23
Сб, нояб

Воспоминание о разрушении Халифата: как это было и извлечённые уроки

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

28 числа месяца раджаб 1342 года по хиджре, что соответствует 3 марта 1924 году по григорианскому календарю, так называемой Великой Национальной ассамблеей был издан злосчастный указ, который официально объявил об упразднении Халифата и смещении Абдулмеджида II, последнего Халифа мусульман.

Этим же указом был упразднён последний Шейх аль-Исляма Мустафа Сабри, более того, все они и члены правящей династии Османов были изгнаны из страны, а их имущество было конфисковано. Этот указ был издан после множества других указов, которые отменили все исламские, шариатские законы и нормы, заменили шариатские суды гражданскими, а после издания новых светских законов на смену шариатским пришли законы, заимствованные из правовых систем европейских стран.

Региональные образования, группы и личности, сотрудничавшие с англичанами, внесли свой вклад в ослабление Халифата ещё за десятилетия до его разрушения. Первым из них стало образование Аль-Саудов, прикрывающееся иджтихадами Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, основателя так называемого ваххабизма, это образование орудовало с 1747 по 1787 годы. Оно стало первым клином, забитым в тело Османского Халифата. Став сепаратистским движением, обладающем военной силой, они захватили территории Неджда, напали на Кувейт, оккупировав его, затем напали на город Посланника Аллаха ﷺ, разрушив купол мечети Пророка, посеяв там хаос, затем напали на Багдад, Дамаск и Алеппо, вызвав беспорядки и анархию в Ираке и Шаме.

Чтобы остановить вторжения ваххабитского образования, Османское государство было вынуждено обратиться за помощью к валию Египта Мухаммаду Али, который был агентом Франции. Он послал армию под командованием своего сына Ибрагима-паши, который уничтожил их образование и полностью стёр с лица земли их логово в Эд-Диръия. Однако после этого сам он напал на Шам (Сирию), отделив эти земли от Османского государства, затем напал на Анатолию и чуть было не дошёл до Стамбула, чему помешали англичане. Эти нападения и сепаратистские движения очень сильно ослабили Османское государство и привели к возникновению националистических партий, которые поощрялись и поддерживались европейскими странами. Националистические партии распространились по всем регионам государства с требованием независимости и отделения от государства.

В 1909 году турецкая националистическая партия «Единение и прогресс» смогла взять под контроль правительство и свергнуть султана Абдул-Хамида II, установив светскую конституцию и парламентскую систему, фактически упразднив применение законов Шариата, но сохранив формальную должность Халифа, которую после свержения Абдул-Хамида II занял Мехмед V Решад, став формальным Халифом без каких-либо полномочий. Реальная власть в государстве принадлежала трём людям: главе правительства Талаат-паше, военному министру Энвер-паше и губернатору Шама Джемаль-паше.

В 1914 году Османское государство было втянуто в Первую мировую войну на стороне Германии. Талаат-паша и Энвер-паша заключили с Германией союз, однако Джемаль-паша сотрудничавший с англичанами, готовил заговор против них. В годы Первой мировой войны, особенно в 1915 году, в армии начала выделятся новая злосчастная фигура — Мустафа Кемаль, который был тогда малоизвестным офицером. В сражении, известном как Анафарталар, он объявил о своей победе над английской армией, что было явной инсценировкой, поскольку английские войска отступили от упомянутого места, которое занял Мустафа Кемаль в координации с англичанами. Эта инсценировка была принята людьми за чистую монету, в результате чего популярность Мустафы Кемаля взлетела до небес и он был повышен в звании, став известным военным.

После этого Мустафа Кемаль начал открыто демонстрировать свою лояльность к англичанам, распространяя мнения, призывающие к примирению с ними под предлогом невозможности противостоять им. Одновременно он начал разжигать противостояние Халифа Вахидеддина против Германии и поддерживающих её Талаат-пашы и Энвер-пашы, однако Вахидеддин пытался разными способами его удержать от этого. После падения Иерусалима перед англичанами в 1917 году, Мустафу Кемаля отправили защищать Шам и при сотрудничестве с немецким главнокомандующим Лиманом фон Сандерсом предотвратить его падение. Прибыв в Палестину, он остановился в Наблусе, симулировал свою болезнь и не сражался, в результате чего османская армия потерпела поражение в битве при Мегиддо. Мустафа Кемаль оставил Палестину и отступил в Дамаск, где Сандерс потребовал от него построить новые оборонительные линии, но он отказался и отступил в Алеппо, а затем отошёл в Анатолию и разместил там свои войска. Сандерс пришёл в ярость и заявил ему, что не возьмёт на себя ответственность за отступление от столь больших территорий Сирии, на что Мустафа Кемаль нагло ответил: «Я полностью беру ответственность на себя».

