Возникновение групп в раннем периоде Ислама стало первым предвестником появления группы «Ахл-юс-Сунна»
Сабаиты:
Возвращаясь во времена сподвижников, да будет доволен ими Аллах, мы находим, что сподвижники всеми силами старались беречь единство общины мусульман. Благодаря этому мусульмане были сплочёнными и единым целым организмом, не разделяясь на враждующие группы, школы и учения.
После смерти Посланника Аллаха ﷺ и принесения присяги Абу Бакру (р.а.) мусульмане занялись покорением новых земель и подавлением вероотступников. Справедливость первого праведного халифа была большим и славным примером, которая не давала повода для дискредитации его дееспособности, достоинства и права быть халифом. Таким же был Умар аль-Фарукъ (р.а.). Время правления этих двух праведных халифов можно назвать эпохой укрепления мощи государства и выходом его на международный уровень. В этот период мусульмане нанесли поражение персам и византийцам, покончили с их имперской властью на Востоке и возвели государство на крепкой основе. И когда на пост халифа был избран Усман ибн Аффан (р.а.), Исламское Государство было процветающим и имело большие территории. После долгих завоеваний у мусульман началась эпоха стабильности. Среди приближённых к халифу Усману (р.а.), глав административных единиц (амил) и секретарей были представители рода Омейядов, Мирван ибн аль-Хакам и Муавия ибн Абу Суфьян. Именно тогда среди мусульман начали появляться тайные движения с определёнными политическими планами и целями. Своих последователей эти движения собирали вокруг определённых обвинений в адрес халифа. Как и появились персоны, которые снаружи заявляли о своей приверженности Исламу, а внутри скрывали свою приверженность к другим религиям. Одними из таких персон оказались иудей Абдуллах ибн Саба и христианин Сусан. Если говорить о первом, то свою подрывную деятельность он начал в Хиджазе и Басре и пытался отклонить мусульман от Ислама, но все эти попытки увенчались провалом. Затем он переместился в Египет, где нашёл благоприятную для своих коварных планов почву, и начал внедрять идею «ар-Раджа» — возвращения Мухаммада ﷺ. Он говорил: «Как вы можете верить в то, что Иса вернётся, а Мухаммад — нет?! Ведь Аллах сказал:
إِنَّ ٱلَّذِي فَرَضَ عَلَيۡكَ ٱلۡقُرۡءَانَ لَرَآدُّكَ إِلَىٰ مَعَادٖۚ
«Тот, кто ниспослал тебе Коран и сделал его предписания обязательными, непременно вернёт тебя к месту возвращения» (28:85).
Затем он решил расколоть ряды Исламской Уммы путём нанесения удара по центру мощи мусульман — по самому халифу. Так он выдумал идею «аль-Васыйя» — завещание Пророка Мухаммада ﷺ — и заявил: «И у каждого пророка был васыйя (духовный преемник), и Мухаммад завещал, что Али является его духовным преемником. И нет более несправедливого человека на земле, чем те, кто утаил завещание Пророка Мухаммада ﷺ и не исполнил его». Так он начал пропагандировать среди людей, что Усман отнял право Али и поступил с последним несправедливо. Он распространил своих агитаторов и переписывался с теми, которые сеяли порочность в различных городах. Он писал им: «Восстаньте против Усмана и начните с обвинений в адрес ваших амиров, маскируйтесь тем, будто призываете к одобряемому и удерживаете от порицаемого, дабы привлечь сердца людей, а тем, кто доверились вам, объясните вашу идею и призовите к своему делу». Так продолжалась их подрывная деятельность, пока Аллах не покончил с ней.
Хариджиты:
Третий праведный халиф Усман, да будет доволен им Аллах, был убит, и Али, да возвеличит его Аллах, получил присягу на пост халифа. Затем произошли события битвы при Сиффине и случай с третейским судом с использованием Корана, в которых против халифа Али выступила группа хариджитов. Большинство хариджитов было из племени Тамим. Они не согласились с предложением третейского суда на основании Корана, посчитав данное действие грубейшей ошибкой. По их мнению, судейство над тем, «какая из сторон права?», является сомнением в отношении обеих сторон конфликта. А они, т.е. хариджиты, уверены в том, что правда — на их стороне. Среди них распространился лозунг «Суд принадлежит только Аллаху», который стал их знаменем в собственных политических притязаниях. Они потребовали от Али, да возвеличит его Аллах, признать, что он совершил ошибку и проявил неверие своим согласием провести третейский суд, а также отречься от своей договорённости с Муавией. Однако Али отказался нарушать заключённый им договор, поскольку это могло бы привести к полному недоверию в его адрес и отдалению от него верных благородных друзей. Как и не согласился Али с тем, что он проявил неверие. Ведь он одним из первых уверовал в Ислам и с того момента не приобщал к Аллаху сотоварищей, т.е. не возвращался в язычество. Хариджиты перебивали Али, когда он с трибуны мечети говорил: «Правление принадлежит только Аллаху», — и обвинили его в многобожии. Разочаровавшись в отступлении Али от его позиции, харидижиты собрались в доме одного из своих соратников, где выступил один из представителей хариджитов со следующей речью: «Клянусь Аллахом, не подобает народу, который верует в Господа миров и крепко держится за решение Корана, останавливаться перед трудностями этого бренного мира и оставлять приказ к одобряемому, запрет порицаемого и провозглашение правды. Кого Аллах испытает трудностями в этом мире, его наградой в Судный день будет довольство Всевышнего Аллаха и вечная жизнь в садах Рая. Выходите с нами и нашими братьями из этого несправедливого селения в горную область к северу от Хузистана или в небольшие населённые пункты у подножия гор в знак несогласия с произошедшими нововведениями, вводящими людей в заблуждение».
Затем они переселись в селение вблизи Куфы, которое получило название «Харура» (вольные) и «Мухаккама» (утвердили) в честь тех, кто говорил: «Правление принадлежит только Аллаху». Своим предводителем они избрали Абдуллаха ибн Вахаба ар-Расибий. Мусульмане того времени назвали их «хариджитами» (вышедшими) по причине их выхода против Али и его сподвижников. Али боролся с ними до последнего. Произошло несколько ожесточённых боёв, одним из известных стало сражение при Нахраване, где Али нанёс им поражение и сокрушил многих из них. Однако, ему так и не удалось положить конец этому явлению и их идеям. Хариджиты продолжали оставаться болезненной занозой на теле Омейядского Халифата. Были случаи, когда хариджиты едва не захватили власть в Омейядском государстве. Военачальник халифа Мухалляб ибн Абу Суфра боролся с ними, перенося все сложности и трудности сражений с ними долгие годы. И лишь в эпоху правлении Аббасидов хариджиты существенно ослабли и ушли с политической арены Халифата
.
Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик