Возникновение шиитов.
Приводит Бухари от Ибн Аббаса (р.а.): «После того, как Али ибн Абу Талиб (р.а.) вышел от Посланника Аллаха ﷺ, болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абу Хасан, как чувствует себя этим утром Посланник Аллаха ﷺ?». Он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня утром он поправился!». Тогда Аббас ибн Абд аль-Мутталиб (р.а.) взял его за руку и сказал: «Клянусь Аллахом, через три (дня) ты будешь подчиняться уже другому. И клянусь Аллахом, я думаю, что Посланник Аллаха ﷺ умрёт от этой своей болезни, ибо я знаю, какими бывают лица потомков Абд аль-Мутталиба перед смертью! Пойдём же к Посланнику Аллаха ﷺ и спросим, кому достанется власть (после него). Если она будет принадлежать нам, мы узнаем об этом, а если она будет принадлежать другим, мы поговорим с Посланником Аллаха, и он внесёт нас в своё завещание». (На это) Али сказал: «Клянусь Аллахом, если мы попросим (халифат) у Посланника Аллаха ﷺ, а он откажет нам, то после его (смерти) люди уже не отдадут его нам! И, клянусь Аллахом, я не стану просить об этом Посланника Аллаха ﷺ».
Некоторые сподвижники считали, что Али более достоин быть халифом, чем Абу Бакр, Умар и другие. В эту группу входили Аммар, Абу Зарр, Сальман аль-Фарисий, Джабир ибн Абдуллах, Аббас и его сын, Абу ибн Кааб, Хузейфа и многие другие сподвижники Посланника Аллаха ﷺ.
Как упоминалось ранее, в эпоху правления Абу Бакра и Умара, а также в первые годы правления Усмана (р.а.) мусульмане были заняты завоеваниями, продвижением Ислама, усилением мощи Исламского Государства и укреплением его столпов. Всё это время идея превосходства Али и его права на Халифат пребывала в спячке, пока не вышла на поверхность идея пророческого завещания с упоминанием Али — будто бы Пророк Мухаммад ﷺ оставил завещание о том, что Али является его духовным преемником и должен получить Халифат после него. Согласно мнению сторонников вышеупомянутого завещания, Али является Имамом не путём избрания и принесения присяги, а напротив, на основании текста завещания. Впоследствии появилась идея непогрешимости Али и имамов после него, которая гласила о недопустимости ошибки в отношении них, что все, исходящие от них решения, являются верными. Затем поднялся вопрос наместничества — Халифата — Абу Бакра, Умара и Усмана. Некоторые сторонники вышеупомянутого завещания ограничились заявлением о том, что Абу Бакр, Умар и Усман, а также их приверженцы и добровольно давшие им присягу мусульмане на то, чтобы они (Абу Бакр, Умар и Усман) были халифами, совершили ошибку, зная преимущество Али над всеми остальными сподвижниками. Нашлись и такие, которые проявили чрезмерность и обвинили в неверии Абу Бакра, Умара, Усмана и всех, кто поддержал их, на основании того, что будто они отвергли завещание Пророка Мухаммада ﷺ и не дали Халифат тому, кто заслуживает его по праву. Некоторые из них переступили все грани и обожествили Али. Таким образом, появились шииты, которые, стоит отметить, не являются одной группой.
Самыми значимыми шиитскими группами являются:
1 — Зейдиты:
Зейдиты — это последователи Зейда ибн аль-Хасана ибн Али ибн аль-Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба. Скорее всего, зейдиты являются наиболее умеренной и наиближайшей к суннитам школой (мазхабом). Согласно историческим данным, основатель этой школы Зейд ибн аль-Хасан был учеником Василя ибн Аты — лидера мутазилитов, который разрешал быть Имамом даже тому, кто не отвечал предпочтительным условиям халифа. «Да, Али ибн Абу Талиб является более предпочтительным Имамом, чем Абу Бакр и Умар, — говорил Зейд, — однако это не означает, что правление Абу Бакра и Умара является неправомерным». Зейд ибн аль-Хасан не был сторонником получения власти по тексту завещания, как и не верил в то, что божественное откровение определило тех, кто должен быть Имамом.
2 – Имамиты:
Шииты данной школы были названы имамитами в силу того, что главные убеждения их учения сконцентрированы на личности Имама. По словам основателей этой школы, Пророк Мухаммад ﷺ оставил завещание на то, что право быть халифом принадлежит Али ибн Абу Талибу, а Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб узурпировали это право. В итоге, имамиты отреклись от этих двух халифов. Сами имамиты не представляют собой одну единую школу. Существует множество групп имамитов, которые расходятся между собой во мнении относительно личностей имамов. Одни считают, что имамов должно быть двенадцать, другие называют себя последователями Исмаила ибн Джафара ас-Садыка. По своей сути, исмаилиты являются неверующими, подразделяя своё учение на «внешнее» (захир), доступное рядовым членам общины (обрядовые ритуалы и правовые положения), и «внутреннее» (батин), доступное лишь «посвящённым». Имамиты приняли философию Платона и заимствованное у других религий мистическое учение тайного братства «ас-Сафа» (братьев чистоты). Они подвергли исламские предписания и понятия сомнению и отреклись от Ислама в целом, сделав философов своими пророками и посланниками.
Хариджиты и шииты сходятся в том, что омейядские халифы являются узурпаторами и тиранами. Открыто, тайно и двусмысленно они сотрудничали в борьбе против Омейядского Халифата. И поскольку одними из ярких лидеров, имамство которых шииты хотели утвердить в Халифате, были люди из числа рода Пророка Мухаммада ﷺ, в связи с этим как Омейядский, так и Аббасидский Халифат приняли жёсткую позицию в отношении борьбы с Ахль-юль-Байт (родственниками Пророка Мухаммада ﷺ).
Возникновение мутакаллимов и кадаритов.
В тот период времени мусульмане начали соприкасаться с другими народами, которые проживали на завоёванных мусульманами землях. Эти народы имели свою философию и теологию, а также множество рассматриваемых ими мировоззренческих вопросов. Сначала из мутакаллимов (учёных догматической науки «калам») появились кадариты, затем — мутазилиты и так далее.
Когда индусская и греческая философии и теология проникли в вопросы, рассматриваемые мусульманами с целью предоставления ответа и пояснения позиции Ислама в отношении них или обычного их рассмотрения, появилась группа мутазилитов, основателем которой был Василь ибн Ата, и группа кадаритов, основателем которой был Гилян ад-Димашкъый. Что касается сообщений о том, что основателем этой еретической школы является Маъбад аль-Джухани, то исламский учёный аз-Захабий в книги «Мизан аль-Иътидаль» говорит, что Маъбад аль-Джухни был порядочным табиином, но за ним числится то, что он внёс плохое новшество и стал первым, кто обсуждал вопрос «кадар». Маъбад аль-Джухни был убит аль-Хаджаджем ибн Юсуфом ас-Сакафи из-за того, что первый выступил вместе с Ибн аль-Ашъасом.
Своё мнение о вопросе «кадар» Гилян ад-Димашкъый заимствовал у христианина Савсана. Вскоре с движением кадаритов было покончено, а его основатель Гилян ад-Димашкъый был убит Хишамом ибн Абдульмаликом. Сообщается, когда до халифа Умара ибн Абдульазиза дошла весть о том, что Гилян и его соратники говорят свои умозаключения в вопросе «кадар», Умар приказ доставить их к нему. Когда они прибыли во дворец халифа, Умар сказал им: «Что вы говорите?». «То, что говорит Аллах. О амир-уль-муминин», — ответили кадариты. «А что говорит Аллах?», — переспросил Умар, а в ответ они зачитали следующие слова Всевышнего:
هَلۡ أَتَىٰ عَلَى ٱلۡإِنسَٰنِ حِينٞ مِّنَ ٱلدَّهۡرِ لَمۡ يَكُن شَيۡٔٗا مَّذۡكُورًا
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?» (76:01),
إِنَّا هَدَيۡنَٰهُ ٱلسَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرٗا وَإِمَّا كَفُورًا
«Мы повели его путём либо благодарным, либо неблагодарным» (76:03).
На что Умар сказал им: «Вы читайте эту суру до самого конца», т.е. — прочтите следующие слова Всевышнего Аллаха:
إِنَّ هَٰذِهِۦ تَذۡكِرَةٞۖ فَمَن شَآءَ ٱتَّخَذَ إِلَىٰ رَبِّهِۦ سَبِيلٗا ٢٩ وَمَا تَشَآءُونَ إِلَّآ أَن يَشَآءَ ٱللَّهُۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمٗا
«Воистину, это есть Назидание, и тот, кто желает, становится на путь к своему Господу. Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (76:29,30).
Затем Умар переспросил их: «Что думаете об этом? Неужели вы берёте ответвление, а основы игнорируете?!». Сообщает Ибн Мухаджир: «Когда дошла до халифа Умара весть о том, что они вновь начали проявлять чрезмерность, он в гневе дал распоряжение привести их к нему. Я встретил их и встал позади Умара. Посмотрев на них, халиф Умар сказал им: «Аллах знал заблаговременно, что Иблис не исполнит Его веление и не поклонится?», — и кивнул своей головой, чтобы они сказали: «Да», — а иначе будут казнены. И они сказали: «Да». Умар задал следующий вопрос: «Аллах знал заблаговременно, что Адам и Хава приблизятся и вкусят плод запретного дерева, несмотря на Его запрет?», — и кивнул своей головой, чтобы они сказали: «Да», — а иначе будут казнены. Затем халиф приказал им написать остальным представителям своего движения послания о том, что они должны придерживаться обратного тому, чего придерживались до этого, и не утверждать то, что говорили ранее. Однако вскоре Умар покинул этот бренный мир, и это послание не было написано и разослано».
Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик