Проект «Новый Шам»
Часть первая по этой ссылке
Заявление специального посланника США по Сирии и Ливану Тома Барака от 12 июля 2025 года о возможном возвращении Ливана в состав стран Биляд аш-Шам (Исторической Сирии) оказалось весьма примечательным. Его слова дополнили опубликованный им ранее пост на платформе X (бывший Twitter) от 26 мая 2025 года, который также привлёк внимание. В нём он отметил: «Запад сто лет назад навязал карту региона, мандаты и границы, нарисованные чернилами. Соглашение Сайкса-Пико разделило Сирию и регион в целом ради колониальных целей, а не ради мира».
Он добавил: «Это разделение стало ошибкой, которая обернулась тяжёлыми последствиями для целых поколений и впредь не должна повториться. Эпоха западного вмешательства завершилась. Будущее принадлежит решениям, исходящим от самого региона, на основе партнёрства и взаимного уважения. Трагедия в Сирии возникла из-за разделённости, а её новое возрождение должно произойти через взаимное уважение, единство и инвестиции в собственный народ».
Эти заявления Тома Барака вызвали обеспокоенность у религиозных общин и в то же время возбудили многих мусульман Ливана и Сирии. Однако и тревога первых, и оптимизм вторых не имеют под собой оснований. Подобные вводящие в заблуждение заявления Тома Барака вовсе не свидетельствуют о стремлении США к объединению стран Биляд аш-Шам и устранению их разделённости. Последующие заявления Барака развеяли эти иллюзии.
Так, 24 августа 2025 года он заявил: «Стране необходимо рассмотреть альтернативы чрезмерно централизованному государству», добавив: «Сирии нужно нечто такое, что позволит всем сохранять своё единство, культуру и язык без какой-либо угрозы со стороны политического Ислама».
Более того, он выступил с ещё большей откровенностью в интервью турецкому агентству «Анадолу», в котором призвал к созданию регионов с автономным управлением. В ходе обсуждения более «сбалансированной модели управления» Том Барак сослался на османскую систему «общин», назвав её «богатым опытом, из которого можно извлечь полезные уроки». Он заявил, что эта система предоставляла каждой религиозной общине в Османском государстве определённый уровень автономии, позволяя ей самостоятельно управлять вопросами образования, религии и правовыми вопросами в условиях плюрализма. И, несмотря на искажение сути системы «общин», которая никогда не являлась системой автономного управления, Том Барак сознательно прибег к этой подтасовке, чтобы протащить идею региональных автономий.
Если учесть, что в своих заявлениях Том Барак старается не ставить в неловкое положение новое руководство Дамаска, а также Анкару, то необходимо выйти за рамки его слов и обратиться к официальным позициям самой американской администрации по этому вопросу. Так, параллельно с заявлениями Тома Барака примечательным было выступление официальной представительницы Госдепартамента США Тэмми Брюс, которая 18.07.2025 сказала: «Соединённые Штаты не возражают против федерализма или автономного управления... Мы призываем к новому началу, основанному на стабильности, построении инфраструктуры и мире».
Таким образом, высказывания Тома Барака о Шаме и несправедливости Сайкса-Пико неразрывно связаны с общим контекстом американского плана для региона. А это подводит нас к разговору о проекте «Новый Шам».
Проект «Новый Шам» стал центральной темой исследования, подготовленного Всемирным банком в марте 2014 года, в котором была представлена географическая карта, охватывающая Сирию, Ливан, Иорданию, оккупированные палестинские земли, а также Турцию, Ирак и Египет, общая площадь которых достигает 2,4 миллиона квадратных километров с населением более четверти миллиарда человек. В тексте проекта, подготовленного Всемирным банком, говорится: «Он основывается на скрытом потенциале региона в сфере торговли, экономики, туризма и услуг, а также на исторических и культурных связях, объединяющих народы этих стран, которые могут сделать данный регион успешной экономической зоной».
Именно эта последняя фраза и есть суть проекта — успешная экономическая зона, о которой говорила представительница Госдепартамента США, заявляя: «Мы призываем к новому началу, основанному на стабильности, построении инфраструктуры и мире».
Проект «Новый Шам» не остался лишь чернилами на бумаге после того, как был опубликован Всемирным банком. С 2019 года он начал постепенно воплощаться в рамках сотрудничества трёх стран — Египта, Иордании и Ирака — на фоне начавшихся изменений в региональном балансе сил, вступившим в переходный этап.
Указанные три страны провели несколько саммитов и встреч на уровне министров иностранных дел, чтобы выработать окончательные шаги по созданию нового геополитического пространства, основанного на взаимном сотрудничестве. Одним из важнейших этапов этого процесса стал трёхсторонний саммит, состоявшийся в Багдаде 24 марта 2019 года, в котором приняли участие тогдашний премьер-министр Ирака Адиль Абдул-Махди, президент Египта Абдуль-Фаттах ас-Сиси и король Иордании Абдалла II.
Далее трое лидеров продолжили обсуждение проекта на саммите в Нью-Йорке в сентябре того же года, который прошёл на полях Генеральной Ассамблеи ООН. После последовали саммит в Аммане в августе 2020 года, затем в Багдаде в июне 2021 года, и пятый саммит прошёл в декабре 2022 года. Именно тогда премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казими впервые употребил термин «Новый Шам». Это произошло во время его визита в Соединённые Штаты в августе 2021 года в интервью газете The Washington Post.
Однако данный проект не мог быть реализован полностью без присоединения к нему Сирии, Ливана, а в дальнейшем и еврейского образования. Полная реализация проекта зависела от решения сирийского вопроса и избавления как Сирии, так и Ливана от иранского влияния, которое долгое время оставалось главным препятствием на пути его осуществления.
Теперь же, после падения режима Башара Асада и вытеснения иранского присутствия из Сирии и Ливана, по мнению США, настало время для полной реализации проекта «Новый Шам».
Такова предыстория заявлений Тома Барака, и именно в этом контексте следует понимать его слова о Шаме и устранении границ, установленных по соглашению Сайкса – Пико. Американский проект для региона заключается не в объединении, а в его дроблении на регионы с автономным управлением, будь то под предлогом федерализации или административной децентрализации.
Вполне возможно, что в рамках этого проекта действительно будут стёрты нынешние государственные границы, созданные Британией и Францией, такие как Ирак, Сирия, Ливан и Иордания, а также границы, отделяющие оккупированные земли от окружающих их государств. Им на смену придут «кровавые границы», как их назвал американский генерал Ральф Питерс в своей известной статье, опубликованной в 2006 году в журнале Вооружённых сил США. После этого и предполагается создание нового союза, объединяющего эти кровавые анклавы, в котором лидерство будет принадлежать еврейскому образованию.
Однако администрация Трампа в данный момент не торопится с полной реализацией этого проекта, ведь, по словам Тома Барака, «достижение этой цели требует времени». Приоритетом на текущем этапе, как заявила представительница Госдепартамента США, остаются «стабильность и инвестиции».
Таким образом, регион должен превратиться в новую американскую плантацию, где народы будут рабочей силой и земледельцами, довольствующимися жалкими крохами от американских инвестиций.
Молим Аллаха разрушить их планы, помочь искренним и верующим людям вернуть власть над своей землёй, освободить оккупированные территории, восстановить власть Шариата, возродить Ислам как в этом регионе, так и во всех мусульманских странах, уничтожив всякое колониальное влияние.