистической экономики, построенной на лжи и использующей обманные инструментарии, такие как ростовщичество, акции и бумажные деньги, неподкреплённые настоящим устойчивым эквивалентом, таким как золото. В противоположность этому выступает исламская экономика, которая не приемлет никакой экономики, кроме реальной, основанной на производстве и реальном определении ценности товаров и услуг, а также использует деньги, которые обеспечены золотом и серебром, и запрещает ростовщичество и акции (акционерные компании). Исламская экономика оберегает деньги и защищает производство, а также стоит на страже имущества человека. Она запрещает эксплуатацию, монополию и бесцельное держание денег, поэтому она является здоровой в своей основе, жизни и производстве. Она не нуждается в сложных процессах по оживлению или оздоровлению экономики, как это обстоит в капиталистической экономике.
صِبۡغَةَ ٱللَّهِ وَمَنۡ أَحۡسَنُ مِنَ ٱللَّهِ صِبۡغَةٗۖ وَنَحۡنُ لَهُۥ عَٰبِدُونَ ١٣٨
«Скажи: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся»» (02:138).
Мухаммад аль-Малькави
23 декабря 2015 года
Источник: газета «Ар-Рая»