Иранское правительство объявило о смерти президента Ибрахима Раиси в результате крушения вертолёта. Помимо Раиси, который ранее занимал пост главы судебной власти страны, на борту вертолёта находились и министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, губернатор Восточного Азербайджана Малик Рахмати, имам соборной мечети Тебриза Мохаммад Али Хашем и еще 7 сопровождающих. Крушение произошло в густых лесах Арсебарана в окрестностях деревни Оузи в провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана, в условиях плотного тумана, что затруднило прибытие спасательных служб на место происшествия.
Прежде чем говорить об убийстве иранского президента и сопровождающей его делегации, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:
1. Нужно помнить, что политический анализ не является гаданием, журналистским сенсационным материалом, предсказанием или перебиранием вероятностей, а также поиском выгодоприобретателя от произошедшего события. Политический анализ представляет собой изучение реальности без предвзятости, но с учётом информации, относящейся к данной реальности. Это требует сбора всей информации, связанной с событием, и избегания каких-либо вводящих в заблуждение или не относящихся к делу новостей.
2. Известно, что эти государства склонны ко лжи, дезинформации, обману и сокрытию фактов. Событие до сих пор окутано тайной, особенно со стороны Ирана, где новости и рассказы противоречат друг другу. Бывший губернатор и депутат Али Реза Бейджи заявил, что падение вертолёта президента вызывает много вопросов.
3. Иранская система власти на самом деле представляет собой неоднородные силы: среди них есть ультраконсерваторы и умеренные консерваторы, каждый из которых имеет свои собственные позиции и мнения, и каждый хочет навязать своё видение. И это касается только консерваторов, а что говорить о разногласиях между ними и другими иранскими группами, начиная от реформаторов до оппозиции?
4. Происходящие события и время показали, что иранский режим или одна из его ветвей убивали некоторых личностей, как, например, убийство Аятоллы Бехешти в начале восьмидесятых годов. Он был одним из основателей Исламской республиканской партии, главой судебной власти, председателем Исламского революционного совета и Совета экспертов, а также вторым по влиятельности лицом в революции после Аятоллы Хомейни в то время. Мохаммад Казем Шариатмадари был заключен под домашний арест и лишён лечения по приказу иранского режима и верховного лидера Хомейни, несмотря на то, что у него был рак. Аятолла Хусейн Монтазери, один из ведущих религиозных деятелей Ирана и выдающийся лидер Исламской революции в Иране, считался правой рукой Хомейни. В 1985 году Совет экспертов согласился назначить его заместителем верховного лидера Ирана, но в 1989 году он был снят со своих должностей и помещён под домашний арест в своём доме в городе Кум, где умер 19 декабря 2009 года от сердечного приступа. Этот режим, как и все репрессивные режимы, убивает и заключает в тюрьмы всех, кто не согласен с ним или обвиняет его в преступлениях, избавляясь от них либо путём убийства, либо устранением с политической сцены путём домашнего ареста, как в случае с Мехди Карруби.
5. Вызывает удивление состав делегации, сопровождавшей президента, например, присутствие министра иностранных дел в поездке, не связанной с внешней политикой. А также вызывает удивление присутствие их всех в одном вертолёте в бушующую непогоду с отсутствием принятия необходимых технических мер безопасности в отношении главы государства. Некоторые сообщения также говорили о том, что Хаменеи настаивал на поездке Раиси.
6. Как говорят, вертолёт президента был очень старым. Разве Иран не мог купить вертолёт у России или Китая? Зачем использовать вертолёт времён шаха и при этом говорить о важных технических недостатках этого вертолёта?
Эти важные предпосылки необходимы для изучения события и реальности Ирана. Что касается убийства Раиси, то нет сомнений, что он был одним из людей революции и очень жёстким консерватором, тесно связанным с верховным лидером и некоторыми консервативными силами. Известна его грязная роль в убийстве оппозиционеров во время его руководства так называемым «Комитетом смерти» в 1988 году и обвинения в ответственности за казнь тысяч политических заключенных в том же году. Однако его ответ на эти обвинения заключался в том, что он горд быть «защитником безопасности народа».
На мой взгляд, чтобы понять истинную природу этого происшествия, необходимо знать несколько ключевых моментов.
Во-первых, борьба за преемственность верховного лидера Али Хаменеи является объектом ожесточённой борьбы, особенно потому, что эта должность контролирует абсолютную власть в Иране. Верховный лидер имеет последнее слово по важнейшим вопросам, определяет политику и направление страны во внешней политике, а также обладает полномочиями во внутренних решениях. Среди наиболее вероятных кандидатов на эту должность были:
1. Президент Ирана (Ибрахим Раиси), который был одним из самых вероятных кандидатов на пост преемника Хаменеи.
2. Моджтаба Хаменеи (сын верховного лидера Али Хаменеи), но с ним есть проблема и связана она с тем, что должность верховного лидера не наследуется.
3. Садик Лариджани, но его шансы стать преемником нынешнего лидера Али Хаменеи кажутся слабыми по нескольким причинам, главная из которых в том, что он не является Факыхом-Муджтихидом по образу Факыхов Хавзы. Также существуют напряжённость и разногласия между ним и властными структурами режима, так как он критиковал службы безопасности после исключения его брата из предвыборной гонки за пост президента и был обвинён в коррупции в период, когда был главой судебной власти.
Во-вторых, напряжённая и продолжающаяся борьба между консервативными и реформистами в сердце правящей системы в Тегеране. В случае прихода Раиси к власти в качестве верховного лидера, он станет сильным человеком, что приведёт к внутренней и внешней напряжённости. Устранение президента Ирана (Ибрахима Раиси) предотвратит его приход на высший пост в иранской системе правления. Этот аспект крайне важен и не должен упускаться при изучении убийства Раиси.
В-третьих, ещё один момент, который нельзя игнорировать, это секретные переговоры между Соединёнными Штатами и Ираном в Маскате (Оман) по иранской ядерной программе, которые закончились без достижения прогресса из-за столкновения взглядов и упрямства обеих сторон.
Сайт «Axios» и иранская газета «Arman Emrooz» сообщили о проведении судьбоносных непрямых переговоров между представителями американской администрации и Ирана для обсуждения возрождения ядерного соглашения, чтобы выйти из тупика, хотя бы через так называемое временное соглашение. Также обсуждались региональные конфликты на фоне агрессии еврейского образования против сектора Газа и её последствия для стран региона и мира.
В этом контексте Тегеран стремится проявить гибкость по отношению к администрации Байдена, опасаясь возвращения Трампа в Белый дом, который придерживается жёсткой политики в отношении Ирана. В свою очередь, Байден хочет добиться дипломатического успеха с Ираном, чтобы скрыть свою полную поддержку еврейскому образованию и помешать Трампу прийти к власти. А это, в свою очередь, могло требовать устранения таких фигур, как Раиси и Абдоллахиян.
Если предположить этот сценарий, то наличие прагматичной фигуры в интересах некоторых прагматичных сил, стремящихся вывести Иран из-под санкций и вернуть вопрос ядерного соглашения на повестку дня до прохождения американских выборов на фоне опасений возвращения Трампа и возвращения к более жёстким санкциям против Ирана. Это важное и необходимое требование для обеих стран — Ирана и Соединённых Штатов.
Учитывая всё вышесказанное, обсуждение роли одной из сил режима в убийстве Раиси не кажется далёким, а скорее является вполне вероятным сценарием.
Газета «Ар-Рая»
Хасан Хамдан
29.05.2024г.