Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма родился 27 ноября 1952 года в районе Гайд-парк города Чикаго, США, в семье японского происхождения, и вырос в консервативной среде. Фукуяма принадлежал к неоконсервативному лагерю на пике его могущества.
Он был одним из подписантов письма, адресованного бывшему тогда президентом США Джорджу Бушу-младшему после событий 11 сентября 2001 года, с просьбой свергнуть режим президента Ирака Саддама Хусейна.
В 1989 году в журнале «The National Interest» была опубликована статья Фрэнсиса Фукуямы под заголовком «Конец истории?», которая ознаменовала современные политические теории. В этой статье он написал: «История угнетения и тоталитарных режимов окончательно ушла в прошлое с окончанием «Холодной войны» и разрушением Берлинской стены, ей на смену пришли либерализм и ценности западной демократии». С 2004 года Фукуяма изменил свои позиции и стал критиковать вторжение США в Ирак и неоконсерваторов, объявив о своём полном отделении от них.
В 2006 году Фукуяма написал книгу под названием «Америка на распутье: демократия, власть и неоконсервативное наследие». В ней Фукуяма говорил о проблеме политического упадка, когда государство и его институты не могут адаптироваться к новым ситуациям. Согласно его мнению, «американская демократическая машина серьёзно пострадала, а рост мощи политических денег, растущее влияние лобби и преувеличенная роль пропаганды в СМИ являются одними из факторов, которые исказили американскую демократическую систему». В своей статье Фукуяма подверг резкой критике растущее влияние групп интересов (лобби), что, по его словам, превратило федеративное государство США в государство без мускулов перед лицом поразивших его болезней.
Это введение было необходимо для определения позиции писателя, чтобы никто не думал, что он входит в число левых американских сил или врагов Америки. Скорее, этот человек является одним из передовых американских мыслителей, о чём свидетельствует былая популярность его книги «Конец истории и последний человек».
Теперь Фукуяма написал новую статью под заголовком «Конец истории», которая затронула несколько вопросов:
1 — Америка будет оставаться великой державой ещё долго, но её влияние зависит не от внешней политики, а от того, сможет ли она разобраться с внутренними проблемами
2 — Пик американской гегемонии продлился менее 20 лет — от падения Берлинской стены в 1989 году до финансового кризиса 2007–2009 годов.
3 — Степень однополярности в тот период была невиданной в истории, а теперь мир возвращается к своему привычному состоянию многополярности: Китай, Россия, Индия, Европа и другие центры набирают силу по сравнению с Америкой.
4 — Куда более серьёзная проблема для глобального положения Америки — внутренняя: американское общество глубоко расколото и не может найти общий язык ни по одному вопросу.
5 — Эти конфликты затронули все стороны жизни.
6 — Сегодня почти половина республиканцев считает демократов большей угрозой для американского образа жизни, чем Россию.
7 — Тайвань в случае китайского нападения станет для американской внешней политики испытанием посерьёзнее Афганистана. Готовы ли США пожертвовать своими сыновьями и дочерьми во имя независимости этого острова? Или отважатся ли США на военный конфликт с Россией, если та вторгнется в Украину? Это серьёзные вопросы, на которые нет простых ответов.
8 — Поляризация уже нанесла серьёзный ущерб влиянию Америки на мировой арене, не говоря уже об ущербе, который могут нанести будущие испытания, такие как Тайвань, Украина и т.д.
9 — Главным политическим провалом администрации Джо Байдена за семь месяцев у власти стала неспособность предвидеть стремительный крах в Афганистане.
10 — Байден решил, что уход из Афганистана позволит в будущем переключить внимание на решение более серьёзных проблем со стороны России и Китая. Надеюсь, он относится к этому всерьёз. Бараку Обаме разворот в сторону Азии так и не удался, потому что Америка сосредоточила усилия на борьбе с повстанцами на Ближнем Востоке.
11 — США едва ли вернут себе прежний статус гегемона, и они не должны к нему стремиться. На что они могут надеяться, так это на поддержание вместе со странами-единомышленниками мирового порядка, благоприятствующего демократическим ценностям.
Эти пункты — самые важные и опасные (по мнению автора). Он прекрасно понимает, в каком положении оказалось американское общество. Каждый пункт требует отдельного исследования и рассмотрения, особенно вопрос внутренней поляризации и её влияния на сплочённость общества внутри страны, а также влияния на прочность сплочённости внешней политики в свете неоднородного общества, которое подвергается испытаниям с очень высоким риском, таким как угрозы Китая Тайваню и России Украине.
Эта статья, а также другие статьи и книги, в которых говорилось о начале упадка Америки, не подразумевают её саморазрушение или идею самоуничтожения. Их следует читать внимательно, дабы не подумать, что с Америкой покончено. Она всё ещё первая страна в мире, и разница между ней и теми, кто отстаёт от неё, очень велика. Выдавать желаемое за действительное — это не политический подход. Реальность следует внимательно изучать и знать, что подобные статьи западных мыслителей говорят об основных заболеваниях и дилеммах, которые так же не следует недооценивать.
Если их не исправить и не решить, то последствия могут сильно отразиться на внутренней и внешней политике. Идеологическое государство с глобальными устремлениями, обладающее решимостью, волей и способностями, может быть разрушено из-за внутренних и внешних проблем, как это случалось с другими государствами. Сегодня Америка обсуждает влияние мощного подъёма и глобальных угроз на внутреннюю разобщённость, следствием чего стала неудача в вопросе смены власти на недавних выборах. И этот провал часто сравнивают с происходящим в банановых республиках.
Ислам построил своё государство на исламской акыде. В первой статье Проекта Конституции, подготовленного Хизб ут-Тахрир, пишется: «Исламская доктрина (акыда) является основой государства. Ничто не может существовать в государственной структуре, форме правления, подотчётном органе или в любой другой сфере государственной деятельности, не основываясь на исламской акыде в качестве источника. Исламская акыда также является основой Конституции и законов Шариата, так что недопустимо наличие в них того, что не исходит из исламской акыды».
Газета «Ар-Рая»
Хасан Хамдан
22 Сафара 1443 г.х.
29.09.2021 г.