В этот период отъявленный предатель Хусейн ибн Али, лидер так называемой Арабской революции, воевал на стороне англичан против османской армии в Иордании, перерезая ей линии связи и снабжения под командованием знаменитого английского офицера, известного как Лоуренс Аравийский, который был советником Фейсала ибн Хусейна. Они смогли захватить Акабу и всю территорию Иордании, а затем в 1918 году вместе с англичанами вошли в Дамаск. Великобритания и её союзники: французы, итальянцы и греки оккупировали османскую Анатолию и столицу Стамбул, наложили ограничения на Халифа и заставили его подписать Севрский договор, предусматривающий отказ от большей части османских территорий в пользу союзников.

Германия потерпела поражение, а вместе с ней было побеждено Османское государство, благодаря таким предателям, как Мустафа Кемаль и Хусейн ибн Али. Первая мировая война закончилась и османские владения были разделены согласно соглашению Сайкс-Пико, а затем согласно решениям, принятым в 1920 году на конференции в Сан-Ремо.

Мустафа Кемаль начал координировать каждый свой шаг с англичанами, возглавив революцию против оккупации в Анатолии. Он сделал Анкару своей штаб-квартирой и вступил в фиктивные сражения с войсками Антанты, где их войска отступали из городов и районов, а его силы освобождали их один за другим в фальшивой войне за независимость. Затем он сформировал правительство и парламент в Анкаре наряду с существующим Халифом в Стамбуле и начал атаковать стамбульское правительство, обвиняя его в бессилии, тем самым пытаясь подорвать его авторитет. Вахидеддин, осознав его игру, особенно после того, как он начал нападки на институт Халифата, приказал армии атаковать Мустафу Кемаля. Армия Кемаля могла потерпеть поражение перед армией Халифа, если бы Британия не огласила Севрский договор, подписанный Вахидеддином, в результате которого армия и народ были потрясены объёмом уступок в договоре, после чего армия отступила, а многие из них перешли на сторону Мустафы Кемаля. Затем Британия признала оба правительства — и в Стамбуле, и в Анкаре. Мустафа Кемаль из этой ситуации вышел как освободитель Анатолии, а Вахидеддин стал выглядеть правителем, неспособным что-либо сделать и полностью находящимся под властью англичан.

Впоследствии Вахидеддин был вынужден принять лидерство Мустафы Кемаля и отказаться от участия в переговорах в Лозанне в его пользу и в пользу его людей. Переговоры в Лозанне велись об упразднении Халифата и изгнании Халифа с конфискацией его имущества и об объявлении Турции секуляристским государством, что и было впоследствии реализовано. В 1923 году Вахидеддин был смещён и сослан на британском корабле на остров Кипр и пока Халифат не был упразднён конституционно, в качестве временного и символического Халифа на его место был назначен Абдулмеджид II.

Министр иностранных дел лорд Курзон, отвечая на вопрос одного из парламентёров Британского парламента, о причине необоснованного вывода британских войск из Стамбула, сказал: «Турция побеждена и уже не восстанет, потому что мы уничтожили её духовную силу — Халифат и Ислам».

С разрушением Халифата были упразднены законы Шариата, присяга Халифу была нарушена, земли мусульман были расчленены на национальные клочки, став квази-государствами, которыми управляли правители-агенты. По идее единства мусульман был нанесён смертельный удар, а с этим пал Иерусалим и Благословенная земля, а в самом сердце мусульманских земель было зарождено еврейское раковое образование. Возникшие новые образования отстали во всех сферах жизни: экономической, промышленной, научной, военной и административной. Эти несчастные страны проиграли во всех своих битвах, никогда и нигде не одерживая больше победы. Все эти государства не возымели веса и влияния на международной арене, так, например, еврейское образование с населением в семь миллионов человек оказывает большее влияние на международное сообщество, чем 57 мусульманских государств с населением около двух миллиардов человек!

 

Газета «Ар-Райя»
Ахмад аль-Хитвани
21.02.2024 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая