Собрание народных представителей Туниса 10 ноября 2018 года вынесло вотум доверия списку министров, назначенных правительством Юсефа Шахеда неделю назад.
Эти перестановки в правительстве произошли в атмосфере разногласий вокруг полномочий премьер-министра Юсефа Шахеда и президента Беджи Каида эс-Себси, который заявил, что с ним не консультировались по поводу изменений. Также это произошло на фоне внутренних разногласий в партии «Нида Тунис», которые выражались в последовательных отставках среди членов партии и депутатов, а также в обращении исполнительного директора ко всем назначенным министрам с призывом выбрать между выходом из правительства и выходом из партии наряду с обвинениями в том, что после объявления о кончине «политики консенсуса» правительство полностью оказалось в руках «Ан-Нахды».
Чтобы определить реальность того, что происходит вдали от видения контролируемых правительством СМИ, важно понять, что политический ландшафт в Тунисе сложился после выборов 2014 года в соответствии с так называемой «политикой консенсуса» между движением «Ан-Нахда» и партией «Нида Тунис». Эта политика, навязанная политическому центру, основана на участии движения «Ан-Нахда» в правительстве и на поддержке депутатами в парламенте всех законодательных инициатив, предлагаемых правительством, в обмен на несколько министерских должностей, которые не составляют значительного избирательного веса.
В течение этого периода движение «Ан-Нахда» было привержено условленной политике. Его депутаты в парламенте поддерживали все законы, представленные правительством, в том числе — отвергаемые народом, как закон об амнистии представителей бывшего режима, ложно называемый «Законом о примирении», и законы, принятия которых требовал МВФ, как новый устав Центрального банка, а также финансовые законы о повышении налогов.
После выборов в 2014 году партия «Нида Тунис» вступила в цикл внутренних разногласий и массовых отставок. Возник феномен партийного и парламентского туризма. Стали формироваться новые партии. Парламентский блок партии разделился и лишился статуса самого сильного блока в парламенте, уступив своё место блоку «Ан-Нахды». Внутренние разногласия усилились после назначения Юсефа Шахеда на пост премьер-министра и начала кампании по противодействию коррупции, когда выяснилось, что большинство коррупционеров связаны с партией «Нида Тунис». Таким образом, начали подниматься призывы к свержению правительства, исходящие от исполнительного директора самой партии, которым является сын президента эс-Себси. Эти призывы совпали с требованием Всеобщей тунисской конфедерации труда отстранить премьер-министра в связи с тем, что он настаивал на выполнении условий МВФ по замораживанию заработной платы, приостановлению назначений на государственные должности, увеличению налогов и устранению субсидий.
Да, Юсеф Шахед столкнулся с внутренними проблемами в партии и призывами к его отстранению со стороны администрации его партии, Всеобщей тунисской конфедерации труда и оппозиционных сил. Однако он укрепил внешние отношения после визита в США 10 июля 2017 года, заверил о своей приверженности борьбе с «терроризмом» и коррупцией, укрепил отношения с международными финансовыми институтами, такими как МВФ и Всемирный банк, посетил Брюссель и был принят в Европейском парламенте 24 апреля 2018 года, встретился с высокопоставленными должностными лицами и обещал подписать в 2019 году соглашение о расширенном партнёрстве с ЕС. Благодаря всему этому он заручился поддержкой послов западных стран в Тунисе, которые открыто призвали к сохранению Юсефа Шахеда на посту премьер-министра.
Эта внешняя поддержка усиливает позицию правительства Юсефа Шахеда перед противниками из его партии и президентского окружения во дворце Картадж. Он — тот, кого поддержало движение «Ан-Нахда» в ответ на желание Европы сохранить его на посту, а не под предлогом поиска политической стабильности, как они утверждают. Поэтому давление, оказываемое Беджи Каидом эс-Сибси посредством объявления о завершении «политики консенсуса», не привело к успеху, хотя это давление было призвано лишить премьер-министра поддержки «Ан-Нахды» после того, как президент почувствовал свою политическую слабость против растущей силы Шахеда.
Таким образом, изменение политического ландшафта в Тунисе не является результатом завершения «политики консенсуса» между движением «Ан-Нахда» и партией «Нида Тунис», а является результатом явной поддержки со стороны Европы Юсефа Шахеда, чтобы он продолжил «политику консенсуса» вдали от внутренних проблем и конфликтов, понесённых партией «Нида Тунис» и влияющих на функционирование правительства.
Для того, чтобы завершить этот путь, для поддержки Юсефа Шахеда в Собрании народных представителей был создан новый парламентский блок под названием «Национальная коалиция», состоящий из депутатов, покинувших партию «Нида Тунис», и ряда других депутатов. Этот блок обеспечил продолжение правления Шахеда независимо от его партии. Таким образом, Юсеф Шахед смог получить вотум доверия парламента в недавних кадровых перестановках, несмотря на то, что его партия не принимала участия в голосовании.
В перестройке политического ландшафта в Тунисе внутренние факторы партии «Нида Тунис», которая страдает от разногласий, оппортунизма и коррупции, переплетены с внешними факторами, самым важным из которых является устремление ЕС и Британии к тому, чтобы найти агентов, способных заботиться об их интересах и выполнять их приказы. В одном из своих прежних выступлений в СМИ эс-Себси упомянул, что некое высшее должностное лицо упрекнуло его за усугубление внутренних разногласий в партии «Нида Тунис» и призвало разрешить эту проблему. Поэтому наблюдаемые отставки, формирование новых блоков в парламенте и изменение позиций некоторых партий под предлогом сохранения политической стабильности и предотвращения мятежа — это лишь план и распределение ролей, контролируемое «высшим должностным лицом» в интересах его колониального государства.
Демократический курс и избирательный процесс в Тунисе — это средства, которые используются Западом для установления колониальной гегемонии и лишения Исламской Уммы возможности выражать своё желание жить под системой Ислама. Этого он добивается путём навязывания мусульманам светских правителей и укрощения исламских движений, которые вступают в демократическую игру. Так Запад отдаляет их от серьёзной работы по переменам и перемещает в пространство политического реализма и унизительных уступок, как это произошло с движением «Ан-Нахда» в Тунисе.
Но их козни обернутся против них самих, а предателей и коллаборационистов ожидает только поражение и презрение в глазах Уммы, революционные устремления которой увенчаются полным освобождением от колонизатора и установлением Халифата по методу пророчества.
Газета «Ар-Рая»
Д-р Мухаммад Макидиш
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Тунисе
13 Рабиъ уль-авваль 1440 г.х.
21.11.2018 г.