С марта 2011 года, с самого начала революции Шама и до падения режима Асада 8 декабря 2024 года цели Америки в отношении Сирии оставались очевидными, а именно - воспрепятствовать экспорту революции и не допустить падения сирийского режима, ограничившись лишь его косметическим преображением. Эти цели остаются неизменными и по сей день. Менялись только средства и способы, которые, в сущности, и были созданы для служения этим целям. Если средство теряло свою актуальность, его меняли на другое. Что касается американского влияния в Сирии, то это неоспоримый факт и международного противостояния за неё нет, все стороны действовали и действуют в рамках американской линии, за исключением некоторых попыток дестабилизации, которые служили лишь для создания шума и не являлись по своей сути противостоянием. Россия и прочие силы были лишь инструментами в реализации американской стратегии.
После того как США открыто начали развивать отношения с Сирией, Европейский союз тут же снял с неё санкции, включая отмену ограничений в финансовом и энергетическом секторах, а также исключил Центральный банк Сирии из санкционного списка.
Россия в лице заместителя министра иностранных дел Сергея Вершинина заявила о продолжении переговоров с сирийским правительством по вопросу размещения российских военных баз в Сирии.
Министр иностранных дел еврейского образования Гидеон Саар после встречи с Трампом и Шараа заявил, что Тель-Авив заинтересован в налаживании хороших отношений с новым сирийским правительством, что стало положительным сигналом для Трампа и свидетельствует о готовности оккупационного режима заключить сделку с Сирией под его покровительством.
Том Барак, в свою очередь, предложил провести переговоры между оккупационным образованием и Сирией с целью заключения соглашения о ненападении.
В реальности же настоящее противостояние велось не между правительствами разных стран, а между Уммой и всем Западом во главе с Америкой. Конгресс США выделил миллионы долларов на поддержку сирийских боевиков, сражавшихся против режима Асада. Было создано два координационных штаба — на севере и на юге страны — через которые Вашингтон связал активность повстанцев со своей политикой, используя для этого множество государств, организаций и отдельных лиц.
Сирия представляет собой ключевой выход Западной Азии к Средиземному морю, а также сухопутный и морской коридор между Персидским заливом и Европой. Она является важнейшими воротами для транспортировки энергоресурсов из стран Залива и Ирана в Европу. География Сирии, в отличие от гористой Турции, практически лишена природных преград, таких как горы, что делает строительство газо- и нефтепроводов значительно проще и дешевле. Турция, в свою очередь, стремится стать энергетическим хабом для Европы, однако Сирия в этом смысле обладает географическим преимуществом как транзитная территория для энергоресурсов Ближнего Востока (Ирана и стран Залива) в сторону Европы.
Кроме того, Сирия обладает важными месторождениями природного газа и исторически рассматривалась как стратегически значимая территория. Её значение основано не только на ресурсах, но и на исламской составляющей, исторически играющей роль в связях с Европой, а также связанной с будущими перспективами, учитывая пророческие хадисы о достоинствах Шама и его роли в грядущих переменах. Именно по этой причине Запад в целом смотрит на Шам (Сирию, Палестину, Ливан и Иорданию) особым взглядом, не как на другие регионы, несмотря на то, что все земли мусульман объединены одной идеологией. Однако Шам обладает уникальными качествами, отличающими его от остальных мусульманских регионов.
По всем этим причинам США проявляют особый интерес к сирийской революции. К тому же её характер принципиально отличался от прочих арабских восстаний. Она подняла знамя Посланника Аллаха ﷺ, потребовала претворение Ислама как системы правления и возродила движения, несущие исламскую идею, на помощь чему мусульмане устремились со всех концов света.
После того как пал Башар, Америка ринулась сохранить сам режим, несмотря на то, что его глава был устранён. Она поручила выполнение этой задачи Турции, которая и до этого играла значимую роль в Сирии. Постепенно задача Турции свелась к отбору некоторых из тех, кого Америка ранее считала своими врагами и даже выдавала в отношении них международные ордера и обвинения. И похоже, реализации этой роли Турцией велась давно: её связи с Джулани уходят в относительно далёкое прошлое, и не секрет, что между ними существует тесное сотрудничество, выраженное в военной поддержке и политическом покровительстве со стороны Турции после начала революции. Роль Турции в сирийском деле общеизвестна и не требует пояснений.
После падения Башара ситуация изменилась, события стали развиваться стремительно, и в Сирии проявились значительные расхождения как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Внутри страны требования революционного народа значительно отличались от видения и стратегии Америки и нового игрока — еврейского образования. Однако решающее слово по-прежнему остаётся за Америкой. Так чего же хочет Америка?
Требования Америки к новому правительству многочисленны и касаются как внутренней, так и внешней политики.
Что касается внутренней политики, то это в первую очередь вопрос Ислама, конституции, светской формы правления, роли этнических меньшинств в управлении и их связи с Дамаском, модели государственного устройства, федерализма, формирования армии, интеграции бывших повстанцев, контроля над вооружением и сосредоточения оружия в руках государства. Также сюда входит вопрос иностранных бойцов, в частности палестинских, а именно - их депортация и высылка из Сирии.
Однако министерство обороны объявило о «включении 3500 иностранных бойцов в состав недавно сформированной 84-й дивизии». Так как позиция США претерпела изменения, американский спецпосланник Том Барак заявил, что «предпочтительнее удерживать иностранных бойцов под контролем государства, нежели отталкивать их, чтобы не допустить их присоединения к джихадистским группировкам».
Также среди американских требований — это приватизация, инвестиции и расширение роли американских компаний, особенно в нефтегазовом секторе. 29 мая сирийское правительство подписало соглашение на сумму 7 миллиардов долларов с рядом международных энергетических компаний, в том числе с UCC Holding, Power International, Urbacon Holding из Катара, а также с турецкими компаниями Kalyon GES Enerjiyatırımları и Cengiz Enerji.
Что касается внешнеполитических требований, то среди них — нормализация отношений с еврейским образованием, отсутствие какой-либо угрозы для него, а также плавное вхождение в «Соглашения Авраама». В репортаже телеканала «Аль-Джазира» под заголовком «Чего хочет Америка от новой Сирии?» говорится: «Встреча Трампа с Шараа была не единственным шагом со стороны американского президента в отношении Сирии. Американский президент заявил о намерении постепенно снять санкции с Сирии, назвав их «жестокими» и «парализующими», подчеркнув, что пришло время Сирии «восстать из руин». Это заявление прозвучало после более чем десятилетия жёстких санкций, полностью изолировавших Сирию от глобальной финансовой системы. Очевидно, что Вашингтон выбрал новую тактику по отношению к новому сирийскому правительству, переходя от политики изоляции и наказания к политике условного вовлечения и осторожной поддержки. Американские официальные лица выразили готовность к сотрудничеству с переходными властями в Дамаске, если те будут придерживаться курса политического урегулирования и учтут международные требования».
И несмотря на множество этих требований, мы наблюдаем, как новое руководство проявляет заметную покорность американским условиям, демонстрируя расположение, готовность к сотрудничеству и полное подчинение. Более того, оно даже вело переговоры с евреями и продемонстрировало унизительное подчинение в Эс-Сувейде, а до этого — в вопросе иностранных бойцов и в отношении поддерживающих революцию из числа народа.
Короче говоря, США сумели сохранить сам режим, просто заменив одного агента другим — тем, кто готов выполнить то, чего не делал его предшественник. И здесь напрашиваются вопросы: осознают ли революционеры, кому они подчиняются? Понимают ли они, какова сущность идейного обмана и манипуляций со стороны группировки Джулани и стоящих за ним, прикрывающихся лозунгами «требования текущей реальности», «допустимых послаблений» и ссылками на Худайбийский договор и подобные прецеденты?