29
Сб, апр

Термин «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» 14 ч.

Статьи
Функции
Вид

Одобрительное разногласие и предосудительное расхождение

Допускается ли многочисленность вероучений (акъыд) и разрешается ли мусульманам разногласить между собой в вопросах вероучения (акъыды)?

Прежде чем приступить к пояснению данного вопроса, необходимо определить методологию вынесения решений на вышеупомянутые разногласие и расхождение.

В толковом словаре арабского языка «Муъджам» слово «فُرْقَةٌ» (фуркъа) — «отделение» — обозначает различие между двумя вещами, отличие одной от другой. И если в основе отделения лежит отличие от источника и отступление от него, что приводит к появлению отдельной группы, то тут возникает вопрос: может ли Ахль-юс-Сунна отличаться от великого источника — Ислама? Ведь мы поняли, чем группа мутазилитов и группа шиитов отличились и отступились от некоторых понятий Ислама, приняв для себя особый подход в понимании и во взаимодействии с Исламом, что отдалило их от исходного положения. И там, где они отличились от Ислама, они стали сторонниками новшества, а в остальных вопросах, где они не отошли от Ислама и не отличились от остальных мусульман, они по-прежнему продолжили быть приверженцами Сунны. Так чем отличилась Ахль-юс-Сунна от Ислама?

Целью данного исследования служит рассмотрение того, чем эти группы отличились от Ислама, а в каких вопросах они продолжают быть с Исламом; вышли ли они за грани Ислама или нет; что служит границами Ислама? Другими словами, в каких вопросах они стали сторонниками новшества, а в каких вопросах они продолжают быть приверженцами Сунны?

Мы уже писали о том, что Сунна является гранью Ислама. Как и рассказывали о том, какое значение хадисоведы, правоведы (учёные усуля) и учёные исламского права (факихи), придали слову «сунна»: это — образ жизни или противоположность новшеству. Исходя из вышеприведённого, нельзя отделять группу от первозданности — Ислама — и называть её группой приверженцев Сунны — «Ахль-юс-Сунна». И нет смысла отделять приверженцев Сунны от Ислама, ибо приверженцы Сунны — это и есть приверженцы Ислама, неотъемлемой частью которого является Сунна, ведь отличительность появляется в тех вопросах, по причине которых группы становятся сторонниками новшества, поскольку мы говорили, что значение слова «фуркъа» предусматривает отличие от основы, которая служит прямой линией для любого отличия или различия, дабы понять, является ли данное отличие полным отступлением от основы, как это произошло с группой исмаилитов и бахаитов, или же нет, а также является ли данное отличие нововведением, которое выводит своего приверженца из Ислама, или нет. Ведь, известно, что учёные разделяют разновидности нововведений на выводящие и не выводящие из Ислама новшества. Иногда бывает, что человек считает какое-то дело нововведением, а это не так. Об этом мы поясним чуть позже.

Также необходимо понимать, что ни одна исламская группа, ни один мусульманин не должны отрицать свою приверженность к Сунне, особенно если учесть, что некоторые группы по-прежнему принимают Сунну согласно своему собственному пониманию, ограничиваясь терминами определённых хадисоведов или определёнными книгами и не отвергают Сунну как источник.

Как и нельзя выделять какую-нибудь группу из числа мусульман и называть её приверженцами Сунны (Ахль-юс-Сунна), поскольку это будет похоже на то, как называть «воду — водянистой» или «масло — масленым», а также приведёт к отклонению от правильного подхода и обвинению других групп в непричастности к Сунне. Подобный подход может внушить мусульманам, которые не состоят в рядах группы «Ахль-юс-Сунна» (приверженцев Сунны), что они отреклись от Сунны, а это не так. Ведь Сунна является неотъемлемой частью Ислама, а все мусульмане являются приверженцами Ислама. Отличие какой-то группы от Сунны предусматривает абсолютное отрицание ею Сунны, что означает выход из Ислама. В связи с этим, следует быть внимательным и осторожным в этих вопросах.

Золотые правила мировоззрения:

В Священном Коране категорически подтверждаются четыре золотых правила, которые лежат в основе убеждения:

1 — Запрещается выстраивать вероучение (акъыду), как общие, так и частные его вопросы, на предположениях:

وَمَا يَتَّبِعُ أَكْثَرُهُمْ إِلاَّ ظَنًّا إَنَّ الظَّنَّ لاَ يُغْنِي مِنَ الْحَقِّ شَيْئًا إِنَّ اللهَ عَلَيمٌ بِمَا يَفْعَلُونَ

«Большинство их следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить истину. Воистину, Аллаху известно о том, что они совершают» (10:36),

وَإِن تُطِعْ أَكْثَرَ مَن فِي الأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَن سَبِيلِ الله إِن يَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَخْرُصُونَ

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют» (6:116),

وَإِذَا قِيلَ إِنَّ وَعْدَ الله حَقٌّ وَالسَّاعَةُ لا رَيْبَ فِيهَا قُلْتُم مَّا نَدْرِي مَا السَّاعَةُ إِن نَّظُنُّ إِلَّا ظَنًّا وَمَا نَحْنُ بِمُسْتَيْقِنِينَ

«Когда вам говорили, что обещание Аллаха истинно и что в Часе нет сомнения, вы говорили: «Мы не знаем, что такое Час. Мы полагаем, что это — всего лишь предположения. Мы не имеем твёрдой убеждённости» (45:32).

2 — Запрещается следовать, совершать таклид в вопросах вероучения (акъыды); соответственно, каждый мусульманин должен прийти к вере путём рассуждения (умственного рассмотрения) и принятия того, что приводится в передаваемых сообщениях (накл), с условием, чтобы они приводились в категорических по своей передаче и однозначных по своему содержанию доказательствах. Всевышний Аллах говорит:

وَإِذَا قِيلَ لَهمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ الله قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئاً وَلاَ يَهْتَدُونَ

«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2:170),

وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْاْ إِلَى مَا أَنزَلَ اللهُ وَإِلَى الرَّسُولِ قَالُواْ حَسْبُنَا مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ شَيْئًا وَلاَ يَهْتَدُونَ

«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», — они отвечают: «Нам достаточно того, на чём мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путём?» (5:104).

3 — Каждый мусульманин обязан доводить своё вероучение до степени категоричности, уверенности, убеждённого знания, говоря одним словом — до непоколебимой веры. Такой степени знания невозможно достичь путём предположительных домыслов или следования кому или чему-либо. Всевышний Аллах говорит:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهَ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19),

وَاتَّقُواْ الله وَاعْلَمُواْ أَنَّكُم مُّلاَقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

«…бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!» (02:223),

وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании» (2:196).

В этих аятах речь идёт о необходимости знаний, основанных на доказательствах. Всевышний Аллах говорит:

قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَن تُشْرِكُواْ بِالله مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَن تَقُولُواْ عَلَى الله مَا لاَ تَعْلَمُونَ

«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (07:33).

4 — Убеждение должно строиться на доказательстве, которое даёт категоричность. Всевышний Аллах говорит:

أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ آلِهَةً قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ

«Неужели они стали поклоняться иным божествам вместо Него? Скажи: «Приведите ваши доказательства!» (21:24),

أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ الله قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Кто создаёт творение изначально, а затем воссоздаёт его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (27:64),

قَالُواْ اتَّخَذَ الله وَلَدًا سُبْحَانَهُ هُوَ الْغَنِيُّ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَات وَمَا فِي الأَرْضِ إِنْ عِندَكُم مِّن سُلْطَانٍ بِهَـذَا أَتقُولُونَ عَلَى الله مَا لاَ تَعْلَمُونَ

«Они говорят: «Аллах взял себе сына». Пречист Он! Он богат, и Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Нет у вас никакого доказательства этому. Неужели вы наговариваете на Аллаха то, чего вы не знаете?» (10:68).

Следовательно, стержнем вероучения (акъыды) является категоричность, которая не допускает вероятности проникновения всяких сомнений. Такое вероучение вбирает в себя только категоричное, имеющее под собой доказательство и исключающее любое предположение, равным образом, является ли это убеждённостью в существовании кого или чего-либо, когда рассматривается вопрос существования в противоположность отсутствию (как, например, убеждённость в существовании Всевышнего Аллаха), или же убеждённостью в передаваемом знании, когда требуемым утверждением является категорическое утверждение определённого смысла (как, например, что Аллах — Он оживляет и умертвляет). Причём во втором случае не требуется утверждать или разбирать вопрос того, как Аллах создаёт творения. Напротив, достаточно верить и утверждать, что Всевышний Аллах — Он оживляет и умертвляет. А поэтому имеется большая разница между тем, когда приходит группа и говорит: «Мы верим, что Аллах — Знающий», — и это — то, во что требуется верить. Затем она начинает разбирать значение того, что Аллах является знающим, и впадает в чрезмерность, говоря, что в результате своих исследований эта группа пришла к тому, что слово «знание» имеет такое-то значение. Такая интерпретация от себя не должна включаться в вероучение (акъыду). И поэтому грубой ошибкой считается высказывание о том, что исламские вероучения находятся в противоречии друг с другом. Напротив, исламское вероучение является одним и категоричным. Что же касается прослеживаемых среди мусульман разногласий, то они имеют место в вопросах, которые изначально не требует веры. И здесь может возникнуть вопрос: «А имеет ли вывод, полученный в результате рассмотрения этих вопросов, связь с тем, что выводит человека из Ислама в неверие?».

Что выводит человека из Ислама в неверие? (Правила, необходимые для вынесения решений относительно выводов этих групп, к которым они пришли в своих исследованиях).

Для того, чтобы определить, отступились ли эти группы от границ Ислама, или же они продолжают пребывать в Исламе, необходимы следующие правила:

Муртад — это тот, кто проявил неверие после того, как принял Ислам. Мусульманин впадает в неверие четырьмя путями: сомнением, принятием, словом и действием.

1 — Неверие сомнительности: если рассмотрение привело к сомнению относительно хотя бы одного того, во что требуется уверовать, а именно — решительного утверждения на основе категорического доказательства. В данном случае имеется в виду сомнение или предположение относительно того, чьё существование подтверждается категорическим доказательством, а также сомнение или предположение относительно значения, которое подтвердилось категорическим доказательством. Здесь не подразумевается сомнение или предположение в том, что не подтверждается категорическим доказательством, исключающим противоположный смысл. Например, человек становится вероотступником, если подвергает существование Рая или Ада сомнению, т.к. тексты, сообщающие о них, является однозначными и не подлежат интерпретации от себя.

2 — Неверие принятия: если рассмотрение привело к принятию того, что необходимо отрицать, т.к. Ислам категорически требует отвергать, а не принимать это; например, принятие обожествления звёзд. Либо оно привело к отрицанию того, во что необходимо верить, т.к. Ислам категорически требует верить в это; например, отрицание того, что Аллах — Един, непризнание пророчества Мухаммада (с.а.с.) и несогласие с тем, что Коран является речью Всевышнего Аллаха, поскольку данные истины подтверждаются категорическими и однозначными доказательствами и не подлежат интерпретации. Если при своём рассмотрении группа пришла к противоречивому выводу, который невозможно согласовать с категорическими истинами, как, например, некоторые при рассмотрении божественных качеств дошли до того, что начали приписывать Аллаху тела, которые присущи созданиям... Если они уверовали в это (предание Богу телесного образа) и выступили против изначального принципа отрицания возможности сравнения Всевышнего Аллаха с творениями (и данный принцип является категорическим), то этим они проявили неверие.

3 — Неверие действия: совершение действия, которое невозможно интерпретировать иначе, чем неверие, как, например, идолопоклонничество, строительство храмов неверующих (язычников, христиан и иудеев) и выполнение христианских религиозных обрядов в церквях.

4 — Словесное неверие: очевидное высказывание об отрицании веры или хотя бы одной части веры, которое невозможно интерпретировать иначе, чем свидетельство об отсутствии веры у автора этого высказывания.

Предшествующие праведники, т.е. мусульмане раннего периода Ислама, искали хотя бы один довод, оправдывающий проявившего неверие человека, против массы вопросов, возникавших у них. Если предложить хотя бы малую часть из этих вопросов некоторым так называемым «экспертам» нашего времени, то вряд ли они постеснялись бы приговорить этого человека к вечному пребыванию в Аду. Исламский учёный аз-Заркъаний в книге «Манахиль уль-Ирфан» пишет: «Наши учёные сошлись на том, что если сказанное слово допускает девяносто девять вариантов неверия и лишь один вариант из ста указывает на веру, следует предпочитать последний вариант над всеми предыдущими, т.е. вера предпочтительней, чем неверие. И это — очевидный бесспорный факт, который не требует доказательств».

В книге «Миркат уль-Мафатих» указывается: «Да упасёт Аллах от обвинения в неверии мусульманина. Ведь это — тяжкое преступление и чрезмерная дерзость. И если свидетельства отдельных лиц допускают девяносто девять вариантов неверия и лишь один вариант, который противоречит им, т.е. вариант веры, то нельзя говорить о вероотступничестве человека».

Здесь следует отметить важный момент: в этой статье мы описываем законы веры и неверия в отношении людей на этом свете с вытекающими из этого практическими законными положениями, такими как законы относительно вероотступника, бракосочетание, расторжение брака и тому подобное. Мы не разбираем вопрос, является ли человек верующим или неверующим перед Аллахом.

Следовательно, в данной статье мы хотели пролить свет на предосудительное отступление групп от исходного источника — Ислама, которое ввергло их в неверие, а также на допустимое разномнение между ними, которое не выводит их за грани Ислама, неотъемлемой частью которого является Сунна. И это сделано для того, чтобы можно было сказать, что та или иная группа отошла от Сунны этими нововведёнными вопросами, которые привели их к противоречию с методом Посланника Аллаха (с.а.с.).

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик