06
Сб, сен

«Праведный муфтий» в эпоху искусственного интеллекта. Формирование фикха в угоду Запада и его прислужников

Египет
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Пресс-релиз

На фоне политического и идейного кризиса, который переживает Исламская Умма в то время, как множатся заговоры против её религии и Шариата, правящие режимы и их инструменты — официальные религиозные учреждения — выступают с конференциями под броскими лозунгами и с громкими терминами, чтобы придать своему проекту по искажению религии оттенок «современности и развития». Одним из таких примеров является конференция «Формирование праведного муфтия в эпоху искусственного интеллекта», организованная египетским «Дар аль-Ифта» под непосредственным патронажем главы режима Абдель Фаттаха ас-Сиси.

Название может создать иллюзию, что под «праведным муфтием» подразумевается тот, кто обладает глубокими шариатскими познаниями, благочестием и приверженностью священным текстам, а искусственный интеллект — лишь средство ему в помощь. Однако в действительности слово «праведный» здесь означает лишь того, кто покорен правителю, подконтролен его повестке и запрограммирован на издание фетв, которые соответствуют его политике и служат интересам его хозяев на Западе.

А под «эпохой искусственного интеллекта» подразумевается не использование технологий во благо Ислама, а их подчинение для контроля над процессом вынесения фетв в заранее очерченных рамках, с тем чтобы управлять фетвой и отсеивать любое шариатское мнение, которое противоречит воле режима или разоблачает его предательство.

Конференция проходит в тот момент, когда в странах мусульман всё сильнее нарастают волны народного гнева против политики режимов, а осознание Уммой предательства правителей к её фундаментальным ценностям углубляется, будь то вопрос Палестины, союза с врагами Ислама или внедрение законов неверия.

Эти режимы осознают, что искренняя шариатская фетва, провозглашающая истину, представляет угрозу для их существования, поскольку она разоблачает незаконность их правления и их приверженность демократии неверного Запада.

Поэтому они стремятся переопределить роль муфтия — из того, кто распространяет решение Аллаха, основанное на шариатских доказательствах из Откровения, он должен превратиться в правительственного чиновника, который оправдывает решения властей и подстраивает Священные тексты под политику государства. Иными словами, его фетва становится основана на человеческих прихотях, а не на божественном Откровении.

Искусственный интеллект в контексте этой конференции — не что иное, как инструмент централизации и контроля над фетвой. Вместо того чтобы мусульманин мог обратиться к искреннему учёному у него дома или в мечети, его перенаправляют на «цифровую платформу» под надзором государства, где алгоритмы выстроены по политическим и силовым критериям и выдают лишь те ответы, которые разрешены властью.

Это означает, что фетва будет подвергаться двойному контролю. Во-первых, человеческому контролю со стороны официального, подконтрольного правителю учреждения. Во-вторых, техническому контролю, запрограммированному на отсев любого контента, который противоречит политическому курсу, осуждает несправедливость, призывает к джихаду против оккупантов или требует установления законов Шариата.

В их представлении «праведный муфтий» — это тот, кто связывает фетву со светскими законами и делает их высшим ориентиром, который выше решений Аллаха в практическом применении. Это тот, кто избегает всего, что вызывает недовольство правителя или угрожает его интересам, даже если речь идёт о прямом и ясном шариатском тексте. Это тот, кто оправдывает нормализацию отношений с неверующими и оккупантами, аргументируя это «интересами» и «соблюдением баланса». Это тот, кто оправдывает международные договоры, противоречащие Шариату, называя их «необходимостью» или «международными обязательствами».

По своей сути такие конференции относятся к категории искажения религии, поскольку их основная задача — не поиск решений Аллаха, а искажение сути, «приручение» и создание альтернативных предписаний, которые принимают облик Шариата, хотя в своей основе они являются подчинением человеческим прихотям и отходом от пути Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям» (5:49).

Ведь правление и вынесение фетв вопреки ниспосланному Аллахом — это следование прихотям и угождение правителям и их хозяевам, и это то, что Аллах категорически запретил. Посланник Аллаха ﷺ также предостерегал нас от порочных учёных, которые продают свою религию за блага этого мира:

أَخْوَفُ مَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي الْأَئِمَّةَ الْمُضِلُّونَ

«Больше всего я боюсь для своей Уммы имамов, вводящих в заблуждение».

В принципе, искусственный интеллект может стать мощным инструментом для служения фикху: собирать тексты, классифицировать мнения и облегчать доступ к информации для исследователя. Но когда режимы передают его в руки своих подконтрольных учреждений, он превращается в опасный инструмент для ограничения фетвы и сокрытия правильного шариатского мнения. В этом контексте искусственный интеллект становится продолжением органов безопасности, но под научно-технологической вывеской. В результате человек, обращающийся за фетвой, думает, что взаимодействует с нейтральным интеллектом, тогда как в действительности он подчиняется программе, в которую заложена политическая повестка.

Истинная цель этой конференции заключается вовсе не в развитии института фетвы, а в следующем:

1. Установление жёсткого контроля над процессом вынесения фетв в мировом масштабе через Генеральный секретариат центров и органов по вынесению фетв в мире и превращение его в центр, координирующий религиозные позиции в интересах правителей.

2. Продвижение искажённого Ислама, который согласен на искусственные границы, обращение к светским законам и нормализацию отношений с врагами.

3. Исключить фетву из сферы политики, отдалить её от судьбоносных вопросов Уммы, таких, как освобождение Палестины, свержение несправедливых режимов и отказ от западной гегемонии.

4. Придание легитимности решениям правителя так, чтобы фетва была готова оправдать любую сделку, соглашение или союз, даже если он заключён с оккупантом.

Эти конференции представляют двойную опасность:

Во-первых, они приводят к искажению понятий, где истина смешивается с ложью под лозунгом «умеренности» и «рациональности».

Во-вторых, они формируют поколение муфтиев, которые не осмеливаются говорить истину, а, наоборот, видят свою задачу в оправдании желания властей.

В-третьих, они убивают дух иджтихада, поскольку цифровая платформа упростит путь, предлагая единый, не подлежащий обсуждению ответ.

Обязанность Уммы — её учёных, проповедников и молодёжи — разоблачать подобные конференции, разъяснять их истинную сущность людям и предостерегать от получения религиозных знаний из официальных институтов, которые искажают Слово Аллаха и подменяют смыслы. Вопрос иджтихада и фетвы должен быть возвращён на своё естественное место - слово истины перед лицом несправедливого правителя, а не подчиняться ему. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«Лучший джихад — это слово истины перед несправедливым правителем».

Умме нужны богобоязненные учёные, а не чиновники или «платформы», которыми движут нити политики.

Мы предостерегаем мусульман, чтобы они не обманывались блеском технологий или пышными фразами, ведь мерило истины — это Книга Аллаха и Сунна Его Посланника ﷺ, а не то, что производят платформы режимов или их конференции. Пусть каждый знает: как бы ни возросли возможности искусственного интеллекта, он никогда не сможет заменить сердце верующего, боящегося Аллаха, и правдивый язык, говорящий истину. Фетва может быть правильной лишь тогда, когда она исходит из Шариата Аллаха, а не из диктата правителя или его программных алгоритмов.

وإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ فَنَبَذُوهُ وَرَاءَ ظُهُورِهِمْ وَاشْتَرَوْا بِهِ ثَمَناً قَلِيلاً ۖ فَبِئْسَ مَا يَشْتَرُونَ

«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187).

 

Информационный офис Хизб ут-Тахрир Египет
Суббота, 19 Сафара 1447 г.х.
13.08.2025