11
Сб, окт

Материалистический путь западного искусственного интеллекта

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Безудержное стремление Запада развивать искусственный интеллект путём наращивания вычислительной мощности отражает ошибочное представление о самом понятии интеллекта. Предполагается, что является ошибочным, что восприятие и осмысление сводятся исключительно к вычислительным операциям. Однако реальность показывает, что по достижении определённого предела гигантское увеличение вычислительных мощностей выражаемых в FLOPs приводит лишь к незначительным улучшениям, а не к качественному скачку в уровне интеллекта.

Так, например, обучение модели ChatGPT-4 потребовало, по оценкам, 62 тысячи мегаватт-часов электроэнергии и десятки миллионов долларов на вычислительные ресурсы. Тем не менее, она всё ещё значительно уступает по уровню общего рассуждения человеческому мозгу, который обладает гораздо большей адаптивностью и при этом потребляет всего около 20 ватт энергии.

Сведение человеческого мышления только к материальной стороне с отрывом от его живой органической сути является грубейшей ошибкой, подпитывающей западное заблуждение, что будто бы ещё больше компьютеров и энергии способны не просто повторить процесс человеческого мышления, но и достичь уровня «всеобщего искусственного интеллекта».

Такой поверхностный подход, уходящий корнями в материализм, отражает более широкое западное научное наследие, основанное на интересе к тому, как происходят явления, при игнорировании фундаментального вопроса: «Почему они происходят?».

Именно поэтому мы видим те же самые искажения в преобладающих теориях о Большом взрыве, происхождении жизни и происхождении человека: причины объясняются с позиций механистических принципов в духе Гоббса, тогда как конечная цель и метафизические вопросы остаются без ответа.

Термин «первозданный» (Primordial) указывает на изначальное или исходное состояние, из которого возникло всё сущее. В космологии под этим понимается первичное состояние Вселенной сразу после Большого взрыва, наполненное частицами и первичной энергией. В биологии он отсылает к «первичному бульону» — гипотетической смеси простых молекул, которые, как предполагается, самопроизвольно объединились, открыв путь к зарождению жизни. А в контексте человека слово «первозданный» используется для описания возникновения сложной человеческой природы как результата эволюционного процесса от низших существ.

Однако на деле первозданным интеллектом следует считать живое, подлинное сознание, присущее человеку, в отличие от вычислительной имитации интеллекта, характерной для искусственного интеллекта.

Научный подход достиг определённых успехов в моделировании «механизмов» этих начал: расширения Вселенной, химических процессов на ранней Земле, нейронной активности мозга. Но он не смог ответить на вопрос о «цели»: зачем существует Вселенная? Зачем возникла жизнь? Зачем существует человек? В чём суть подлинного интеллекта, выходящего за рамки обработки данных и сложного распознавания шаблонов?

Эти фундаментальные вопросы носят экзистенциальный и метафизический характер, они не поддаются наблюдениям и экспериментальным исследованиям. И неспособность науки ответить на них — не случайность, а следствие природы самого научного метода, ограниченного лишь наблюдаемыми, измеримыми и воспроизводимыми явлениями, в то время как мировоззренческие, неосязаемые реалии наука обходит стороной.

Такой подход мышления, помимо своей ограниченности, остаётся подверженным ошибке и не может служить основанием для утверждения окончательной истины.

Показательным примером тому служит теория «первичного бульона», которая за десятилетия исследований выявила серьёзные проблемы, начиная от ошибочных предположений о составе ранней атмосферы Земли и заканчивая отсутствием вразумительного естественного механизма, объясняющего, как могли самопроизвольно возникнуть первые строительные блоки жизни. Эти трудности указывают на ограниченность научного метода, когда им пытаются разъяснить истоки бытия.

Слепая вера Запада в то, что наращивание вычислительной мощности способно породить «истинный интеллект», — это не что иное, как отражение материалистического редукционизма в науке. Это иллюзия, путающая обработку данных с подлинным осознанным пониманием, игнорирующая глубинную природу человеческого интеллекта, в который входят также этические, экзистенциальные и метафизические измерения, выходящие за пределы научного метода.

Исламский же взгляд рассматривает эти истоки, начиная от Большого взрыва и до сотворения жизни, появления человека и дарования разума, как осмысленное сотворение Аллахом, наличие которого в роли Создателя неизбежно при сотворении человека и жизни.

В Коране сказано, что небеса и земля были едины, и Мы разъединили их. Это описание соответствует модели Большого взрыва, но указывает на божественный замысел, а не на простую случайность. Жизнь была создана по велению Аллаха из воды и элементов. А человек, будучи наиболее почётным из творений, получил разум и сознание по воле Аллаха, став творением с осмысленной жизнью.

Таким образом, Ислам возводит окончательную причинность к Аллаху, утверждая, что научное описание механизмов не исключает Божественного вмешательства, а на вопрос о «смысле» можно ответить только через разумную веру в Творца, выходящую за пределы эмпирического исследования.

И в заключение

Накачиванием всё большими объёмами вычислительных мощностей, энергии и средств в развитие искусственного интеллекта не добиться того, что он станет мыслить как человек. Подлинный прогресс возможен лишь при выходе за пределы узкого экспериментального научного метода и осознании того, что интеллект — это процесс восприятия, который передаёт реальность через органы чувств в мозг, где она интерпретируется на основе накопленных знаний. А высший источник этих знаний, согласно исламскому мировоззрению, — Всевышний Аллах, а не просто метод проб и ошибок.

Такой подход позволяет науке правильно определить природу мышления и чётко очертить границы искусственного интеллекта.

Признавая, что всё первозданное бытие восходит к единому Творцу, понимание становится полным: Ислам совершенствует науку и наделяет её более глубоким измерением, освобождая её от плена суждения в механистических рамках и направляя к просторам осмысленного понимания цели и сути бытия.

أَفَمَن يَخْلُقُ كَمَن لَّا يَخْلُقُ ۗ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ

«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помянете назидание?» (16:17).

 

Абдульмаджид Бхатти, Пакистан
24.09.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая