24
Сб, июль

Забота о делах религии: акыда, обряды поклонения

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Акыда:

Однажды к Посланнику Аллаха (с.а.с.) прибыла делегация из племени Сакиф «и стала упрашивать его (с.а.с.) не разрушать их идола аль-Ла́т в течение трёх лет.

Посланник (с.а.с.) отказал им в этом. Они стали уменьшать срок год за годом, но он (с.а.с.) отказывался принять их просьбу. Затем они попросили оставить идола на срок в один месяц после дня их приезда, но он (с.а.с.) отказал им и в этом. <…> Посланник Аллаха (с.а.с.) послал Абу Суфья́на ибн Харба и аль-Муги́ру ибн Шуабу, и они разрушили истукана (аль-Лат)».1 Отсюда мы понимаем, что нет места любезностям, учтивости, угодливости, когда необходимо разделить между истиной и ложью. Напротив, необходимо с гордостью показать принципы нашей акыды:

قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ ١ لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ ٢ لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ

«Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. <…> У вас есть ваша религия, а у меня — моя!»» (109:1,2,6).

Намаз:

В одном из своих хадисов Посланник Аллаха (с.а.с.) относительно тех, кто не присутствует на пятничном намазе, сказал следующее:

لقَدْ هَمَمْتُ أَنْ آمُرَ رَجُلًا يُصَلِّي بالنَّاسِ ثُمَّ أُحَرِّقَ علَى رِجَالٍ يَتَخَلَّفُونَ عَنِ الجُمُعَةِ بُيُوتَهُمْ

«Иногда мне хочется назначить кого-нибудь быть имамом для намаза, а потом сжечь дома тех мужчин, которые не пришли на пятничный намаз!».2 Пятничный намаз является ваджибом, который предписал Всевышний Своим рабам. Поэтому к одной из функций правителя мусульман относится возведение мечетей, назначение имамов, учителей, оказание помощи людям в повиновении Аллаху и наказание тех, кто ослушивается.

Пост:

«Передаётся от Ибн Умара (р.а.):

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَكَرَ رَمَضَانَ فَضَرَبَ بِيَدَيْهِ فَقَالَ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا وَهَكَذَا ثُمَّ عَقَدَ إِبْهَامَهُ فِي الثَّالِثَةِ فَصُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ أُغْمِيَ عَلَيْكُمْ فَاقْدِرُوا لَهُ ثَلَاثِينَ

«Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.), упоминая Рамадан, сделал жест рукой, при этом сказав: «Месяц же [может быть] таким, таким и таким», — и на третий раз он (с.а.с.) не разогнул большой палец. Далее он продолжил: «Так поститесь же, как увидите новый месяц, и разговляйтесь, как увидите новый месяц. А если будет облачно, то отсчитайте тридцать дней».3 Этими словами Посланник Аллаха (с.а.с.) приказывает всем мусульманам мира одновременно начать поститься, когда появляется новый месяц, и одновременно разговляться, когда появляется новый месяц.

В нашей религии астрономические расчёты не берутся во внимание, как не берутся во внимание искусственные границы, установленные колонизатором на наших землях после разрушения Исламского Государства. Посланник Аллаха (с.а.с.) прерывал свой пост на основании заявления другого мусульманина, что он видел молодой месяц. Приводит Ахмад в «Муснаде» от Абу Умайры ибн Анаса, что его дядя (р.а.) из числа сподвижников рассказывал:

غُمَّ عَلَيْنَا هِلَالُ شَوَّالٍ فَأَصْبَحْنَا صِيَامًا فَجَاءَ رَكْبٌ مِنْ آخِرِ النَّهَارِ فَشَهِدُوا عِنْدُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُمْ رَأَوْا الْهِلَالَ بِالْأَمْسِ فَأَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يُفْطِرُوا مِنْ يَوْمِهِمْ وَأَنْ يَخْرُجُوا لِعِيدِهِمْ مِنَ الْغَدِ

«Молодая луна месяца Шавваль стала скрытой для нас, и мы продолжили соблюдать пост. В конце дня прибыли всадники, которые засвидетельствовали перед Посланником Аллаха (с.а.с.) о том, что вчера видели молодую луну. После чего Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал мусульманам разговляться и выйти на следующий день на праздничную молитву»4.5

Закят:

Правитель назначает того, кто будет собирать закят и распределять его среди тех, кто имеет на него право. А тех, кто откажется от выплаты закята, правитель будет наказывать наказанием категории таазир (вид наказания, которое определяет халиф или судья). Приводит Абу Дауд от Бахзи ибн Хаки́ма, а он — от своего отца, а он — от своего отца (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

فِي كُلِّ سَائِمَةِ إِبِلٍ فِي أَرْبَعِينَ بِنْتُ لَبُونٍ وَلَا يُفَرَّقُ إِبِلٌ عَنْ حِسَابِهَا مَنْ أَعْطَاهَا مُؤْتَجِرًا — قَالَ ابْنُ الْعَلَاءِ مُؤْتَجِرًا بِهَا — فَلَهُ أَجْرُهَا وَمَنْ مَنَعَهَا فَإِنَّا آخِذُوهَا وَشَطْرَ مَالِهِ عَزْمَةً مِنْ عَزَمَاتِ رَبِّنَا عَزَّ وَجَلَّ لَيْسَ لِآلِ مُحَمَّدٍ مِنْهَا شَيْءٌ

«С сорока пастбищных6 верблюдов взимается одна бинту лябу́н7, при подсчёте верблюдов не следует разделять. Кто выплатит верблюдов в надежде на вознаграждение [Аллаха] (Ибн аль-Аля сказал: «в надежде на награду за выплату закята с верблюдов»), тот получит за это вознаграждение. А кто станет удерживать выплату верблюдов, у того мы возьмём их и ещё половину имущества. Такова воля нашего Всемогущего, Великого Господа. Что касается семейства Мухаммада, то у неё нет доли в закяте».8

Хадж:

Абу Хурайра (р.а.) относительно слов Всевышнего:

بَرَاءَةٌ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ

«Аллах и Его посланник освобождены от договоров…» (9:1),

— сказал следующее:

لَمَّا قَفَلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ حُنَيْنٍ اعْتَمَرَ مِنَ الْجِعْرَانَةِ ثُمَّ أَمَّرَ أَبَا بَكْرٍ عَلَى تِلْكَ الْحِجَّةِ

«После того, как Посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся с битвы при Хунайне, он (с.а.с.) отправился совершать умру из местности аль-Джиарана9. Затем10 он (с.а.с.) назначил Абу Бакра руководителем хаджа».11

Всё приведённое выше подтверждает, что об обрядах поклонения забота ложится на правителя, избранного мусульманами. Он ответственен за предоставление людям возможности совершать обряды поклонения должным образом. Выполнение обрядов поклонения не оставляется на усмотрение людей, как это происходит сегодня. Сегодня каждый совершает обряды поклонения, когда и как пожелает, поскольку нет того, кто бы контролировал эту часть религии, кто бы повёл нас к Райским садам через принуждение совершать обряды поклонения в случае, когда мы проигрываем битву шайтану и своим страстям.

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. «Тахзибу сирати ибн хишам» Абдус-Саляма Харуна.

2. «Сахих» Бухари.

3. «Сахих» Муслима.

4. Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал прийти на другой день для восполнения праздничного намаза, поскольку в этот день солнце уже было высоко и время праздничного намаза вышло.

5. «Муснад» Ахмада. Ан-Навави подтвердил достоверность этого хадиса.

6. Пастбищным называют тот скот, который пасётся на пастбищах большую часть года.

7. Верблюдица, которой исполнилось два года и пошёл третий год. В арабском языке «бинту лябун» — это самка, мать которой начинает давать молоко после выжеребки, т.е. становиться лябун (молочной).

8. «Сунан» Абу Дауда. Аль-Альбани посчитал данный хадис хорошим.

9. Местность между городами Мекка и ат-Таиф, ближе всего она находится к Мекке, примерно в 33 км от неё.

10. На следующий год — примеч. пер.

11. «Сахих» Ибн Хузаймы. Аль-Аазами сказал: «Иснад этого хадиса — достоверный».