Возникновение джабаритов (джахмитов):
В противоположность появлению группы кадаритов появилась группа джабаритов. Основателем этого учения стал Джахм ибн Сафван, что послужило причиной придания его последователям названия «джахмиты». Согласно его учению, человек не имеет свободы воли и обречён на совершение тех или иных поступков, которые Аллах ему предопределил. По утверждениям джахмитов, Всевышний Аллах создаёт действия людей подобно тому, как создаёт неодушевлённые творения, как горы и моря, а значит, человек — словно перо на ветру. Вдобавок к своему утверждению о принуждённости человека, джахмиты отвергли атрибуты Аллаха, целиком и полностью. Они заявили, что Всевышний Аллах не может обладать какими-либо атрибутами, кроме Своего существования. По их словам, упоминаемые божественные качества, такие как Слышащий и Видящий, ведут к уподоблению Бога творениям, а это недопустимо в отношении Всевышнего Аллаха, и поэтому следует интерпретировать их по-другому. Также они считали Коран сотворённым. Говоря вкратце, их концепция принуждённости человека привела своих последователей к бездействию, отречённости и застою, оправдываясь тем, что всё уже и так предопределено. В вопросах же божественных атрибутов их понимание стало причиной их абсолютного отрицания прекрасных имён Всевышнего Аллаха. Джабариты проявили свою активность в Термезе, а в Хорасане их лидер Джахм ибн Сафван принял участие в восстании против омейядского халифа, был захвачен в плен и казнён в 745 году.
Возникновение мутазилитов и растворение кадаритов и джабаритов среди мутазилитов и последователей других школ
Впоследствии джабариты и кадариты растворились в других догматических школах. Некоторые мыслители мутазилитской школы сошлись с кадаритами в вопросе способности человека самостоятельно создавать свои действия без всякого вмешательства со стороны Всевышнего Аллаха. Мутазилиты отвергли то, что вещи существуют по предопределению и решению Аллаха. Другая часть мыслителей мутазилитской школы сошлась с джахмитами в вопросах отрицания атрибутов Всевышнего Аллаха и сотворении Корана. Тем не менее, мутазилиты не согласились с тем, чтобы их называли кадаритами или джабаритами.
Большая часть этих событий произошла во времена Хасана аль-Басри, да смилуется над ним Аллах. Некие Василь ибн Ата и Амр ибн Убейд состояли в образовательных кружках Хасана аль-Басри. Однако по причине провоцирования ими спора вокруг решения относительно совершителя тяжкого греха эти два ученика ушли из образовательного кружка. По мнению этих двух человек, совершитель тяжких грехов абсолютно не может быть ни верующим, ни неверующим, напротив, он находится между этими двумя положениями. По этой причине последователей Василя ибн Аты назвали мутазилитами, что в переводе с арабского языка означает «обособившиеся и отделившиеся». Однако профессор Ахмад Амин, автор книги «Фаджр уль-Ислам», считает, что последователи Василя ибн Аты получили такое название «мутазилиты» (обособившиеся, отделившиеся) не из-за того, что они отдалились от Хасана аль-Басри, а напротив, из-за того, что они выступили против всех мнений, появившихся в тот период времени. Так в вопросе совершителя тяжких грехов мутазилиты выступили против мнения мурджиитов1, которые, невзирая на что-либо, считали его (совершителя тяжких грехов) верующими, а также против мнения джабаритов, которые считали его (совершителя тяжких грехов) неверующим и дозволяли его кровь и имущество. Известный учёный того времени Хасан аль-Басри говорил, что совершитель тяжких грехов является лицемером, а Василь ибн Ата не согласился с этим мнением и заявил, что совершитель тяжких грехов находится между двумя положениями — ни верующий, ни неверующий. Исламский историк Абдул Кадир аль-Багдади в своей книге «Аль-Фаркъу байна аль-Фиракъ» («Различия между группами») пишет: «Когда Хасан аль-Басри выгнал Василя ибн Ату со своего урока, последний отдалился, присев у одной колоны мечети аль-Бусра. Затем к нему подсел его приятель Амр ибн Убейд. И тогда люди сказали, что эти двое отделились от единого слова общины (Уммы). В дальнейшем их последователей начали называть мутазилитами, что в переводе с арабского языка означает «обособившиеся или отделившиеся».
Наиболее важными принципами мутазилитов стали:
1 — Промежуточное состояние (аль-манзила бейна аль-манзилатейн).
2 — Своеобразное представление о божественном предопределении, что Аллах не создаёт поступки людей и не принуждает последних совершать их, что люди имеют абсолютную свободу выбора и действий, за что получат вознаграждение и наказание.
3 — Абсолютная справедливость Всевышнего Аллаха, которая предполагает способность Аллаха творить только добро и недопустимость нарушения Аллахом установленного порядка вещей.
4 — Своеобразное представление о единобожии, которое предусматривает отрицание реальности и извечности таких божественных качеств, как знание, способность, жизнь, слух, зрение, кроме одного — существование. По мнению мутазилитов, Аллах — Знающий, Живой, Слышащий и Видящий по своей сущности, а не благодаря приобщённым к Его божественной сущности качествам, т.к. утверждение о наличии извечных качеств, помимо Него, предусматривает существование множества извечных сущностей, а это — уже многобожие. Вследствие такого понимания они принялись по-своему интерпретировать аяты, подтверждающие атрибуты, из которых можно понять, что Аллах обладает такими же качествами, как и у Его творений. Свою позицию мутазилиты активно отстаивали перед существовавшими тогда муджассимитами2, такими как Мукатиль ибн Сулейман.
5 — Человек может разумно прийти к тому, что является красивым, а что — безобразным, что является добром, а что — злом, даже если нет божественного законодательства. Качества «красивое» и «безобразное» являются присущими миру атрибутами. Эти мысли мутазилиты заимствовали из греческой философии. Мутазилиты являются первыми, кто заявили в мусульманской среде о каламе (догматической риторике) и выдвинули большую часть вопросов калама. Пришедшие после них мутакаллимы либо выдвигали свою версию понимания этих вопросов, либо соглашались с выводами мутазилитов.
Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик