Вопрос: прошло совсем мало времени, однако я надеюсь, что Вы, хотя бы в общих чертах, сможете прояснить то, с чем связана попытка неудавшегося военного переворота в Турции, и то, кто за этим стоит.
Действительно ли это – гюленисты, или это – офицеры, лояльные Британии? Чего можно ожидать после данного события? Пусть Аллах увеличит Вам вознаграждение.
Ответ: при внимательном рассмотрении событий, произошедших 15–16 июля в Турции, складывается вывод, что, вероятнее всего, попытка путча организована офицерами – авантюристами, лояльными Англии, которые предполагали то, что над ними нависли определённые угрозы. Это можно понять по следующим причинам:
1 – Мы говорим «нависли определённые угрозы», т.к. очередное ежегодное заседание Высшего военного совета Турции (YAŞ) должно состояться в конце июля или начале августа этого года. Данные заседания имеют очень большое значение с точки зрения должностных назначений в армии и проводятся в штаб-квартире Генерального штаба в Анкаре под председательством премьер-министра страны. В этом заседании участвуют министр обороны, начальник Генерального штаба ВС, командующий сухопутными войсками, командующий ВМС, командующий ВВС, командующий жандармерией, второй заместитель начальника Генерального штаба ВС, а также генералы вооружённых сил. На заседаниях YAŞ происходят повышения воинских званий, продление службы некоторых командующих на их должностях, отправка в запас, увольнения военных в связи с нарушениями дисциплины или моральных принципов и рассматривается много других внутренних вопросов, связанных с турецкими вооружёнными силами. Данные заседания длятся несколько дней, а итоги объявляются после их предоставления президенту республики. В ходе заседаний YAŞ принимаются решения о прекращении служб командующих армий и других военных высокого ранга; так, например, бывший главком ВВС Турции генерал Акын Озтюрк и другие офицеры, которые в СМИ выставляются как главные организаторы попытки государственного переворота, были сняты со своих должностей 2 августа 2015 г. решением YAŞ. Судя по всему, офицеры-путчисты знали (или же им «просочилась» информация) о том, что на очередном заседании будут приняты меры против них и произойдёт снятие их с руководящих должностей в армии, поэтому они пошли на превентивные меры до заседания Высшего военного совета.
2 – Что касается того, что они являются лояльными Англии офицерами, то хорошо известно, что проанглийские офицеры составляют костяк армии. Америка начала попытки «проникнуть» туда во время президентства Тургута Озала, однако ей это не удалось, поэтому она усилила полицию, создала в Турции силы спецназа и продолжила свои попытки с приходом Эрдогана, где в какой-то степени преуспела. Однако британское влияние в турецкой армии всё ещё существует, и, несмотря на то, что Эрдоган существенно «подрезал ему крылья», он не покончил с ним, а путчисты представляют именно лояльных Англии военных.
Что касается того, что путчисты являются авантюристами, то при внимательном изучении того, как происходила попытка переворота, становится ясным, что, вероятнее всего, не Англия разработала план путча, а путчисты пошли на это сами. Англия оставила им это дело, которое, в свою очередь, с точки зрения тщательной проработки почти полностью лишено характерных для Англии коварства и хитрости. Так, например, путчисты в своём заявлении о перевороте сосредоточились на идее секуляризма – а это было глупо с их стороны, потому что исламские лозунги на сегодняшний день охватили большую массу турецких граждан. Соответственно, делать акцент на секуляризме – это провоцировать турок, а напомнить гражданам времена правления Мустафы Кемаля и его сторонников – это выставить всю свою ненависть к Исламу и к мусульманам напоказ. В итоге, призывы мятежников к секуляризму оказались глупыми и именно они вывели людей на улицы, которые больше выражали этим свой гнев по отношению к кемалистам, нежели любовь к Эрдогану. И, наконец, организаторы переворота не арестовали президента и главу правительства за несколько минут до объявления путча, а объявили о перевороте в то время, когда президент и руководство страны находились на своих местах, т.е. данная акция – это всплеск гнева её организаторов, а не сверху донизу тщательно спланированный переворот.
А поэтому данный переворот со стороны авантюрных проанглийских офицеров-мятежников – это, скорее всего, попытка действовать на опережение предстоящего заедания YAŞ, представляющего для них угрозу, т.е. суть вопроса – плохие предчувствия путчистов, и не более того. И к такому выводу нетрудно прийти.
3 – Касательно обвинений в адрес Фетхуллаха Гюлена, показывающих его как организатора мятежа, то они в большей степени являются лживыми. Гюленисты имеют доступ больше к общественным гражданским организациям и судебной сфере и не имеют военного потенциала, достаточного для того, чтобы осуществить переворот без колониальной поддержки извне. Это – во-первых. Во-вторых, группа Гюлена в Турции подчиняется США и не будет действовать без американского разрешения, а Америка видит в Эрдогане человека, более способного обслуживать её интересы, особенно сегодня, и она держит Турцию в качестве «последней стрелы» в деле решения сирийского конфликта. Никто не способен в сложившихся условиях оказать Америке такую услугу, какую оказывает Эрдоган, особенно – на фоне готовности Турции возобновить отношения с сирийским режимом, как об этом недавно объявил турецкий премьер, сказав, что «турецко-сирийские отношения будут нормализованы».
Гюлен для Америки – это троянский конь, которого можно использовать в случае необходимости. Так, Гюлен поддержал партию Эрдогана – «Партию справедливости и развития» (ПСР) – на трёх выборах с 2002 г., даже на выборах 2013 г., когда между ними начался раздор вокруг антикоррупционного полицейского рейда против окружения Эрдогана и закрытия учебных центров гюленистов. Гюлен – запасной ход, а раздор, конкуренция и даже борьба между собой агентов одного колонизатора не представляет для этого колонизатора вреда. Колонизаторы даже поддерживают это, и в итоге они встают на сторону победителя. К примеру, в схватке за власть в 1971 г. между двумя американскими агентами – президентом Египта Анваром Садатом и вице-президентом Египта Али Сабри, – последний был свергнут и со своей группой был приговорён к тюремному заключению.
Таким образом, группа Гюлена, как мы сказали, вероятнее всего, не причастна к попытке переворота, но это не исключает участия в путче на индивидуальном уровне (т.е. отдельно от группы Гюлена) некоторых гюленистов (особенно – из числа судей) как противодействие давлению на них со стороны Эрдогана.
4 – Несомненно, Эрдогану известно, что англичане всё ещё имеют (хоть и «подрезанную») силу в армии и что за переворотом стоят именно они. Однако он выдвигает обвинения в адрес Гюлена, т.к. заявить открыто об английских агентах в армии означает поднять их на повестку дня, повысить их авторитет и консолидировать вокруг них своих врагов, а молча без шума убрать их – означает унизить их и ударить по их престижу. А авторитет Гюлена в этом вопросе по сравнению с таковым у проанглийских деятелей не важен и ничего не представляет.
Это – наиболее вероятное, что произошло. Данный мятеж тщательно не спланирован организаторами и не проработан, а больше близок к бесконтрольной и неуравновешенной авантюре. Однако здесь следует сконцентрировать внимание не на том, что произошло, а на том, что ожидается после данного события.
5 – Что касается ожиданий последствий данного события, то эхо грохота неудавшегося переворота отразится на двух сторонах.
Америка с Эрдоганом, воспользовавшись ситуацией, станут стараться изо всех сил покончить с английским влиянием в армии или свести его к минимуму. Здесь они раздули событие до неоправданных масштабов и принялись активно и жёстко преследовать проанглийских деятелей. Эрдоган, соответственно, будет использовать ситуацию, чтобы ослабить своего конкурента Гюлена, насколько позволит это Америка, а аресты тысяч людей подтверждают это.
Что касается второй стороны – Англии, – то даже если она не применила свои коварство и хитрость, не разрабатывала планы и методы, а оставила это дело мятежникам, всё равно она просчитала возможные последствия. Так что не исключено, что Англия тесно мониторит ситуацию и станет противодействовать происходящим в Турции событиям, чтобы вернуть престиж своим людям. Америка и Эрдоган ожидают этого, поэтому президент США Барак Обама созвал Совет национальной безопасности по поводу попытки переворота в Турции, словно событие ударило в сердце Совета, с целью просчитать возможное противодействие международного сообщества, а Эрдоган тем временем призвал людей выйти на площади, аэропорты, мечети и блокировать любые возможные реакции со стороны проанглийских мятежников.
6 – Напоследок: то, что произошло, причинило нам боль, потому что была пролита наша кровь, а не кровь англичан или американцев, а разрушения в зданиях, аэропортах, площадях произошли в нашей стране, а не в Америке или Великобритании. Каждый час, прожитый во время данного путча – это час кромешной тьмы. Это печально и больно. Но есть и свет, или хотя бы лучик, мелькнувший в темноте – это то, что люди вышли, скандируя «О Аллах! О Аллах! Аллах велик! Аллах велик!», потому что объявление путчистами усиление секуляризма вызвало гнев мусульман Турции и вывело их на улицы против танков взывать о помощи для своей религии. Они оказали сопротивление попытке военного переворота не из-за любви к Эрдогану и его режиму, а из-за ненависти к секуляризму и к его шайтанам. Это было выражение ненависти против секуляризма – как «режимного», так и «мятежного», даже если народ выступил против путча, спровоцированный призывами к секуляризму со стороны путчистов, следующих по стопам Мустафы Кемаля. Народу прекрасно известны их ненависть и козни против Ислама. А что касается нынешнего секуляризма, который существует в Турции, то он хоть как-то успокаивает их чувства своей «исламской» обёрткой. А как будет тогда, когда у мусульман будет государство истины и справедливости – Праведный Халифат по методу пророчества, который станет управлять справедливостью и благом над мусульманами, претворит над ними законы Аллаха, выйдет с ними на джихад на пути Аллаха и возвеличит их и в дунья, и в ахира?! Как?! Тогда мусульмане станут беречь его имуществом и душами, лозунгами и мыслями, душой и телом и всеми своими делами! Исламская Умма едина, она – лучшая умма, появившаяся среди людей.
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (03:110).
С позволения Аллаха, совсем скоро мусульмане станут править тем, что ниспослал Аллах, с помощью Праведного Халифата. Они поднимут над собой флаг Посланника Аллаха ﷺ. А это не трудно для Господа Миров!
12 Шавваля 1437 х.
17.07.2016 г.